Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

1 вопрос.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, сов-ть представлений об окр. человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаим-зь с действит-ю. Мировоззрение – это способ дух-практ. освоения реальности. Осн. мировоззренческие вопросы (И.Конт): Что я могу узнать? Что я должен узнать? На что я могу надеяться? Стр-ра мировоззрения: обыденно-практ. уровень (мироощущение, мировосприятие), рационально-теорет. уровень (миропонимание). Структурные эл-ты мирвоззрения: знания(объект.), ценности(субъект.), убеждения, чувства и эмоции, воля к действию, идеалы. Ф-ции мировоззрения: познавательная, ценностно-нормативная(оценочная), поведенческая(практическ.) Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

• мифология;

• религия;

• философия.

2 вопрос.

Мифологическое мировоззрение  представляет собой исторически  первый тип мировоззрения или  способ оформления мировоззренческих  представлений и возникает на этапе становления человеческого  общества. Это мировоззрение свойственно  первобытнообщинному строю и  раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество  форм, выражающих различные этапы  становления и развития доклассового общества.

 

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

3 вопрос.

Религия как специфическая  форма мировоззрения.

 

Религиозное мировоззрение  характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.

 

Религия (от лат. religio - святыня, предмет культа) - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные различия. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а, стало быть, создаются условия появления индивидуальности. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроекцию (самотворчество). Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение философии.

 

Если в рамках мифологического  мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения  такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого  духа с абсолютным, мировым духом, в результате чего возникают религиозные  идеи. Эти идеи приводят к возникновению  особых чувств и настроений. И все  это завершает оформление религиозной  культуры общества и индивида, где  своеобразно переплетаются религиозные  идеи и настроения.

 

Если мифологическое мировоззрение  начинается с культуры ритуала, то религиозное  мировоззрение завершает и закрепляет догматами веры.

 

Становление и развитие религии  заняло значительный период истории  человечества. Эволюция религии шла  от политеизма к монотеизму (вера в  существование одного Бога). Богу приписывается творение мира и человека и неограниченная власть над ними.

 

Поскольку религия принимает  у мифологии в качестве "эстафеты" охранительную функцию, обеспечивающую определенный консерватизм общественного  устройства, то, естественно, что религия  заимствовала у мифологии и ряд  основополагающих идей. Считалось, что  эти идеи боги передали людям через  пророков христианства, буддизма, ислама. "Слово Божье" заносилось в  священные книги. Наиболее известными среди этих книг являются Библия, Веды, Коран. Каждая их них - уникальный памятник культуры. В них содержится не только религиозные воззрения и верования, но и общечеловеческие заповеди, исторические события. Поэтому эти памятники культуры пользовались и пользуются популярностью.

 

Если мифологическое мировоззрение  выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую  природу через определенную систему  запретов (табу), то религиозное мировоззрение  обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность, произвол, жесткость, вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.

 

К. Маркс определил религию как "душу бездушного мира", отмечая только ее социальную функцию в условиях общества классического капитализма. Содержание этой функции определялось отчуждением человека от всего, всех и самого себя.

 

Поэтому Маркс и мечтал внести свой вклад в решение задачи "создания человеческого общества и общественного человека". Предполагалось, что в справедливом обществе человек  преодолеет отчуждение и упразднит  религию, ибо сущность человека есть совокупность общественных отношений.

 

Между тем, человек больше, чем просто носитель определенного  ансамбля общественных отношений. Его  сущность представлена космическим, природным, духовным и социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поиск самого себя за пределами себя, что задает ситуацию драматического отношения человека к миру и к себе.

 

Первая коллизия обусловлена  осознанием вечности мира и осознания  своей конечности. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религиозном  сознании.

 

Вторая - отношение человека к бесконечности. Бесконечная вселенная  включает человека как ничтожную  точку, но человек в мысли обретает способность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек  не способен ни эмпирически, ни логически  воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в мире непознанном и  сохранить к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине через  веру.

 

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

4 вопрос.

Философия, отражая рефлексию предельных оснований всех видов человеческой деятельности, а) подытоживает, синтезирует  ее достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы  индивидуального и социального  творчества, задает миро отношение. Из данного определения следует, что  выполнение традиционных функций философии  обеспечивается ее теоретико-практической сущностью. 
 
^ Теоретический фрагмент философии — осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальности в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху с целью его преобразования (приумножения, преодоления) — ответствен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждений людей. В этом рефлективном плане складывается картина мира: онтологические допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценности, приоритеты, жизненные установки; идеалы; целеполагание, целесообразность и т. п. 
 
^ Практический фрагмент философии — деятельностная проекция картины мира — определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом праксиологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное); целеобразование; волевые, веровательные интенции; программы самореализации; гражданские позиции; реальный смысл, предназначение жизни и т. п. 
 
Данное толкование философии, разумеется, далеко не исчерпывающее. Оно, к примеру, не дает демаркации философии от теологии, также претендующей на статус рационально-теоретической формы мировоззрения, зиждущейся на рефлективном синтезе культуры и т. д. Поэтому оно требует уточнения, которое находится на пути спецификации природы философских «рефлективных синтезов культуры». 
 
Опознание концептуальных систем в качестве философских производится по признаку фокусируемости их проблематики на оппозицию «субъективное — объективное». Анализ ее многообразных ветвлений составляет conditio sine qua поп философии; без него философия не может ни сложиться, ни состояться. Но как оттеняет подобный анализ существо проводимых современной философией синтезов? Казалось бы, пропускание проблематики через призму оппозиции «субъективного — объективного» с целью выяснении их взаимоотношений излишне. Ведь возможные интерпретации, варианты понимания взаимосвязей этих полярностей хорошо известны, ясны. Не оказывается ли философия праздным блужданием в соснах материализма, идеализма и эклектики? Последнее походило бы на правду, если бы философ ограничивался приобщением к традиционным интерпретациям. Однако в его задачу входит обоснование их. Задача обоснования интерпретации отношений, связей субъективного и объективного, как демонстрирует практика, тривиальной, праздной не является. Она возникает вновь и вновь в материале каждой конкретной культуры и требует соответствующего адаптированного к реалиям данной культуры решения. 
 
Сказанного достаточно как для фиксации тождественно-общего в сфере философской деятельности, так и для спецификации философии в противоположность иным формам духовного производства. Оправданное рамками нашего рассмотрения толкование философии как универсального синтеза культуры, фокусируемого на оппозицию «субъективного — объективного», позволяет провести следующие необходимые уточнения. 
 
1. Философия — знание историческое, имеет дело с подвижной, постоянно меняющейся реальностью. Эта реальность — мобильное содержание исторических видов практики, порождаемых культурогенезом. Становление новых типов реальностей, отображением которых является философия, требует изменения ее форм. Выступая глобальным синтезом человеческо-исторической практики, локализуемой по отдельным эпохам, философия функционирует как их (эпох) духовная квинтэссенция. Она выступает самосознанием, совестью эпохи, впитывая все приметное и существенное из духовной жизни человечества на данной фазе его эволюции. 
 
2. Философия есть рефлексия второго порядка; она является теоретизацией иных способов духовного производства. Эмпирический базис философии — специфические предметности различных типов сознания; философия тематизирует не в себе и не саму по себе реальность, а обработки и проработки реальности в представленчески-образных и категориально-логических формах. 
 
Философ не ставит экспериментов, они заменяются концептуальным моделированием; имеет место движение не в вещах, а в идеях. Философские утверждения не допускают непосредственного опытного контроля. Они оправдываются опосредованно — путем выявления степени плодотворности деятельности (ученых, политиков, творческой интеллигенции), базирующейся на философских принципах, которые осуществляют методологическую, мировоззренческую, аксиологическую и другие виды регуляции этой деятельности. 
 
3. Философия вскрывает последние — предельные, граничные — основания образов, способов фиксации, проявлений природного, общественного, познавательного, собственно человеческого универсумов; задает, высвечивает амплитуды понимания и постижения всего сущего. Эти амплитуды — стилистика, самобытность духовных формаций, некие горизонты, открываемые рамками известных культур с множеством свойственных им преходящих убеждений и предубеждений, идолов и идеалов, центробежных и центростремительных тенденций, совокупностью смысловых, ценностных, экзистенциальных, волевых интенций и детерминаций. Оценивая эти «последние» основания, философ делает себя масштабом мира, рядится в тогу выразителя, апологета гуманитарно значимых воззрений, действий, отношений. Он подбирает прилагательные для определения действительности, осуществляет связь времен, обеспечивает непрерывность духовного опыта. Отвечая на вечные, сакраментальные вопросы — как, куда, откуда, почему, зачем, — встраивает современников в ряд общечеловеческих исканий, духовно стимулирует, целеориентирует человечество. 
 
4. Философия — открытая система, не замыкающаяся в себе самой. Во-первых, у философии нет и не может быть единого и единственного исходного начала, на что в разные времена и при разных обстоятельствах уповали адепты эмпиризма, рационализма и интуитивизма. Во-вторых, в философии, как подмечал Кант, нельзя начинать с дефиниций. Сова Минервы вылетает в сумерки. Смысл этой метафоры в подчеркивании того, что прозрение приходит лишь после, а не до. Подобно этому, философская мудрость (знание) не может быть неким изначальным, но лишь последующим. Дефиниции в философии - - нечто завершающее, а не исходное, они не очевидны вначале и могут быть оправданы лишь в конце. Пафос философии определяется реальными отражениями — переработкой содержания и представления в ходе освоения бытия, творения культуры, обработки людьми друг друга. Поэтому философское знание развертывается как экспозиция (а не конструирование) понятий, оценивающих конкретные условия, тенденции, характер и другие аспекты данного весьма подвижного изменения и мира. 
 
5. Философское знание — метафизическое. Анализируя предельные основания человеческой практики, философия исходит из некоторых заведомых предпосылок. Беспредпосылочной философии, как показал А. Тренделенбург, исследуя гегелевский вариант «беспредпосылочной философии», не бывает. Философские предпосылки не самоочевидны и одновременно не могут быть обоснованы методами, принятыми в специальных науках. Отсюда непосредственная неконтролируемость предпосылок философии, которые в этом отношении оказываются метафизическими. 
 
Тем не менее важно понять, что предпосылки философии не являются совершенно необоснованными. Они оправдываются косвенно а) понятием допустимости исследовательских инициатив (характер проблем, способы их постановки, анализа), имеющим ситуационный, конкретно-исторический статус, б) практикой, которая, — правда, задним числом — демонстрирует плодотворность принципов, выступающих базисом философской деятельности.

5 вопрос.

Основным  в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две  неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая  (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления —  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"