Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

В противоположность своим  христианским предшественникам и средневековым последователям Августин больше интересуется не хронологией, а логикой истории, чему и был посвящен его главный труд - «De civitafe Dei» («О граде Божьем»). В книге речь идет о всемирном сообществе людей, сообществе не политическом, а идеологическом, духовном.

10 вопрос.

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха  – эпоха Возрождения, создавшая  свою блестящую культуру. Важнейшим  условием расцвета культуры в эпоху  Возрождения явился слом диктатуры  церкви.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью  всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность  антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его  права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены  феодальному аскетизму:

– Петрарка, который собирал  древние рукописи, призывает «исцелить  кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных  солдат и раздираемой враждой  феодальных тиранов;

– Боккаччо высмеивает в  своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет  пытливый разум, стремление к удовольствиям  и кипучую энергию горожан;

– Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения  наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное  развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

– светское свободомыслие, которое  противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

– ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем  охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии  эпохи Возрождения:

– отрицание «книжной мудрости»  и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

– использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

– тесная связь с естествознанием;

– исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость  светского государства, доказав, что  побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами  выявляют необходимость обуздания  человеческих инстинктов с помощью  особой силы – государства.

Необходимый порядок в  обществе создает юридическое мировоззрение  людей, которое не может воспитать  церковь, а только государство, вот  основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает  Макиавелли:

– «Что лучше: внушать любовь или страх?»

– «Как государи должны держать  слово?»

– «Каким образом избегать ненависти и презрения?»

– «Как надлежит поступать  государю, чтобы его почитали?»

– «Как избежать льстецов?»  и др.

11 вопрос

Б. Рассел в «Истории западной философии» пишет, что «духовный  облик Нового времени отличается от средневековья двумя главными чертами: падением авторитета церкви и  ростом авторитета науки».Действительно, начиная с XVII столетия, наука начинает играть все более заметную роль в жизни общества. И чем больше накапливается новых знаний, гипотез, тем острее ощущается потребность в философском осмыслении научного познания. Вот почему в философии Нового времени на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания).

 

Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, начинается критика  средневековой схоластики. В XVII в. она  приводит к новому пониманию целей  и задач научного познания. Английский философ Ф. Бэкон (1561–1626) провозгласил высшей задачей познания «завоевание  природы и улучшение человеческой жизни». Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила», в котором  отразилась практическая направленность новой науки.

 

Решить задачу получения  полезных людям знаний с помощью  старого схоластического метода познания было невозможно. Напомним, что  свойственный религиозному мышлению метод  состоит в том, что все проблемы решаются ссылкой на авторитеты (Библию, Платона, Аристотеля, «отцов церкви»), из которых путем дедукции выводятся  заключения.

 

Бэкон закладывает основы нового метода познания, который требует  исходить из непосредственного опыта, т. е. из наблюдений и экспериментов, которые являются подлинным источником знаний о мире. Не надо думать, что, Бэкон  не понимал значения разума. Сила разума как раз и проявляет себя в  способности такой организации  наблюдения и эксперимента, которая  позволяет услышать голос самой  природы и правильно его истолковать. Другими словами, ценность разума –  в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена.

 

Таким образом, истинный метод  познания состоит в умственной переработке  материалов, которые доставляют органы чувств. Мышление движется от изучения единичных фактов к общим выводам, т. е. речь идет об индуктивном методе познания. Его разработке посвящено  главное сочинение Бэкона «Новый Органон». В нем он также критикует  схоластов, которые пользовались в  основном дедуктивным методом, с  помощью которого мысль движется от очевидных положений (аксиом) к  частным выводам. Такой метод, по мнению Бэкона, мало подходит для изучения природы.

 

Заложенный Бэконом подход к пониманию вопросов сущности и  метода познания в истории философии  получил название эмпиризма. Его  представители придерживаются мнения, что все знания возникают из опыта  и наблюдений.

 

Однако, это позиция имеет и ряд слабых мест. Остается неясным, как возникают понятия, законы научные теории, которые нельзя непосредственно получить из опыта и наблюдений? На это обратили внимание представители рационализма, философского течения, представители которого источником знаний считают разум (мышление).

 

У истоков рационалистической (классической) философии Нового времени  стоит французский философ Рене Декарт (1596–1650).В центре его философии, как и у Бэкона, вопрос о выборе такого метода, с помощью которого может быть получено достоверное  знание. Как мы уже знаем, Бэкон  основу достоверного знания думал найти  в том, что дают нам чувства, но где, спрашивает Декарт, гарантия, что  чувства дают истинные сведения о  мире? Разве мы не знаем обмана чувств?

 

Декарта волнует вопрос, а  можно ли вообще получить знания «совершенно  достоверные и не допускающие  никакого сомнения»? В поисках ответа на этот вопрос он решает сомневаться  во всем: «можно даже допустить, пишет  Декарт, – что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас  самих нет тела, но мы не можем  предположить только одного, что мы не существуем в то время как сомневаемся в достоверности всех этих вещей». Значит если мы сомневаемся, значит мы существуем. Но ведь сомнение ничто иное как мысль. Следовательно, если мы мыслим, значит существуем! «Истина «Я мыслю, следовательно существую», – пишет Декарт, – столь прочна и столь достоверна, что ее не может поколебать ни один скептик. Эту истину я принимаю за первый принцип моей философии».

 

Из этого принципа вытекает чрезвычайно важное следствие: для  любого человека, если вдуматься, его  сознание всегда является более достоверным, чем все остальное. Таким образом, Декарт первым формулирует тезис  о первичности разума, мышления, нашего «Я» по отношению ко всему  существующему.

 

Из сказанного легко понять, почему Декарт главную роль в познании отводит не ощущениям, а разуму. Принцип  «я мыслю, следовательно, я существую» по сути означает сведение человека только к мышлению. Это не означает, что Декарт совсем отрицает значение чувственности как источника познания, он только напоминает, что этот источник мутный и не очень чистый. Настоящий же источник достоверных знаний он находит, естественно, в самом разуме.

 

Что же конкретно в нашем  разуме можно считать источником знаний? По мнению Декарта – это  так называемые «врожденные идеи», то есть такие положения, которые  как бы непосредственно достоверны или очевидны и без всяких доказательств. То есть эти положения достоверны на основании простой интуиции. По мнению Декарта только с помощью  интуиции можно усматривать те исходные принципы (первоначала), которые лежат  в основе всех наук. Например, в философии  таким исходным принципом, интуитивно очевидным без всяких доказательств, является положение «я мыслю, следовательно, я существую». В математике: «Если  к равным величинам прибавить  также равные величины, то это в  результате опять дает равные величины».

 

Ну а следующий этап познания состоит в том, чтобы  из этих интуитивно очевидных аксиом с помощью строгой дедукции делать достоверные выводы. Дедукции Декарт отводит исключительную роль в познании, только ее он считает собственно научным методом. Хотя неверно считать, что он с полным пренебрежением относился к индукции, просто для него она всего лишь подготовительный этап, за которым только и следует настоящая научная работа, т. е. объяснение действительности с помощью дедукции.

 

Итак, разум обладает надежными  средствами – интуицией и дедукцией, с помощью которых ему по силам  достигнуть достоверного знания во всех областях. Этот важный вывод составляет стержень учения Декарта о правильном методе познания, которое он разработал в книге «Рассуждение о методе».

12 вопрос

Центральным понятием рационалистической  метафизики  является  понятие  субстанции.

     Декарт определяет  субстанцию как вещь, которая  не нуждается для своего существования  ни в чем, кроме самой себя.  Если  строго  исходить  из  этого определения,  то  субстанцией,  по  Декарту,  является  только  Бог.

     Сотворенный  мир Декарт делит на  два   рода  субстанций  -  духовные  и материальные. Главное определение   духовной  субстанции  -  ее  неделимость, важнейший признак  материальной - делимость до бесконечности.  Таким  образом, основные атрибуты  субстанций -  это  мышление  и  протяжение,  остальные   их атрибуты производны от этих первых Нематериальная субстанция имеет в себе,  согласно  Декарту,  идеи,  которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому  в XVII  веке  их называли врожденными. Что же касается материальной  субстанции,  главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт  отождествляет с природой,  а потому  с полным  основанием  заявляет,  что   все   в   природе   подчиняется   чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение  о протяженной субстанции  и нереалистическую  психологию  как учение о субстанции мыслящей. Преодоление дуализма на путях мате­риалистической философии осуществил Спиноза, который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телес­ной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосновать внутренней активно­сти, «самодеятельности» субстанции.МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всего суще­ствующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеа­листический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явле­ний считают дух, идею и т. д. Наибо­лее последовательным направлением идеалистического монизма - является филосо­фия Гегеля. Противоположность монизма— дуализм. ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — фило­софское учение, считающее в противо­положность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма ча­сто является попытка примирения ма­териализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных изолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейб­ница.

13 вопрос

Философия эпохи Просвещения

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: всё должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения.

Философия Просвещения охватывает период XVI— XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Просвещения.

В центре внимания новой философии  — теория познания, отработка методов  истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки  открывают законы природы, то философия  призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные  мыслители, как Френсис Бэкон, Томас  Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными: Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями — «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон; Гоббс, Локк), или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Мальбранш, Спиноза).

В любом случае, торжествуют рационализм  и методы аналитического порядка, применяемые  ко всем областям реальности. «Всерасчленяющий» и «всеанатомирующий» анализ (Ф. Энгельс), давший большой эффект (прежде всего в механике и математике), провозглашается основой научного знания. Такое направление в современной методологии обычно называют «механицизм» и «метафизичность». В философии Просвещения появляется ряд специфических проблем и установок:

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"