Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка
Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.
Древнейшая из дальневосточных культур - материковая китайская культура, которая положила начало ряду принципов существования для всех восточных культур.
Название Китая связано с его географическим положением. Чжунь Го – «срединное царство».
Китайская культурная традиция опирается на три системы: дао, конфуцианская система, буддизм.
221 г. до н.э. – первый китайский император Цинь Ши Хуан Ди объединил 36 китайских провинций в единое царство и начал строительство Великой китайской стены. Противник культуры и преследователь конфуцианства. Культурный эксперимент – уничтожение конфуцианцев. Создал глиняные портреты своих воинов (дотошность к мелочам; мелкая пластика – характерные черты культуры).
Главный жанр культуры – поэзия, с одной стороны, связана со школой даосизма (все сущее как возникающее согласно закону дао и глубоко детерминированное им), которые предполагают вечное движение и развитие, с другой стороны, с конфуцианством (ретроспективность культуры, почтение к прошлому, передача традиций).
Даосизм. «Книга перемен» (И-цзин). Памятник культуры + мистическое руководство. Используются идеи противоположности бытия (женское и мужское, Инь и Ян). Фундаментальные законы мира связаны с биполярностью бытия, они определяют все. Идеи творчества, залог развития человека – творчество, оно необходимо. Небо + человек + земля = гармония бытия, она отражена в живописи.
Конфуцианство - основополагающее учение на территории Дальнего Востока. Появился в Китае, в 5-6 в д.н.э. основал Конфуций (Кун-Цзы 551-479 г д н э). Это социально-философская система об устройстве общества, о ритуале, об упорядочивании жизни (это не религия в собственном смысле). Это основа китайского общества. У них сейчас коммунизм, но называют - конфуцианский коммунизм.
Конфуций - состоял в родстве с императором это была эпоха царства Чжоу. Он родился а пещере глинистого холма, город Цуй-Фу (современный), это самое почитаемое место Китая. Работал учителем у знатных дворян, управляющим усадьбы, к 50 занялся политикой, он был талантлив.
Его учение основано на том, что уже было в китайском обществе. Надо было владеть 6 искусствами - ритуалы, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, чтение, счет. Конфуций сделал чтение, музыку, ритуалы главными в своем учении.
Книги, которые он оставил -- Конфуцианское Пятикнижие:
1. Шу-Цзин - канон истории (состоит из преданий, мифов, поучения сановников, без оценок, изложение событий. Был уничтожен в династию Цинь, восстанавливался в двух вариантах);
2. Ши-Цзин - книга песен; - первое записанное собрание китайских народных песен. Вероятно, он был литературно обработан.
3. И-Цзин – книга перемен - звено между строгим, государственным конфуцианством и даосизмом (народным учением). Это книга гаданий
4. Чунь-Цю- весны и осени (первоначально не входила в канон), это летопись Китая времен Конфуция, ее тоже он создал. Считается, что он изложил события так, чтобы они выглядели правильно с точки зрения ритуала.
5. Ли-цзин - книга о ритуале - одна из основных книг конф. канона. Ритуал - это святое. Там описано как себя вести в обществе. Сборник правил поведения.
6. юе-цзи - книг о музыке (была утеряна);
Четверокнижие:
1. Лунь-Юй - беседы и суждения, основаны на комментариях учеников. Они за ним все записали, то, что слышали. Обычно это вопрос-ответ.
2. Мэн-цзы, сочинение философа Мэн-Цзы(3 -4 в д н э) - это беседы его с учениками, он был последователем Конфуция.
3. Да - сюэ-великое учение, главы из трактата о ритуале, о политике.
4. Чжун - Юн-срединный путь. главы из трактата о ритуале, о поиске "золотой середины".
Конфуцианство – рационализированный вариант понимания бытия, связанный с традициями, прошлым. Конфуцианское учение – это учение о человеке, об обществе и о государстве. Оно цельное, все со всем связано.
Учение о человеке: есть три степени совершенства человека.
1. Сяо-Жень - маленький человек, который не совершает ритуалы, правила, не развивается, заслуживает только презрения.
2. Жень - человек вообще, следует ритуалам, развивается, но не обладает идеальными качествами, он как все.
3. Цзюнь-цзы – благордный человек, справедлив, скромен, благороден, честен, постоянно самосовершенствуется, обычно это связывали с императором - идеальный человек.
Есть основные принципы конфуцианства:
-Жень - человеколюбие, человечность, гуманность, надо посвящать себя обществу.
- Вэнь - письменная культура, стремление овладеть культурой предков и передать ее. Но нельзя только этим заниматься.
- Сяо - сыновья почтительность, почитание предков.
- Гу - древность, непререкаемый образец.
- Дао - путь, особенно важно в период траура, в течение его соблюдают табу.
- Ли - ритуал.
- И - правда, справедливость из интересов общества, как и Все остальное.
-Джи - разум, здравый смысл, рассудительность. Конфуцианство - полностью рационалистическая система! Нельзя жить только чувствами, нельзя впадать в иллюзии. Изза рациональности его и не считают религией иногда.
Цинь Ши Хуан Ди – и великий злодей, и объединитель царств, человек, пытавшийся внести единообразие не только в государственное устройство (объединение перед лицом врага). Вводит идею истинной добродетели, прямо противоположную конфуцианской. Пытается создать свою школу – «законников». Предлагает в качестве ценности – наказание. Это то, на чем должно основываться государство. Кара за мелкие проступки. Абсолютизация наказания как ценности, которая удерживает порядок в государстве и в мире. Изгнание (ликвидация носителей) всех прочих учений. Сама Великая стена – метафорический образ империи Цинь Ши Хуан Ди.
После его смерти появляется династия Хань. Принципы конфуцианства возвращаются.
У, наложница императора, узурпирует трон и объявляет себя императором У. Конфуцианцы ее не поддержали (у них только добродетельный муж), даосисты тоже, а буддисты поддержали, и она сделала буддизм государственной религией.
После этого конфуцианство опять возвращается, и его уже не преследуют, но оно теряет силу при дворе. Вопрос о религиозности конфуцианства неактуален, т.к. оно поддерживает идею Неба, сыновей Неба – это не религиозная доктрина, а поддерживающаяся традиция. Философско-религиозные школы – даосизм и буддизм (религия заимствованная, но ставшая мировой. Терпимость, включенность в космически детерминированные законы бытия определили устойчивость китайской традиции).
Разные жанры наследуют те или иные принципы, генетически связанные с этими тремя школами.
В древнем и средневековом Китае были популярны «рассказы об удивительном» (предания). Потом они сменяются древним и сложным жанром романа (из жизни придворных, творческих людей и авантюристов). Сочетаются элементы конфуцианства (в трактовке главного героя, его судьбы) или идеи даосизма (часто связаны с определенными жанрами живописи и лирики).
Традиция престолонаследия очень устойчива. Образуются династии от победителей крестьянской войны, от узурпаторов (императрица У), от завоевателей (монгольская династия, ставшая впоследствии китайской). Буддисты объявили императрицу У дочерью Будды. Для них социальные различия не имели значения.
Лао-цзы. Один из наиболее древних основателей китайской культуры. Основатель философии даосизма. 9 – сакральное число (беременность матери – 9 раз по 9 лет). большие уши – признак значимый и положительный. Родился уже мудрым старцем.
Учение – преодоление страдания, обязательное общение с мастером.
«Дао» - путь. Мир есть путь. «Дэ» - сила, принцип бытия. «Дао дэ» - искусство жить, искусство существования.
Во всех делах нельзя чрезмерно утруждать себя, потому что иначе «дэ» снижается.
Китайская нумерология. Нечетные – мужское, четные – женское начало.
0 – ничто и завершенность;
1 – хорошее мужское число;
2 – женское, сотрудничество;
9 – число императора, завершенность;
10 – число небес.
В древнекитайской символике нет творения и творца. Акт творения – естественный путь развития. Небо – источник творчества, жизни, иероглифики.
Книжный характер китайской культуры. Конфуций. Опирается на религиозную философию неба, каноны новой социальности. Интерес к поэзии. Истинный чиновник обязан писать стихи, знать литературы. Культ знания. Гуманитарная составляющая – источник мудрости и силы.
Главное отличие китайской литературы – она никогда не прерывалась, хотя язык модернизировался.