Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:37, шпаргалка

Описание работы

Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Файлы: 1 файл

ШПОРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

структуры и собирать сильные армии. Наступившая стабильность

обеспечила быстрый  подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты

варварства, в городах  расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима

и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во,

развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили

возможность с трудами  античных греч. и эллинистических  ф-фов, прежде всего

Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья

схоластика - тип религиозной  ф-фии, для которой хар-рно подчинение

теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С

именем П. Абеляра связывают  появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее

средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его  был

далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила

развитие к-ры столетняя  война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и

торговля, возникли новые  условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,

иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В

Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая

символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.

Доминирующим принципом  в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах

используются эл-ты театра. Против монополии церкви в духовной сфере впервые

выступила новая городская  к-ра. С развитием образования  в городах и замках

складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной.

Искусство западного  Средневековья. В  XII—XIII  вв.  под влиянием

школьного  и  университетского  образования  в   городах   Западной   Европы

развивалась  латинская  литература. Особое место в этой литературе занимала поэзия  вагантов появившаяся в Германии,  Франции,  Англии  и Северной  Италии.  Расцвет  поэзии  вагантов  совпал  с  развитием  школ   и средневековых университетов; носителями этой поэзии были бродячие  студенты.

В XI—XII вв. оформился и  был  записан героический эпос, который до этого передавался  только  в  устной  традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну  и  свой народ;  в  эпических  сказаниях  воспевались  храбрость,   сила,   верность,воинская  доблесть.  Величайшим  памятником  французского  эпоса  является  “Песнь  о   Роланде”.

Крупнейшим  памятником  немецкого героического  эпоса является  “Песнь   о

Нибелунгах”.Основным  образцом  средневекового изобразительного искусства были  памятники  церковной  архитектуры.  Главной задачей художника было воплощение божественного начала,  а  из  всех  чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по  учению  церкви,  это  — очищающий  душу  огонь.  С  необычной   яркостью   средневековые   художники изображали картины страданий и  бедствий.   За  время  с  XI  по  XII  в.  в Западной Европе сменились два архитектурных стиля — романский и  готический. Романские  монастырские  церкви  Европы   очень   разнообразны   по   своему устройству и украшению. Но все они  сохраняют  единый  архитектурный  стиль, церковь  напоминает  крепость,  что  естественно  для  бурного,   тревожного времени раннего  средневековья.  Готический  стиль  в  архитектуре  связан-с развитием  средневековых  городов.  Главный  феномен  искусства   готики   — ансамбль городского собора,  который  был  центром  общественной  и  идейной жизни  средневекового  города.  Здесь  не  только  исполнялись   религиозные обряды,   но   происходили   публичные   диспуты,   совершались    важнейшие государственные   акты,    читались    лекции    студентам    университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.

 

11.Культура Эпохи Ренессанса(14в.-кон.16в)

Рассматривается как  переход от средних веков, от феодального  к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется  научная картина мира на открытиях в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Люди эпохи. Закономерно, что время, придавшее центральное  значение «богоравному» человеческому  творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело— это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа ). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной. Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко. Идеал культ чел – универсальная всесторон развит личность, сочет в себе дарования учёного и худож.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Культура Нового времени

На смену Ренессансу прихоит Новое время(17-18вв.). В 17в. в передовых странах Европы –  Голландии и Англии – происходят буржуазн. рев-ции, кот. открыли простор для развития капит-х отнош-й. ПобедаРеформации(протестантизм против катол. церкви) в этих странах сод. более благопр. усл-я для разв-я наукии философии. В 17в. позиции религии ослабевают возраст. роль науки, происх. 1 научн. рев-я.  Получ. развитие эксперимент. естествознание. У истоков науки и фил-и Нового времени стоял Ф. Бэкон. Он внес важный вклад в формирование нов. концепции к-ры. Бэкон опр-ет к-ру как мир деят-ти чел-ка. В культ.-ист. процессе он различает 2 стороны: матер-ю и дух-ю. Мат. к-ру он опр-ет как процесс преобразования человеком природы, ист-ю преобразований природы он назыв. истроией иск-в, среди кот. он особо выдел. мехнические иск-ва (кораблестр-е, тип-фия, пр-во шелка, книгопечатание, порох, компас).  Дух. к-ру он опр-ет как целенапр-е воздействие на дух. мир чел-ка – к-ра души.  Важнейш. место в конц-и Бэкона заним. проблемы науки, научн. позн-я, рост науки в общ-ве. По его мнению, наука должна давать достоверные знания и быть методолог-ки совершенной. Поэтому он разрабатывает проблему освобождения науки от ложн. понятий – идолов, индуктивный метод позн-я(эмпирич.), кот. считал единств. эффективным. Бэкон отмечал огромн. роль преемств-ти научн. знаний в развитии чел-ва, но вместе с тем он справедливо отмечал, что «истина – дочь времени, а не авторитета». Онне рассм-ет научн. прогресс как прямолин. движ-е вперед, лишенное отступлений и противоречий, видит против-ть культ. прогресса. В целом взгляд Бэкона на культ. развитие отличается оптимизмом.

Томас Гоббс – важнейш. проблемами к-ры в конц-и Гоббса явл-ся: происх-е, сущность, соц. ф-и к-ры в целом и ее отд-х комп-тов – науки, иск-ва, морали, права. Центр. учением явл-ся понятие чел. природы, кот. он орп-ет как сов-ть физ. и дух. способностей, дан-х чел-ку от рожд-я, изнач-но(движ-е, питание, размнож-е и др.). Руководствуясь в своих поступках эгоизмом, чел-к не считается с правом др. людей, следствием чего является состояние «войны всех против всех»(естеств. сост-е общ-ва). Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражд. общ-ву и созд-е гос-ва. Гос-во Гоббс понимает как продукт к-ры, искусств. образ-е, призв-е усмирять первобытные инстинкты людей и обеспеч-ть гарантии мира и безоп-ти. Важн. культ. ценн-ю он считает язык(отождествляет язык и речь). Первый творец языка – бог. Т.о., Гоббс обьясняет возн-е языка естеств. прич-ми. Он разл. 2 вида опыта: чувственный и речевой. Для упорядочения и регистрации мысли, перевода внутр. речи во внешн., необх. слова. Т.о., Гоббс развивает конц-ю языка как знаковой сис-мы. Он отстаивал идею об абсол. произвольности языка(м/у именами и вещами нет никакого сходства). Гоббс считает, что благодаря языку чел-к может закр-ть рез-ты позн-я и передавать их др. людям. Он выделял 2 рода знаний: знание фактов(ощущение и память) и знание связей и зависимости м/у фактами(наука). Искусство – у Гоббса многозначно. В широком смысле – все то, что созд. чел-ком, а не дано природой, иначе, это умения, мастерство, а также – худож. деят-ть чел-ка(музыка, живопись, лит-ра). 

 

13.Культура Эпохи Просвещения.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное  течение XVIII — сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. ПРОСВЕЩЕНИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.

Основные идеи и принципы Просвещения. При всех национальных особенностях Просвещение имело  несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.  Просвещение во Франции. Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».

Идейное наследие Просвещения. Исторической границей европейского Просвещения  становятся 1780-1790-е гг. В эпоху  английской промышленной революции  на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума. Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Европейская культура 19 века.

Основные черты  культуры 19 в.

19 в. — это расцвет  классического естествознания, создания единой системы наук.

В то же время связь  естествознания с производством  становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые  и новые научные открытия в  различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

Создание паровоза, двигателя  внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение.

Великие сдвиги, происходившие  в 19 в. в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран  и народов европейского континента.

Эпоха становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались

Классицизм (выше) - это  попытка поставить разум над  чувствами

Романтизм (ниже) - протест  против суровой противоречивой действительности (гофман-писатель, композ-р, поэт Генрих Гейне, драматург Гауптман, композитор Мендельсон, Шуман, Шуберт)

Реализм (ниже) — это  правдивое, объективное отражение  действительности

Натурализм - представления  о полной предопределенности  судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Эмиль Золь роман «Ругон Маккары», Фрэнк Норрис

Символизм  - внимание на художественном выражении посредством  символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека.(поэт Поль Верлен, Фридрих Шиллер, Гетте)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"