Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:37, шпаргалка

Описание работы

Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Файлы: 1 файл

ШПОРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Импрессионизм -  от «впечатле-ние» - Моне, Писсаро, Моризо, Роден.

Модернизм –орнамент, к-й  формируеткомпозиционную структуру  произведения и украшает его.

Декаденство- пессимизм, неверие св социальный прогрессиндивидуализм, культ красоты, как  высшей ценности

Романтизм в  европейской литературе 19 в.

РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности.

Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.

1. Это такое направление,  которое делит  мир на 2 мира:

- мир действительности, который романтик отвергает;

- мир мечты, осуществление  которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня  (мир души, античность..).

2. Романтизм - противник  классицизма (нет единства места,  времени и действия), он признает  развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.

3. Р. делится на 2 направления:  иррациональный и героический.

Гофман - у истоков  романтизма. Его произведениям присущи  драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия - «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек».

Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения  в социальную и трудовую жизнь.

Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира.

Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.

Реализм в европейской  литературе.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е

Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности.

Реализм возник во Франции  и Англии в условиях торжества  буржуазных порядков. Социальные антагонизмы  и недостатки капиталистического строя  определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Во Франции в 30— 40-е  годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию»;

Виктор Гюго - «Собор Парижской  богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др.

Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо»

Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.

В 30 — 40-е годы в Англии.

Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма.

В 80 г- гл. направлением Франц. Лит-ры явл-ся нанурализм братья Гонкур, Эмиль Золя

МУЗЫКА Л. ван Бетховен (немец)

Живопись –реалистич. Направление.Делакруа «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»»Взятие крестоносцами Константинополя»

Реалистический пейзаж –Пуссо, Добиньи, Коро

Реалист направление  –Домье «Бурлак». «Суп», «Вагон з класса» 

Курье «Дробильщики камня», «Похороны в Орнаре»

Моне»Стога сена» «Впечатление , восходящее солнце» Противоречия м/у архитектурой и новой техники , архаичными формами и новым  назначением зданий пытался разрешить новый стиль «модерн» Архитекторы  Гауди (Испания), Макинтош (Великобритания)

В области  скульптуры  глубокое воздействие на все национальные школы оказало творч-во франц-х скульпторов Родена «Бронзовый век»»Мыслитель»

 

15. Культура Модернизма.

(от фр  -  современным) - понятие, обозначающеет течения  художественной практики, сложившиеся  в первые десятилетия 20 в (кубизм, экспрессионизм, футуризм. абстракционизм, сюрреализм. конструктивизм, поп-арт и др.)  и развивающиеся вплоть до 2 мировой воины Рождешние модернизма обозначило  развитие художественного сознания, глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не    обернулось,  однако,  появлением   нового выразительности. ведущих к созданию устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, культура модернизма явила многообразие мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков. Принципиальная специфика художественных процессов модернизма состояла в том, что разнородные художественные течения развивались в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимались как равноправные.

 Узел проблем, с  особой силой потрясших традиционные устои культуры н искусства нач. 20 в и породивших искусство модернизма, можно определить как кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира  не вооружила, а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего.  Точно прорисованные персонажи о традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность.

 Художественная практика  модернизма породила идеи о  «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности», о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка. извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов .  Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерная новая художественная оптика отказалась от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов.

 Вторжение неклассических  форм в изобразительное искусство  музыку. литературу первоначально  воспринималось как однозначный  признак смерти искусства, как разрушение чего- то очень важною, что еще сохраняла в себе художественная практика кон. 19 в. Безусловно, модернизму был присущ пафос отрицания предшествующего искусства. Однако одновременно он был также созидательной работой, своего рода "культурной ретортой». Энергия не наследующих формы классического искусства, была направлена на выработку адекватного художественного облика эпохи. предопределяла бросок в будущее Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности,а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы. Эти усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира. С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность н невыразимость современной реальности, невозможность обьять ее уже имеющимися поэтическими формулами. С другой - его усилия были ознаменованы значительным обогащением лексическо- выразительных средств «говорящего» языка искусства. стремлением превзойти язык эпохи в непреложных и емких формах художественной речи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Массовая культура и ее функция.

Интерес к явлению  массовой культуры возник довольно давно  и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций  «массовой культуры». Авторы большинства  из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят  детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.

Как и в случае с  традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих  пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

В современной культурологии  выделяют три основные уровня массовой культуры:

кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Характеристиками:

ориентированность на гомогенную аудиторию; опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; эскейпизм; быстродоступность;

быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней  языковой семиотической нормой; занимательность.

В целом существующие точки зрения можно разделить  на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим.

К этой группе можно отнести  и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме  Живой Этики, массовая культура по своей  сути является псевдо-культурой, так  как в отличие от истинной (т. е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека.

Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

1)она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время.

2)создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества [1];

3)дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры.

 

17.Посмодернистакая концепция культуры

Постмодернизм, как и  маскульт – продукт постиндустриального, информационного общества. Он отчетливо  проявил себя в 1970-е – как движение к компромиссу между высокой  и массовой культурой.

В социальной сфере постмодернизм  – это определенный образ жизни, это общество конформизма и компромисса. Народ уступает место «массе», «электорату», интеллигенция – интеллектуалам, лишенных интеллигентских комплексов и выступающих как представители преуспевающего среднего класса. На первое место выходят средства, а цели перестают быть ценностью. В идеологии уживаются несовместимые вещи. Жизнь начинает восприниматься как игра, лотерея, дело случая и удачи. Широкое распространение получает мода. Важную черту постсовременной культуры составляет театрализация, охватывающая все области жизни (политику, религию и др.).

Постмодернизм проявляет  себя в философии и в науке. В философии он опирается на позиции  релятивизма и плюрализма. Постмодернизм  критикует науку за абсолютизацию  рациональных методов и недооценку интуиции и воображения. Наблюдается тенденция уравнять науку с религией и искусством.

Многие существенные черты постмодернистской культуры зримо представлены в искусстве  постмодернизма. Можно выделить две  основные тенденции в этом искусстве. Первая – это компромисс с массовым искусством, противостояние модернизму и авангарду с его экспериментированием. Провозглашается культ эклектизма, смешение всех форм, стилей, манер с приемами коллажа, цитирования, повторения. Постмодернизм часто сочетается с китчем. Как правило, произведения постмодернистского искусства имеют красивый вид, они приятны для зрения и слуха.

Вторая тенденция постмодернистского искусства связана со стремлением  преодолеть модернизм и авангард с помощью иронии, пародии и  гротеска. Под каждое изображение подкладывается другое изображение, другой «текст». Здесь также широко используются цитирование, коллажи, заимствования и др. Эстетика гармонии сменяется эстетикой шока.

Анализ культуры имеет  значение, выходящее за рамки чисто  теоретических исследований. Проблема культуры – реальная практическая проблема, которая остро встает перед мировой цивилизацией. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого или к новаторству в культуре, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов – все это может отрицательно отразиться на завтрашнем дне человечества.

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"