Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка

Описание работы

Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.

Файлы: 30 файлов

Арабо-исламская культура.docx

— 26.61 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев - русская культура, русская идея.docx

— 23.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев, Соловьев - русская идея.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Гумилев -культурологические идеи.docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ГУМИЛЕВ (1912-1992)

 

Сочетает стиль естественника, излишнюю занимательность и стилистическую небрежность.

Культурологич. концепция Г. отрицает цикличность. По его мнению, культура развивается импульсивно и состоит из "концов и начал". Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Динамика развития культуры проходит ряд закономерных фаз от первоначального толчка до финальной фазы гомеостаза.

Под культурой Г. понимает совокупность материального производства и традиций. Фиксировать момент, а тем более процесс зарождения культур невозможно. Определению поддается лишь фаза становления, к-рая обладает вполне опр. признаками. Предыдущая фаза, т.е. собственно культурогенез, является инкубационной по отношению к становлению. Но именно в этот период складывается смысл и направленность культуры, зарождаются ее стереотипы, накладывающие отпечаток на все последующее развитие культуры.

Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий, либо к сочетанию обоих процессов.

Связывая культуру с жизнедеятельностью людей, Г. считает ее одним из свойств этноса. Этнос связан с биосферой. Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона.

Этногенез — процесс возникновения, развития и исчезновения этносов.

Биосфера - (по  В. И. Вернадскому) - это пленка "живого вещества" на поверхности планеты, и все продукты ее жизнедеятельности + "биохимической энергией живого вещества биосферы" (из лучистой энергии Солнца; атомной энергии внутри Земли; космической энергии)

Антропосфера — одна из оболочек Земли, связанная с бытием вида Homo sapiens. Человечество мозаично, состоит из представителей разных народов - этносов. биомасса всех человеческих организмов

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система (в т. ч. энергетическая), которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплементарности.

Комплементарность — подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

Стереотип поведения — специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения.

Суперэтнос - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность.

 

Фазы развития этноса

(Начало – пассионарный толчок или дрейф)

1. Государственный (пассионарный) подъем; Из подчас непохожих субэтнических групп (отдельные народы, народности и племена) создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос (так, Византия — суперэтнос, состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал).

2. Расцвет (акметическая фаза). Наибольший подъем пассионарности. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.

3. Надлом. Пассионарный заряд этноса сокращается. Огромное рассеивание энергии, создание памятников культуры и искусства, расцвет культуры. система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие (инерция).

4. Инерционность (продолжает снижаться пассионарность); создание и накопление благ. Инерция за счет достигнутых ценностей.

5. Обскурация (предельное снижение пассионарного напряжения). ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, которые хотят уничтожить пассионариев (и трудолюбивых гармоничных людей). Процессы распада необратимы. Возможно исчезновение этноса, его существование как реликта.

6. Мемориальная фаза (сохранение культурных традиций, память о них).

+7. Деструктивная фаза (гомеостаз). люди предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

 

Время существования культур Г. связывает с продолжительностью пассионарного напряжения от толчка до рассеивания пассионарной энергии у этноса – носителя культуры. В среднем это время составляет 1500 лет. Так, согласно расчетам Г., вост.-славянская древнерус. культура существовала в 1-15 вв., а выделившаяся из нее около 1200 года российская культура к сегодняшнему дню насчитывает 800 лет.

Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей — так называемых пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии — энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу.

Таким образом, по Гумилеву, вслед за В.И. Вернадским, культурно-исторический процесс обусловлен не только особой «духовной» природой человека, но и в не меньшей степени зависит от все еще недостаточно познанных сил нашей Земли и космического пространства.

 

Роль ландшафта:

 однородный ландшафтный ареал препятствует быстрому развитию культуры, но тем самым и стабилизирует культуру обитающих в нем этносов. Разнородный вмещающий ландшафт способствует возникновению процессов культурогенеза, а также стимулирует изменения, ведущие к смене культур.

Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Г.выделяет два типа: 1) приспособление к природным условиям; 2) изменение природных условий. Рассматривая второй тип, Г. утверждает, что радикальное изменение природных условий возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. осн. назначение культуры – консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой.

 

Формы этнических контактов:

Химера - этническая форма контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам.

Например: Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения - сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев.

Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

 

Этногенез в России

"События этногенезов  народов нашего Отечества составляют  историческую канву жизни по крайней мере двух разных суперэтносов. Поэтому необходимо различать историю Древней Киевской Руси (с IX до XIII в., включая и историю Новгорода до его падения в XV в.) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней). При этом ключевым периодом для понимания отечественной исторической судьбы являются три века: XIII, XIV и XV, — когда русская действительность формировалась как результат интерференции (наложения) двух разных процессов этногенеза. Финальная фаза этногенеза Киевской Руси сочеталась с начальным, инкубационным периодом истории будущей России, и это сочетание придало столь трагическую окраску времени Александра Невского, Дмитрия Донского и Василия Темного."

 

"18 век стал последним столетием акметической фазы российского этногенеза.

19й — фаза надлома. Сегодня, на пороге 21 в., мы находимся близко к ее финалу… России еще предстоит пережить инерционную фазу — 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если же на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…" – у него оптимизм, а мы сделали вывод, что у нас сейчас обскурация, впрочем – можешь высказать свое мнение ей=)

 

Специфика нашего суперэтноса – у нас всегда проживало много народов. Терпимость, соборность, гостеприимность – национальная черта.

 

Гумилев в книге «От Руси до России» оправдывает кочевые народы (татаро-монголов), поэтому мы решили, что по поводу путей России – он за восток. Реформы Петра он не одобряет. Пишет о том, что Россия никогда не сможет развиваться как Европа, т.к. наши этногенезы расходятся по времени возникновения. Мы должны не терять свою самобытность. «Конечно, можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция».

 

Пассионарность и развитие этносов.

Пассионарность – избыток биохимической энергии живого вещества(биосферы – по Вернадскому), обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению. Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. (О природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением.)

Пассионарии – особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

Пассионарный толчок — «микромутация», вызывающая в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящая к появлению новых этнических систем.

Пассионарный импульс — поведенческий импульс, имеющий направленность, противоположную инстинкту личного и видового сохранения.

 

Уровни пассионарности:

Пассионарии (пассионарность выше нормы) - проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак. Пассионарность преобладает над биологическими инстинктами – осюда способность к самопожертвованию.

Гармоничные личности - пассионарность на уровне нормы ,носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой. Такие люди могут присоединяться к пассионариям и служить развитию этноса. Пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. Тоже могут стать художниками, композиторами и т.д.

Субпассионарии- означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству,это обыватели. На стадиях снижения пассионарности субпассионарии  приходят к власти и блокируют деятельность пассионариев, вследствие этого этнос деградирует. Разрушители, не способны к развитию, но обладают завышенными требованиями. Прагматизм – проявление субпассионария. Интеллектуальные радости вызывают ярость.

 

Антисистема этническая — сообщество людей, объединенных не-г: тивным мироощущением. Идея антисистемы - они способствуют распаду, вместо истинной красоты возникает бездна,  разрушают жизнь (экзистенциализм, постмодернизм).

 

 


Гумилев пассионарность.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Данилевский Русская культура.docx

— 22.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Данилевский Теория культурно-исторических типов.docx

— 21.91 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Китай.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Концепции Фукуямы и Бжезинского.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)

Корея.docx

— 19.09 Кб (Скачать файл)

Культура и цивилизация 19-20 вв.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Культурология как наука - методы, предмет.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев и Данилевский.docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культура и цивилизация+ византизм.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культурный контекст.docx

— 20.26 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

Проблемы современной культуры.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

современная культура и тенденции ее развития.docx

— 30.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Техника и культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Тойнби Вызов-ответ.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

Хантингтон - Столкновение цивилизаций.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Худ. творчество - Фрейд, Юнг, Бердяев.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Япония.docx

— 21.83 Кб (Скачать файл)

Человек - субъект культуры.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Шпенглер Европейская культура, Феномен кризисного сознания.docx

— 22.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер псевдоморфозы.docx

— 15.39 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер русская культура.docx

— 21.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер Фаустовская душа.docx

— 18.29 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Юнг автор.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Юнг архетипы.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"