Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка

Описание работы

Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.

Файлы: 30 файлов

Арабо-исламская культура.docx

— 26.61 Кб (Скачать файл)

ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др. 

1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->

2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.

3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.

Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.

Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.

Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.

Орнамент в исламской культуре — это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения.

Символика: синий - цвет неба, золотой - солнца à миметический (подражательный) знаковый образ действительности. Знаки райского сада - цветы, плоды, животные. Заполняемость сада тоже важна.

Изображение человека тоже отличается от европейского, человека там мало, а животные всегда символичны. Корова - условное существо, она воплощает зрелость. Барс-правитель, орел - мощь и победа.

4. Повышенная интенсивность цвета - означает полноту жизни, радость бытия, торжество воли Аллаха. Четкость границ, ярусность - это отражение идеи ислама (резкого, дискретного) и отражение реальности жизни.

 

Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Особенностями Данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение ряда культов — молитва (намаз), пост, мусульманский налог, паломничество в Мекку, священная война, чтение Корана и т. д.

Пять столпов ислама (единобожие, намаз и ситуативная молитва).

1.Свидетельство веры — Свидетельство, о том, что «Нет Бога, кроме Единого Бога, Мухаммад — Его пророк».

2. Молитва — Совершение ежедневной пятикратной молитвы (Намаз).

3. Пожертвование, милостыня.

4. Пост в течение месяца Рамадан.

5. Паломничество  к храму Каабы в Мекке. (Хадж)

Джихад - очистительный поход.

Суфия - одежда, шерстяной плащ паломника. Суфии это и паломнический монашеский орден.

Хаджи - те паломники, которые много ходили. Особенность суфийских мудрецов - "факр" - это утверждение бедности, добровольного отшельничества, что не характерно для ислама ведь там все построено на статусе, уважении, а суфии это отрицают. Зикр - священный танец.

 

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм — самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

 

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность.

Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.

Нормы нравственности, которые надо соблюдать:

Правдивость. Надёжность и верность. Искренность.

Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора.

Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца.

Сила нравственная и физическая. Терпимость и умение прощать.

Скромность. Достоинство и самоуважение.

Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию.

Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам.

Щедрость. Терпение. Разумное управление своими средствами. Общительность, доброе отношение к окружающим.

Пристрастие к чистоте и красоте. Отвращение к злу и греху.

 

Цель жизни в достижении счастья.

 

 

 Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры.

Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы.

Однако пренебрежительное отношение к достижениям культуры немусульманских стран, отрицание светского образования (до XVIII века мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатание, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что Ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир утратил все свои былые достижения.

Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением.

 

Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана.

Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

История является циклической. Цикл связан с истинами посланника (махди), направленного Аллахом к людям для наставления на истинный путь. Исламская духовная традиция регулирует коллектив как целое, отдельный мусульманин выступает как элемент уммы (сообщество мусульман) – вне общины личность невозможна. Умма символизирует единство всех мусульман. Ислам не знает каст и наследственного неравенства, все мусульмане равны перед Аллахом и превосходят неверных (немусульман).

 

 

Пророк Мухаммед (Магомед) - пророк, основатель ислама. Родился в 570 году в Оазисе, вырос рядом со святилищем Каабе - это сад скульптур и цвета, это место, куда упал ангел с Неба, или камень богов, вокруг камня куча идолов из разных религий, веротерпимая Мекка.

Пророк принадлежал к обедневшему, но древнему роду. Жил в доме деда, который там был сторожем - пророк там в детстве играл. Родители умерли у него. Кормилица из племени бедуинов, его отец был так красив, что 200 девушек умерли от разрыва сердца во время его свадьбы. Лишившись родителей, он не мог расти дальше по социальной лестнице. Был неграмотен, пас овец, был честен, путешествовал как погонщик скота, посещал сирийские монастыри. Не было надежд на социальный статус. Это реальный человек!!! 

Случился счастливый случай - в него влюбилась богатая добродетельная женщина, увидела у него  ангельские крылья, более реальная версия - женщина вдова Хадиджа , которая вела успешную торговлю, ей было 40 лет искала молодого, красивого, честного  - важно почтение к богатству, если бы пророк был пастухом - никто бы его не слушал.

Пророк любил три вещи - благовония, драгоценные камни и красивых женщин. У них было 7 детей. Она была первой мусульманкой. После смерти жены он много женился.  Пророк провозгласил правило - можно иметь столько жен, сколько можешь отдельно поселить. В 40 лет пророк удалился в ночь поста, услышал голос сзади, услышал голос Джабраила архангела - откровение Аллаха. Пророк читал суры, видел их во сне---ветхий завет.

 


Бердяев - русская культура, русская идея.docx

— 23.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев, Соловьев - русская идея.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Гумилев -культурологические идеи.docx

— 29.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гумилев пассионарность.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Данилевский Русская культура.docx

— 22.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Данилевский Теория культурно-исторических типов.docx

— 21.91 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Китай.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Концепции Фукуямы и Бжезинского.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)

Корея.docx

— 19.09 Кб (Скачать файл)

Культура и цивилизация 19-20 вв.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Культурология как наука - методы, предмет.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев и Данилевский.docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культура и цивилизация+ византизм.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культурный контекст.docx

— 20.26 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

Проблемы современной культуры.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

современная культура и тенденции ее развития.docx

— 30.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Техника и культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Тойнби Вызов-ответ.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

Хантингтон - Столкновение цивилизаций.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Худ. творчество - Фрейд, Юнг, Бердяев.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Япония.docx

— 21.83 Кб (Скачать файл)

Человек - субъект культуры.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Шпенглер Европейская культура, Феномен кризисного сознания.docx

— 22.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер псевдоморфозы.docx

— 15.39 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер русская культура.docx

— 21.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер Фаустовская душа.docx

— 18.29 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Юнг автор.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Юнг архетипы.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"