Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Файлы: 1 файл

1-30.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВОПРОС №4 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ 

Разновидности общения: типы, виды и состояния общения

Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция). Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности [2].

Типы общения

Характер общения – это типы общения. Предметная направленность общения – это виды общения.

Типы общения –  это различия в общении по его  характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности  общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

  1. деловое и игровое;
  2. безлично-ролевое и межличностное;
  3. духовное и утилитарное;
  4. традиционное и инновационное.

Деловое

Игровое

  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет  
    интереса к личности подчиненного,  
    то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации  
    отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности

ролевое

межличностное

  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность

традиционное

инновационное

  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель – сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа – диалогическое взаимодействие;
  • цель – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей

Виды общения

Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научном общении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.

В экономическом общении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо различать  специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.

Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании  и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или  преимущественно межличностное  общение “лицом к лицу” (face to face). Варианты микрообщения – диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10–12 человек [3].

Основой такого общения  является общность интересов, их моральная  ценность, но малая группа может  быть носителем как межличностных  отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).

Социально-психологические  особенности общения в браке

Брак и семью отличает очень высокий уровень ожиданий внимания, взаимопонимания, эмоционального контакта, взаимной любви и т. д. Институт брака не предполагает жесткого распределения ответственности, ролей и обязанностей. Психологический эффект рассогласованности между взаимными завышенными ожиданиями и отсутствием четкой системы распределения ролей и обязательств по их подкреплению может привести к конфликту из-за взаимной неудовлетворенности и разочарования.

В отличие от других микрообщностей (работа, учеба), где человеку приходится контролировать свое поведение и  следить за внешним видом, домашняя обстановка располагает к уходу  от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению, при этом проявляются не только достоинства, но и недостатки друг друга.

Состояния общения

В отличие от типологии  общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как  и его видовых вариантов, обусловленных предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения позволяют говорить о таких его свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.

Главным критерием различия состояний общения является понятие  его обычности или необычности. Обычность выступает синонимом  нормативности или общепринятости. Отступление от обычности может  быть в сторону творчества, праздничности, оригинальности или аномальности человеческого общения.

Праздничное общение  характеризует приподнятый душевный настрой в отличие от будничного, более ровного настроения.

Необычно и общение  политического лидера или артиста  с массовой аудиторией; особый накал и напряженность создается у лектора во время общения с аудиторией.

Необычно и состояние  спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой степени стимулировать успех выступающего, особенно когда публика на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой – особая значимость стимулирующего влияния имени на человека [4].

К числу особенностей состояния массового общения на стадионе следует отнести и неизбежную поляризацию эмоций и реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение [5].

Иными словами, состояние  человеческого общения – приподнятое  или приземленное, возбужденное или  подавленное, стимулирующее или  дезориентирующее (например, паника) –  является не только его существенной качественной характеристикой, но и фактором его изменения, функционирования и развития.

ВОПРОС №6 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Мы вступаем в общении  с другими людьми для того чтобы  удовлетворить свои потребности. Общаясь, мы отрабатываем умения и навыки, называемые техникой общения. Мы не задумываемся над тем как устроено наше общение. Но если решаем усовершенствовать свои навыки общения, мы начинаем разбираться подробнее.

Для понимания общения  нам необходимо знать потребности  действующие в нем, понять что мы желаем получить от общения, а также понять что хотят получить другие люди общаясь с нами. Различают следующие виды потребностей:

Доминирование.

Это стремление оказывать  влияние на мысли, вкусы и поведение  другого человека. Если нам это удается мы бываем удовлетворены, считая, что подчинили своей воле собеседника. Здесь есть одна интересная закономерность, бывает так, что другой человек испытывает потребность в подчинении, то есть он в таком случае тоже остается удовлетворенным общением. Если к доминированию стремятся обе стороны, это скорее всего приведет к конфликту если не вмешается третья сторона.

Потребность в престиже.

В общении мы часто  ищем признания наших способностей, восхищения, положительной оценки со стороны другого человека. Если мы не получаем того чего ждем, испытываем разочарование, огорчение иногда даже бываем агрессивны. Если придавать большое значение этой потребности можно потерять много друзей, ведь они быстро почувствуют, что вы от них ждете только похвалы в свой адрес и не интересуетесь общением как таковым, не интересуетесь их жизнью. Для гармоничного общения важно уметь управлять своими потребностями.

Безопасность.

Иногда люди испытывают чувство страха в различных жизненных  ситуациях. Чтобы снять напряжение и уменьшить состояние страха люди начинают разговаривать с незнакомыми людьми. Если человек часто испытывает чувство страха или боязни, может развиться привычка разговаривать везде и со всеми. К этому нужно внимательно относиться и контролировать эту потребность, необходимо научиться определять, когда стоит разговаривать, а когда это неуместно.

Стремление быть индивидуальностью.

Довольно часто люди стремятся к общению, чтобы показать каких успехов они добились, и  показать оригинальность своей личности. Эта потребность делает человека уязвимым в общении. Если собеседник своими высказываниями опровергнет их мнение, они будут дезорганизованы.

Потребность в покровительстве.

Она связана с желанием заботиться о других. Это хорошая  потребность, но если она развита  чрезмерно, это уже становиться одной из форм самоутверждения.

Познание.

Стремление к новым  знаниям. Данная потребность характерна для людей, которые в данный момент интересуются каким-либо вопросом и  собеседник может удовлетворить это.

Знание потребностей в общении нам необходима для понимания техники общения, которая позволить четче представлять механизм общения, достичь гармонии в этом.

 

Вопрос № 9 СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Структура общения –  это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс  общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

  • субъекты;
  • средства;
  • потребности, мотивация и цели;
  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения  – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи говорят о необходимости  уделять больше внимания именно тем  сторонам общения, которые связаны  с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные  параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания (рис. 1). 

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии  наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.

Но можно рассматривать  понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости  отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под  субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено [3, 6].

ВОПРОС № 8 Цели и Средства общения

Чтобы общение между  индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Большое внимание изучению “речевого общения” уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическая структура процесса речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова:

  • ориентировка
  • планирование
  • исполнение
  • контроль

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"