Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Файлы: 1 файл

1-30.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС № 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

 

Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого  общения, необходимо обозначить его  наиболее важные аспекты с точки  зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.

Общение является:

– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

– источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю  психическую жизнедеятельность  человека. Но деятельность и общение  зависят от психического состояния  человека. Полноценное общение создает  состояние душевного подъема. И  наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической  удовлетворенности, состояний радости  и счастья (радость материнства;  радость дружеского, творческого,  любовного общения; радость общения  с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не  было бы и драматических жанров  в литературе, театре и искусстве  вообще;

3) общение может быть  и нейтральным, повседневно-будничным.  Альтернативой ему оказывается  праздничное общение.

Внимание к тем или  иным значениям общения в его  восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения  оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости  от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Рассмотрим феномен  общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Общение –  сущностная характеристика и условие  бытия человека

общение как способ проявления человеческой сущности

Любая предметная (как  материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия  своего успешного осуществления  наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”,  
а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношений [3].

общение как фактор становления человека

Природу и место индивида в обществе определяет принадлежность к специфически человеческим формам деятельности (труд и социальное общение). Общение является решающей предпосылкой возникновения сознания и языка. Исходная функция человеческого сознания – ориентация в ближайшей среде существования, т. е. в окружении других людей. Язык возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.

общение как условие существования и органическая потребность человека

Потребность в общении  относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как  в филогенетическом, так и в  онтогенетическом развитии человека. Социальная природа потребности в общении – необходимость в совместной деятельности. Но общественная натура человека проявляется и в условиях относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения. Экспериментально доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция – начало безумия.

два условия: осознание  значимости для человека удовлетворения его органической потребности в общении и необходимость подготовки людей к условиям пребывания в относительной изоляции – заставили ученых, и прежде всего психологов, заниматься исследованием специфических условий космического полета. Человека на шесть часов наглухо изолируют в термосурдобарокамере, он не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Значительная часть испытуемых в этих условиях, а это обычно здоровые, физически крепкие люди, до срока нажимают на кнопку с требованием прекратить опыт. Подтверждено, что в числе трудностей, с которыми сталкивается человек в условиях изоляции от внешнего мира, оказывается не только неудовлетворенная потребность в общении, но и невозможность ориентироваться во времени. Последняя приводит к различным психическим деформациям, псевдопсихопатологическим сдвигам (галлюцинации, бредовые идеи и т. д.), которые сравнительно легко устраняются после восстановления нормального общения.

Особенно интересны  с точки зрения психических сдвигов  эксперименты на длительную информационную изоляцию человека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы А. Сенни. Он побил рекорд продолжительности подземного одиночества, пробыв в пещере Приморских Альп 125 суток на глубине 100 метров в полном одиночестве (1964 г.).

Французский спелеолог  М. Сиффр (руководитель экспериментов  Сенни) изучал приспособляемость человеческого  организма к жизни в полном отрыве от внешнего мира. Сенни, по условиям опыта, был лишен часов и всяких других приборов, позволяющих определять время. Он потерял всякое представление о времени. Когда через три дня его предупредили о скором выходе на поверхность, он удивился: по его подсчетам прошла только половина срока.

Проводились эксперименты на длительную изоляцию и небольших групп людей. В группах проявляется внутренняя связь и фактор взаимного общения, и это обстоятельство позволяет увеличить сроки изоляции. Такой эксперимент впервые в мире был осуществлен в нашей стране в 1967–1968 гг. Три человека в течение одного года апробировали наземный комплекс систем жизнедеятельности [4].

Потребность человека в  общении развивается, изменяется в  течение всей его жизни, т. е. это  фактор динамичный, о чем свидетельствует  нравственный прогресс личности, возрастающая социальная активность и коммуникабельность.

Общение как  фактор жизнедеятельности общности

общение – условие существования общности

Общение – важнейшая  предпосылка и условие существования  не только индивида, но и больших  социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств. От уровня сообщаемости на протяжении всей истории общества зависят возможности и масштабы, прочность и перспективы развития самых разных групп людей. У примитивных групп размер общества ограничен трудностью передачи информации посредством языка. Великие же империи существовали благодаря улучшенным средствам связи.

Критерии сообщаемости различных частей, или подразделений, общности [4]:

  • степень оперативности (реагирования на что-то) и скорость передачи информации (процесс передачи);
  • степень коммуникативности членов сообщества, которая предполагает интенсивность общения; степень взаимопонимания, взаиморасположения друг к другу, без чего не может быть эффективных и просто согласованных действий.

Общение – источник взаимной информированности индивида и общности

Огромная значимость общения объясняется его информативной  функцией. Это процесс взаимозависимый. Отношения людей динамичны, они  развиваются, изменяются, соответственно, изменяется характер общения, характер и качество информированности. А с другой стороны, потребность в новой информации в практике человеческого общения важна как инструмент корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи.

Однако существенно  не только наличие или отсутствие непрерывной информационной связи, но и уровень, количество поступающей и перерабатываемой информации. Человеку свойствен определенный оптимальный уровень информационной активности, тонизирующий его деятельность и предполагающий удовлетворение потребности как в получении некоторого количества новой информации, так и в том, чтобы передавать часть информации другим [4].

Влияние общения  на поведение людей

Общение и особенности человеческого  поведения

Кроме того, что общение  определяет природу человека, его становление, историческое развитие и условия бытия, оно еще оказывает огромное влияние на особенности повседневного поведения человека. Находясь среди людей (в большой массе или малой группе), человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой, следовательно, проявляются такие стороны нервно-психической деятельности, которые не обнаруживаются в индивидуальной жизни. И здесь мы подходим к еще одной особенности, или стороне, общения.

Ситуативность в общении и поведении людей

Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, достаточно велик. Он колеблется в зависимости от конкретных особенностей групповых отношений и ситуации, в которой находится человек (на лекции, митинге, концерте, в театре, на стадионе). На лекции – сдержанная, корректная реакция. В театре зрители проявляют себя более активно (эмоциональная реакция). У спортивных болельщиков наблюдается эффект психологического заражения (повышенная нервная реактивность).

Но независимо от различий в особенностях поведения существуют и закономерности поведения в обстановке коллективной деятельности: среди единомышленников или друзей человек чувствует себя более уверенно, испытывает подъем.

Противоречивость  поведенческих эффектов под влиянием группового общения

совместная групповая  деятельность оказывает тонизирующее влияние на психические свойства и способности индивида: активизируются процессы мышления и воли, обостряются  ощущения и восприятие (позитивное влияние). Если ценностные ориентации личности и группы не совпадают, то коллектив нередко подавляет или парализует инициативу и волю личности. Но и в случае совпадения ценностных ориентаций могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые, по существу, направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Это ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания (компания подростков), т. е. конформистское поведение.

По своей природе  механизм конформистского поведения  связан с эффектом группового давления, в том числе и через санкции отрицательного эмоционального отношения [2]. Этот эффект чрезвычайно действен, поскольку человек склонен так или иначе переживать нерасположение или отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Эффект конформизма был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога С. Аша.

Следует различать конформизм как стратегическую (в отличие  от тактической) линию поведения, которая  является доминантой в структуре  ценностных ориентаций личности и жестко запрограммирована в поведении. В этом случае конформизм выступает в качестве типа социальной ориентации личности и чаще всего носит некритический характер. Но конформизм может носить и менее глобальный характер и проявляться в отдельных, не столь существенных для индивида моментах, ради которых не стоит идти на обострение отношений с референтной группой.  
В таких случаях конформное поведение сопровождается критическим отношением личности к ситуации, где это поведение имеет место.

 

 

ВОПРОС №1, №2 ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ,ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Понятие общения. Функции. Виды общения по характеру  взаимодействия

 

 

Понятие общения 
 
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей; в общении происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. 

 

Функции, стороны  и содержание общения

Функция общения

Сторона общения

Содержание общения

информативная

коммуникативная

обмен информацией

регулятивная

интерактивная

взаимодействие

эмоциональная

перцептивная

взаимопонимание


Виды общения  по характеру взаимодействия 
 
Формальное    

«Контакт масок», нет  стремления понять и учесть особенности  личности собеседника, используются привычные  маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Необходим, чтобы люди не «задевали» друг друга без надобности, чтобы можно было «отгородиться» от собеседника.

Примитивное     

Собеседник оценивается  с точки зрения нужности-ненужности. Если нужен, контакт активный; если нет — собеседник отталкивается. При получении желаемого, интерес  пропадает.

Формально-ролевое      

Общение в условиях регламента содержания и средств общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Духовное    

Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей. Можно затрагивать любую  тему, необязательно использовать слова, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Общение возможно, когда собеседники знают личности друг друга, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, возможно предвидение реакции.

Манипулятивное      

Направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское     

Суть светского общения  в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях; это общением закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяются характер коммуникации.

Деловое     

Учитываются особенности  личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Уметь общаться — значит разбираться в людях и на основе этого знания строить с ними отношения. 
 
Умение общаться включает в себя понимание и владение такими процедурами, как:

  • Осознание или формирование потребности в общении.
  • Ориентировка в целях и ситуации общения.
  • Ориентировка в личности собеседника.
  • Планирование содержания сообщения.
  • Выбор средств и способов общения.
  • Восприятие и оценка реакции собеседника.
  • Корректировка направления, стиля и методов общения.

Умения, составляющие процедуру  общения, называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». 
 
Общение = коммуникация + взаимоотношение + взаимодействие.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"