Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

— полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);

— выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (ф. Бэкон);

— развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Просвещения.

Проблема  научного метода и шире — проблемы познания — всегда находились в  центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам. Мыслители XVII—XVIII вв. неоднократно фиксировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания, не разработан. Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы Ума, с которых начинается построение истинной философии, а затем и всех других наук.

При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпи-рио» — опыт) и рационализма («рацио» — ум). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания — это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества в конечном счёте сводится к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» — таков девиз эмпириков-сенсуалистов («сенс» — чувство, ощущение). В душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощёная табличка (tabula rasa — чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук.


Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и прочее. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это основная, интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному), мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент — важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущений, но приложимо к ощущениям. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента.

Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немецкой классической философии.

14 вопрос

Условия возникновения  и источники классической немецкой философии.

К середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции и Англии в Германию.

По богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия является одним  из важнейших этапов в развитии европейской  философии.

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших  выражений эпохального подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был  включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение. 

 

Т.о., немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем:

1.повернула внимание философии  от традиционных проблем (бытие,  мышление, познание) к исследованию  человеческой сущности;

2.особое внимание уделила  проблеме развития;

3.значительно обогатила  логико-теоретический аппарат философии;

4.взглянула на историю  как на целостный процесс. 

 

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804).  

 

И. КАНТ.

Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.

Различает 2 уровня:

1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).

2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 

 

2 периода в творчестве  Канта:

1) Докритический

2) Критический 

 

В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).

1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”:

Мир создан богом по законам  математики, а люди пытаются понять эти законы.

Однажды созданный мир  не меняется. 

 

Проблемы становления  и направленного развития солнечной  системы решает, опираясь на: систему  Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения  и механики Ньютона. 

 

(Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет.

Существование других галактик.  

 

В критическом периоде переходит на позиции дуализма.

Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным  критиком.

1781 г. Критика чистого  разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.

Человеческие ощущения –  нечто закрытое для свойств внешних  вещей. Человеческий опыт ограничен  и конечен, а объективный мир  всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. 

 

Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно.  

 

Процесс познания имеет 2 стороны:

1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.

2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер. 

 

Процесс познания проходит 3 ступени:

1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).

2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. =>создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.

3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.

Разум группирует и завершает  мысли в виде 3 идей: 

1.        космологическая (идея о внешнем мире); 

2.        психологическая (идея о душе); 

3.        теологическая (идея о боге).  

 

На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):

- мир конечен в пространстве  и времени; - мир бесконечен в  пространстве и времени;

- мир состоит из простых  частей; - мир делится до бесконечности.

- в мире всё существует  по необходимости; - в мире есть  свобода. 

 

В философии Канта возникает  новая форма диалектики: - она  субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно  обрублены. 

 

Агностицизм Канта.

(Если подвести итоги).

Выдвигает 2 основания:

1.        Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной.

2.        Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пр: что мир бесконечен и что он конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие области, которые недоступны научному познанию. Непознаваемую сущность мира Кант обозначил термином «вещь в себе».  

 

Вне нашего сознания имеются  материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют  между собой; в голове возникают  ощущения в виде хаоса. Сознание, с  одной стороны, воспринимает эти  воздействия, с другой – совершает  упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят  от материальных предметов, это формы  сознания). 

В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены  – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно. 

 

3 уровень: вопрос о сущности  мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь  миру в целом противопоставляется  человек, который является материальным  существом, обладающим сознанием.  

 

Основные достижения Канта:

1.        дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона;

2.        выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

3.        выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

4.        сформулировал моральный закон («категорический императив»);

5.        выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

15 вопрос

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку  он пошел значительно дальше своих  знаменитых предшественников.

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

- теория объективного  идеализма;

- всеобщий философский  метод – диалектика.

К важнейшим философским  трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских  наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно.

Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную  идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего  мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого  человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три  разновидности:

· субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;

· объективный дух –  следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;

· абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического  метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования  Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы – распадается у Г. Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.

В «механике» Г. Гегель рассматривает  такие фундаментальные философские  категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий – притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.

В «физике» речь идет об общих  и частных свойствах материи  и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.

«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая  природа, растительная природа и  животный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь  Земли как планеты, специфика  формообразовательного процесса у  растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"