Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ - «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Г. Гегеля, Л. Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения К. Маркс выделяет отчуждение труда.

К.Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений.

Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и  породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса - его зрелым работам.

В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс подвергает критике  созерцательный характер предшествующего  материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Категория «практики» рассматривается как важнейшая философская категория марксизма.

Один из основных аспектов теории К. Маркса (по его оценке)- материалистическое понимание истории - разработан совместно  с Ф. Энгельсом в «Немецкой  идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни  над экономической теорией, не написал  специальной систематической работы по философии. Однако в его главной  работе - «Капитале» находят решение  философские проблемы. Так, он вскрывает  противоречивые отношения между  абстрактным мышлением и чувственным  отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой  высшей ступени познания, указывает  на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений.

Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма, его философия - диалектический и  исторический материализм, находящиеся  в неразрывном единстве. Разрабатывая в 40-х годах Х1Х века социально-политическое учение, К. Маркс совершил переворот  в области методологии: материалистически  переработал диалектику Г. Гегеля, придал ей содержательный характер («У Гегеля диалектика стоит на голове, нужно  ее поставить на ноги»). Он применяет  диалектический метод, выявляя диалектические взаимосвязи в социально-экономической  и политической действительности. Диалектический материализм сформировался первоначально  как философская основа социально-политического  учения, но является теорией и методом  познания мира как объективно-реального  диалектически развивающегося целого.

Важнейшей стороной философии  марксизма является исторический материализм. Его основной принцип был сформулирован  еще в немецкой идеологии: «Не  общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие  определяет общественное сознание». Общественное бытие понимается как реальный процесс  жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни. Производство рассматривается исторически, как  ряд исторически конкретных способов производства. Способ производства - производительные силы общества и производственные отношения (отношения собственности) в их единстве. Способ производства определяет исторически  конкретный тип общества в целом - общественно-экономическую формацию. Теория общественно-экономических  формаций разрабатывалась К. Марксом  на протяжении всего его творчества. К выделенным первоначально рабовладельческой, феодальной и капиталистической  формациям добавились первобытнообщинный строй, предполагаемое коммунистическое общество, а в ряде работ и «азиатски й способ производства». Смена формаций происходит посредством революций, порождаемых конфликтом между производительными силами и производственными отношениями. Коммунистическая революция завершает «предысторию» человечества. С теорией материалистического понимания истории неразрывно связана теория классов и классовой борьбы, разработанная марксизмом. Таким образом, К. Маркс выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений.

Новизна и оригинальность философии  марксизма состоит в следующем:

· была создана новая форма материализма - диалектический материализм;

· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;

· была разработана и введена  в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;

· осуществлено соединение теории и  практики, философии и революционного коммунистического движения.

18 вопрос

Экзистенциализм - философия существования. Это сложное  философское течение. Его представители определяли задачу философии - наниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования).

Экзистенциалисты  считают, что человек помимо своей  воли заброшен в мир, который ему  чужд. Поэтому в нем преобладает  страдание в любой форме. Мир  страшен ему тем, что он бессмысленен и непостижим.

Человек живет прежде всего эмоциями, а поэтому реагирует на окружающее эмоционально.

На вопрос, для  чего живет человек и в чем  смысл его жизни, каково место  в ней человека и каков выбор  им своего жизненного пути, экзистенциалисты по этому поводу отвечают, что существование - это духовное бытие этичности, ее сознание. Для того чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, перед лицом смерти).

Наиболее надежный способ постижения мира - интуиция. Проблему свободы экзистенциалисты рассматривают  следующим образом: свобода есть независимость настоящего от прошлого, а будущего - от настоящего. Свобода  не трактуется как свобода деятельности, а лишь как свобода выбора или  отношения субъекта к независимому от него окружению. То есть, можно либо свободно смириться со своим положением , либо столь же свободно не принимать своего положения. А посему, задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить отношение к нему.

Экзистенциалисты  ищут выход из кризиса общества не в изменении общественных отношений, а в ограничении общения узким  кругом духовной аристократии.

Религиозное направление  экзистенциализма - в мистическом  общении с Богом.

Итак, экзистенциализм  все проблемы человека рассматривает  как индивидуальные. У него бытие  всего сущего сводится к централизованности вокруг бытия личности, а ее жизнь - к переживаниям вокруг бытия.

Экзистенциалисты  выступают сторонниками человеческой уникальности. К наиболее ярким представителям этого философ «кого течения  относят Марселян, Сартра, Бердяева, Шестова и др.

философская антропология

Выдвижение на передний план исследований гуманитарно-антропологической  проблематики и усиление антисциентистской направленности привело к формированию философского антропологизма, где главным объявляется «человеческое содержание». В рамках антропологизма формируются такие течения, как философская антропология, философия жизни, экзистенциализм и персонализм. Представителей этих течений объединяло неприятие всеобщности естественнонаучного мышления и его норм, родство с христианством, обращенность к человеку как исходному пункту философствования.

Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии  к человеку. В современной философии  имеются различные разновидности  антропологии: 1) биологическая, 2) культурная, 3) религиозная. При этом термин «философская антропология» употребляется в  широком и узком смысле. В широком смысле к ней относят философские учения о человеке в традиционной философии, которая соотносит человека с жестко фиксированным объективным порядком. Здесь человек рассматривается как часть неизменного миропорядка, исходя из которого человек обретает ценность и достоинство. В узком смысле под философской антропологией понимаются философские учения, в которых человек является исходным пунктом и главным предметом философствования.

 

У истоков философской  антропологии как специфической  философской отрасли знания стояли немецкие философы М. Шелер (1874-1928) и  Г. Плеснер (1892-1987). Их идеи определили общую  программу философско-антропологических  исследований. В книге «Положение человека в космосе» Шелер предпринял попытку развернуть философское  познание человека во всей полноте  его бытия, реализовав при этом идеал  синтеза конкретного знания с  философским постижением. По его  мнению, философская антропология должна обнаружить «базисную структуру» человеческого  бытия. Конечной целью такого исследования виделось выявление специфических  свойств и характеристик человека. Шелер считал, что «только исходя из картины человеческой сущности, которую исследует философская  антропология - идя навстречу актам  духа, проистекающим из самого ядра человека - можно сделать вывод  об истинных атрибутах конечной основы всех вещей». Утверждая, что человек  представляет собой микрокосм, Шелер  выстраивает одновременно с использованием одних и тех же категорий систему  мироздания и учение о человеке. Все основные проблемы философии  сводятся к вопросу: что есть человек? Шелер понимал человека не столько  как биологическое, сколько как  духовное существо, способное к чистому  созерцанию вещей, считая, что необходимо рассматривать всю систему условий, оказывающих воздействие на формирование человека.

 

Особое положение человека, по Шелеру, может быть ясным только тогда, когда будет рассмотрено  все строение биопсихического мира. В качестве основных принципов человеческого  бытия выделяются могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух.

 

Отождествляя «порыв»  с жизнью и вообще с природой, Шелер в то же время детально рассматривает  это понятие. По его мнению, порыв  образует в животном и человеке «низшую» ступень психического, которая вовне  выступает как «живое существо», а вовнутрь - как «душа». Решающее свойство человека обозначается Шелером  словом «дух», составными частями которого выступает разум и созерцание, а также носителем духовных актов  является личность.

 

Открытость мира человека и связь с окружающей средой пересекаются, ограничивая друг друга. Образ жизни  человека делает его открытым и тем  самым подвергает его опасности. По мнению Шелера, в самом космосе, равно как в людях и природе  Земли, заложена трагичность как  важнейший момент существования.

 

Шелер рассматривал человека как существо, противостоящее миру и одновременно сопоставимое и соизмеримое  с ним. Он выдвинул положение о  божественно-духовной сущности человека, который включает в себя все сущностные ступени бытия, в том числе  и живую природу. Становление  человека есть его возвышение благодаря  духу к открытости миру. Чувственный  порыв выражается в инстинктивной  психической форме. При этом осуществляется сравнение, сопоставление человека с животным.

 

По Плесснеру, картина человека определена, с одной стороны, биологически-психологическими аспектами, а с другой - аспектами духовными и культурно-научными. Для преодоления разобщенности категорий, с помощью которых человек анализируется как существо природное и существо культурное, он подчеркивает необходимость единого проекта человека. Плеснер рассмотрел некоторые аспекты сущности человека с связи с его отношением к миру животных и растений в так называемой космологической перспективе.

 

Согласно учению Плесснера, человека отличает от животного его «эксцентрическая позиция». Человек не есть какая-то неизменная субстанция, а он есть нечто непостижимое. По поведению человека видно, что здесь появляется нечто более сложное, ставящее его выше поведения животного, способность постигать реальность. Способами выражения эксцентрической позиции являются феномены смеха и плача, проявляющиеся на грани человеческого поведения.

 

Эксцентричность означает для  человека постоянное колебание между  необходимостью поиска равновесия и  новым стремлением устранить  равновесие.

 

В человеческой деятельности физическое и духовное дополняют друг друга и в этом состоит специфическая человеческая позиция.

 

В концепции Плеснера утверждаются особые условия и исключительное положение человека в мире. Сам  человек трактуется как частица  божественного, как непостижимая тайна  бытия. Духовные начала отличаются от материальных. Плеснер считал, что человек должен изучаться «как объект и субъект своей жизни». Он не ограничивается изучением человека только в качестве субъекта духовного творчества и моральной ответственности, а ставит задачу постижения природной сферы человека, отмечая, что «без философии природы - никакой философии человека».

 

В 60-70-е годы XX в. происходит создание философской антропологии как научно-философской дисциплины и переосмысление ее проблематики. Это связано с попытками преодоления  рамок естественнонаучного анализа  человеческой природы и с привлечением сюда наук в духе и культуре. Наряду с идеями основоположников философской  антропологии привлекаются также идеи Ницше, Дильтея, Сартра, Маркса, Маркузе. Этот вариант философской антропологии представлен Э. Фроммом. Исходя из положения Маркса, что потребности человека коренятся в условиях его существования, он доказывает, что все эти потребности объединяет одна потребность - единение человека с миром, т.е. любовь. Благодаря развитию этой потребности создается новый человек.

 

Cегодня философская антропология является не только определенным направлением, но и принципиально новым методом мышления. Исходным пунктом нового антропологического философствования является человек в конкретной ситуации (исторической, социальной, экзистенциальной, психологической).

 

Таким образом, философская  антропология является частью философии, в которой специфическим образом  изучается человек как особый род сущего. Здесь осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира.

19 вопрос

Нет такой философской  системы, которую можно было бы назвать  единственной христианской философией, зато существуют многие христианские философии. Общей чертой всех этих концепций  является крепкая связь с христианской теологией. Причем протестантизм, стремясь отделить философию и теологию, в  конечном счете развивает теологию, а православие, оценивая философские сюжеты, сохраняет по отношению к философии сдержанность. В католицизме с времен Фомы Аквинского разграничиваются эти обе области — философия и теология. Понятие "современная христианская философия" является еще менее отчетливым. Ибо оно касается как самих философских произведений, так и официальных высказываний римского папы, содержащихся в энцикликах. При этом, если речь идет о философских мотивах, то в объем этого понятия входят все еще живые концепции средневековой философии, а также — неотомизм, персонализм и тейярдизм. Введением во все эти направления христианской философии является неосхоластика.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"