Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"

Файлы: 1 файл

1-30.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Сталкиваясь с групповым мнением, некоторые люди проявляют конформизм – некритичное принятие чужого мнения даже в том случае, если оно противоречит элементарному здравому смыслу. Но конформизм чаще всего встречается в диффузных, случайно собранных малых группах, чем в устойчивых коллективах людей.

Большие социальные группы – это, например, мужчины и женщины. Необходимо учитывать особенности психологии, связанные с полом и возрастом. Существует множество мифов, которые на поверку оказываются далекими от реальности. В частности, “мужчины любят глазами, а женщины – ушами”, но еще Оскар Уайльд предупреждал, что “женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, а мужчину – всегда”. Женщины предпочитают комплименты по поводу внешних данных, а мужчины – интеллектуальных и профессиональных достижений. С большим удовольствием женщины общаются и продолжают общаться с партнерами, чьи внешние данные превосходят остальных. Женщине действительно присущ более глубокий интерес к нюансам человеческих взаимоотношений, стремление к эмоциональному общению.

Пути преодоления социально-психологических барьеров [3, 4]:

  • использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
  • знание, понимание себя, другого; распознавание барьеров;
  • создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
  • чувство юмора;
  • интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
  • социально-психологический тренинг.

 

ВОПРОС №12 КОММУНИКАТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Общение как  коммуникативный процесс

Деловое общение –  это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Для осуществления эффективной  коммуникации необходимо выяснить следующие  вопросы:

– каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения?

– как преодолеть коммуникативные  барьеры непонимания?

Чтобы общение между  индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особое место занимает речь, которой свойственны содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Все средства общения  делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Ученые, в частности А. Мейерабиан, установили, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) – на 38 %, и за счет невербальных средств – на 55 %. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что словами человек говорит только в течение 10–11 минут в день и каждое предложение в среднем звучит в среднем не более 2,5 секунд. Словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения [8].

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный  канал используется для передачи информации, в то время как невербальный – для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях – вместо словесных сообщений (женщина взглядом выражает свое отношение к мужчине).

Независимо от культурного  уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что при хорошей подготовке можно по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы [9].

Невербальные  средства общения

Невербальное поведение  человека неразрывно связано с его психическим состоянием, являясь средством его выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. Удивительно, но мы редко осознаем то, что поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Когда мы говорим о предчувствии, что кто-то сказал неправду, в действительности мы имеем в виду, что заметили разногласие между вербальными и невербальными признаками (чувство аудитории у лекторов). Например, если слушатели сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, то у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха.

Женщины обычно более  чувствительны, чем мужчины, из-за женской  интуиции. Первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком. Считается, что благодаря своей интуиции женщины более подходят для ведения переговоров, чем мужчины.

Ведутся горячие дискуссии, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными. К врожденным (генетическим) относятся способность к сосанию у детенышей; способность улыбаться, так как она наблюдается и у слепых, и у глухих; складывание рук при скрещивании (левая или правая рука сверху). Мужчины надевают пальто с правого рукава, а большинство женщин с левого; пропуская вперед женщину, мужчина поворачивается к ней лицом, а женщина – спиной, поскольку инстинктивно прикрывает грудь.

Но многие невербальные сигналы являются приобретенными.

Классификация невербальных средств общения [4]

1. Кинесические средства (кинесика) – зрительно воспринимаемые  движения другого человека, выполняющие  выразительно-регулятивную функцию  в общении. К кинесике относятся  выразительные движения, проявляющиеся  в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль отводится мимике – движениям мышц лица. При неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10–15 % информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, страдание, удивление и отвращение) все движения мышц скоординированы. Мимические выражения не зависят от национальности и культуры человека, т. е. выражаются одинаково. Основную информационную нагрузку несут брови и губы (область вокруг рта).

С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт. Когда человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Вообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на собеседника, чем слушающий. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии  человека, ведь расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Зрачки расширяются в приподнятом настроении, при заинтересованности чем-то (при постоянном освещении), и наоборот.

Но лицо во многих ситуациях  менее информативно, чем тело, так  как мимические выражения сознательно контролируются лучше, чем движения тела, особенно при лжи.

Поза – положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных устойчивых положений тела около 1000. В зависимости от культурных традиций некоторые позы закрепляются, некоторые – запрещаются. Чем выше статус человека, тем более непринужденные у него позы. Поза тоже указывает на закрытость или расположенность к общению.

“Закрытые” позы (закрывается передняя часть тела, и человек стремится занять как можно меньше места в пространстве) говорят о недоверии, несогласии, критике, противодействии.

“Открытые” позы – доверие, согласие, доброжелательность.

Жесты зависят от культуры, социального статуса, эмоционального состояния. Жесты понимаются так же легко, как и позы. Жестикуляция увеличивается с возрастанием эмоционального возбуждения и при желании достичь более полного взаимопонимания.

Конкретный смысл отдельных  жестов различен в разных культурах, но есть и сходные жесты:

  • коммуникативные (приветствие, прощание, привлечение внимания, запреты и т. д.);
  • модальные (жесты оценки и отношения);
  • описательные, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Основные коммуникативные  жесты

Счастливые люди улыбаются; печальные хмурятся; сердятся –  сердитый взгляд; не знают или не понимают чего-то – пожимают плечами или разводят руками; “да” – кивают; “нет” – качают головой из стороны в сторону (даже у грудных младенцев есть этот жест). Но на невербальные сигналы накладывает отпечаток и тип культуры [8].

жест “О¢ кей”: в Америке – “все хорошо”, во Франции – “ноль” или “ничего”, в Японии – “деньги”, в некоторых странах средиземноморского бассейна этим жестом обозначается гомосексуальность мужчин.

Поднятый вверх  большой палец: в Америке, Англии, Новой Зеландии – три значения: “голосование на дорогах”, “все в порядке”, “оскорбление” при резком выбрасывании вверх. В Греции – “заткнись”.

V-образный  знак пальцами: в Великобритании и Австралии – оскорбительная интерпретация; в большинстве стран Европы – “победа”.

Но нельзя интерпретировать изолированно один жест, необходимо учитывать комплекс жестов и обстоятельств, сопутствующих им. Жесты, как и слова, поступают в виде предложений и восприниматься должны так же. Говорящий человек должен быть конгруэнтен, т. е. слова и жесты должны совпадать по смыслу, а в случае противоречия возникает ложь.

Походка – стиль передвижения, по которому легко можно распознать эмоциональное состояние человека. Самая “тяжелая” походка при гневе; самая “легкая” – при радости; самая большая длина шага при гордости; вялая, угнетенная походка – при страдании.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с  голосом.

2. Просодика и экстралингвистика

Благодаря этим речевым  средствам регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи: высоты, громкости голоса, тембра, силы ударения.

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т. д. Быстрая речь передает взволнованность или обеспокоенность; медленная – угнетенное состояние, горе, высокомерие, усталость; высокий голос – энтузиазм, радость, недоверие; мягкий и приглушенный голос – горе, печаль, усталость.

Надо уметь не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи.

Голос человека – это характерная черта в общем впечатлении, возникающем о человеке, так что мы можем сразу по голосу определить многие профессии, например учителей, военных, священников. В исследованиях было получено от 60 до 90 % правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего покоя и возраста, основывающихся только на голосе и манере говорить. При этом те, кто судил по интуиции, были правы на 88 %, а рассудочно анализировавшие – только на 20 %. Средний человек размышляет больше над содержанием своих слов, чем над способом, каким он говорит.

Скорость  речи соответствует доминирующему темпераменту или так называемому темпу жизни. Ее трудно произвольно изменить, можно лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности специфический темп речи снова восстановится.

В речевом поведении  в первую очередь необходимо оценить:

  • как описываются факты, какого они типа;
  • как партнер отвечает на ваши вопросы, реагирует на них;
  • каковы его внутренняя вовлеченность, живость, настроение, словарный запас, способ выражения, тип самопредставления.

Необходимо (при длительных разговорах или первом знакомстве) обратить внимание на любимую тему разговора: это сфера истинных интересов человека или его ситуативных проблем.

3. Такесические средства  общения – динамические прикосновения:  рукопожатие, похлопывание, поцелуй.  Они являются биологически необходимой  формой стимуляции.

При отсутствии необходимого количества прикосновений у новорожденных  детей развивается так называемый эффект госпитализма, который приводит к тому, что тормозится интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажается Я-концепция, разрушается физическое благополучие и т. д. Общие признаки: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов на голос, гуления в ответ на ласку взрослого), слабый плач. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы, например), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти ребенка.

Использование в общении  динамических прикосновений определяется статусом партнеров, возрастом, полом, степенью знакомства.

Рукопожатие бывает доминирующее, покорное, равноправное.

Похлопывание чаще используется при близких отношениях, равенстве социального положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем  другие невербальные средства, выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, степени близости общающихся. Неадекватное использование человеком такесических средств может привести к конфликтам.

4. Проксемика

Общение всегда пространственно  организовано. Термин “проксемика” буквально означает “близость”, ввел его американский антрополог Э. Холл. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На эти характеристики влияют культурные и национальные факторы.

Ориентация  и угол общения – это поворот тела, носка ноги и т. д. Все это сигнализирует о направлении мыслей человека.

Позиции за столом определяются характером общения:

  • напротив – общение носит соперничающий или оборонительный характер;
  • угловая позиция – при дружеской беседе;
  • с одной стороны стола – при кооперативном (деловом) общении;
  • по диагонали (с разных сторон стола) – независимая позиция.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"