Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка

Описание работы

Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.

Файлы: 30 файлов

Арабо-исламская культура.docx

— 26.61 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев - русская культура, русская идея.docx

— 23.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев, Соловьев - русская идея.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Гумилев -культурологические идеи.docx

— 29.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гумилев пассионарность.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Данилевский Русская культура.docx

— 22.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Данилевский Теория культурно-исторических типов.docx

— 21.91 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Китай.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Концепции Фукуямы и Бжезинского.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)

Корея.docx

— 19.09 Кб (Скачать файл)

Культура и цивилизация 19-20 вв.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Культурология как наука - методы, предмет.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев и Данилевский.docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культура и цивилизация+ византизм.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культурный контекст.docx

— 20.26 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

Проблемы современной культуры.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

современная культура и тенденции ее развития.docx

— 30.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Техника и культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Тойнби Вызов-ответ.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

Хантингтон - Столкновение цивилизаций.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Худ. творчество - Фрейд, Юнг, Бердяев.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Япония.docx

— 21.83 Кб (Скачать файл)

Человек - субъект культуры.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Шпенглер Европейская культура, Феномен кризисного сознания.docx

— 22.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер псевдоморфозы.docx

— 15.39 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер русская культура.docx

— 21.49 Кб (Скачать файл)

Культура в понимании О.Шпенглера – это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами.

Этапы культуры: Появление – расцвет – исчезновение (Умирание.  Силы ломаются, культура коченеет и превращается в цивилизацию – это у Леонтьева тоже).

8 культур, реализовавших  себя:

-египетская (культура смерти)

-индийская, вавилонская, китайская – исчерпали себя, живут по инерции.

-античная: два периода - расцвет (аполлоническая, греческая) и упадок (римская, период цивилизации). Рим – воплощение пороков.

-византийско-арабская (магическая)

-фаустовская (=западно-европейская)

-южно-американская (уничтожение  конкистадорами культуры майя)

 

Славянской культуры нет! (отличие от Данилевского). Вроде как недоразвилась еще. Интересует Шпенглера русская душа (только русские, остальных славян нет), но осмысливает он ее специфически. Русская душа – безвольная (в противовес германской культуре – вертикальной, устремленной к познанию), примитивная. Прасимвол ее – бесконечная равнина (Данилевский с его вписанностью в ландшафт). Русская душа жаждет затеряться в горизонтальном братском мире.

 

Шпенглер редко обращавшегося к теме славянства. Он писал о славянах Европы, что с концом первого тысячелетия все эти нации приближаются к концу своей истории/ Эта цитата сама по себе объясняет неинтерес Шпенглера к нерусским славянам, равно как и дает непредвзятому наблюдателю горькую, но незыблемую истину, что славянские народы Европы никогда не составляли и уже не составят собственной цивилизации, так как в своем племенном развитии уже пережили эпоху расцвета (к которой можно отнести существование этих культур в рамках византийской и русской цивилизаций (до утраты ею Червонной Руси).

 

Псевдоморфоза – важное понятие. Вводит этот термин из естественных наук (геологии. Там пустоты в форме кристаллов (сами кристаллы вымываются со временем), которые потом заполняются чем-то другим. внешне это один минерал, а внутренне другой). «Историческая псевдоморфоза»  - случаи, когда чужая и старая культура так сильно влияет на юную культуру, что у нее нет свободы развиться самостоятельно и по-своему.  Так, в русской культуре Петровская Россия – псевдоморфоз. Петр подменил молодую и неразвитую культуру старой европейской.

«Народ, назначением которого было - в течение поколений жить вне истории, был искусственно принужден к неподлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен. В лишенной городов стране с ее  старинным крестьянством распространялись, как опухоли, города чужого стиля. Они были фальшивыми, неестественными, неправдоподобными до глубины своей сути».

Карамзин – источник (история). 1703 – основание Петрограда, новой административной столицей европейского типа, культурный образец – это псевдоморфоз. Это принудило русскую примитивную душу самовыражаться в чуждой ей форме (барокко, просвещение, 19 век). А то, что была исконно русская форма для самовыражения, Шпенглер доказывает примером русской героической саги (вершина ее - киевский круг сказаний о князе Владимире с его рыцарями Круглого Стола и о народном богатыре Илье Муромце).

Итак, Русь сменяет Российская империя. Шпенглер считал, что городов до Петра не было, крестьянская страна – это его ошибка. После Петра просто появляются города нового типа, города-заводы, архитектурный канон, красная линия. Еще одна ошибка – Достоевский не рождался в Петербурге, в Москве (Шпенглер говорит о нем как о воплощении Петербурга).

Чужие формы, в которых вынуждена русская неразвившаяся культура самовыражаться, приводит к ненависти и неприятию всего европейского, этих самых чужих форм. Нигилизм – прямой итог этого, по мнению Шпенглера.

 

(дальше все  очень сложно, просто прочитай  и попробуй понять)

Цитаты:

«Если фаустовский человек, сила, опирающаяся на саму себя, — пишет Шпенглер, — в конечном счете принимает решения даже относительно бесконечного, если аполлонический человек, как одно тело среди многих других, решает лишь относительно самого себя, то магический человек с его духовным бытием является лишь составной частью пневматического ( то есть духовного. — Б. П.) “мы”, которое, спускаясь сверху во все, до чего ему есть дело, остается повсюду одним и тем же. Как тело и душа он принадлежит лишь самому себе; однако в нем пребывает нечто иное, чуждое и высшее, и потому он со всеми своими воззрениями и убеждениями ощущает себя лишь членом консенсуса, со - гласия, каковое со - гласие в качестве излияния божественного исключает не то что ошибку оценивающего “я”, но даже саму возможность его существования». (речь идет об идее соборности русских).

 

Несколько высказываний Шпенглера о России и русских — опять тема магической души (магическая душа вообще-то лежит в основе византийско-арабской культуры, но Шпенглер и в русских видит схожие явления):

«Избирательное сродство между русской и магической душой, пожалуй, еще ощутимо, но прасимвол русскости, бесконечная равнина, не находит пока твердого выражения как в религиозном, так и в архитектоническом отношении.

<...> Отсутствие какой-либо вертикальной тенденции в русском жизнечувствовании проявляется и в былинном образе Ильи Муромца. Русский начисто лишен отношения к Богу - Отцу. Его этос выражен не в сыновней, а исключительно братской любви, всесторонне излучающейся в человеческой плоскости. Даже Христос ощущается как брат. Фаустовское, совершенно вертикальное стремление к личному совершенствованию представляется подлинному русскому тщеславным и непонятным. Вертикальная тенденция отсутствует в русских представлениях о государстве и собственности».

 

Шпенглер приводит примеры двух состояний в русском псевдоморфозе: религиозно - метафизического начала еще не родившейся самобытной культуры — и позднего, отчаявшегося нигилизма, сочетающихся на одной почве, в одной истории — псевдоистории. Это Достоевский и Толстой. Толстой – европеец, Достоевский – исконно русский:

«Герой Толстого Нехлюдов ухаживает за своим нравственным Я, как за "своими ногтями; именно поэтому и принадлежит Толстой к псевдоморфозу Петровской эпохи. Напротив, Раскольников есть лишь частичка в Мы. Его вина — это вина всех. Считать даже его грех чем - то собственным есть уже высокомерие и тщеславие. Что - то от этого настроения лежит в основе магической картины души <...> Даже консенсус правоверных безличен и осуждает Я как грех, а равным образом и — подлинно русское — понятие правды как безымянного согласия призванных».

 

Вот эта магическая русская душа не сумела сказаться в петровском псевдоморфозе, говорит Шпенглер. Итак, Россия до Петра — еще вне истории, это нечто вроде западноевропейской эпохи Меровингов. Петровская же Россия — псевдоморфоз: еще не сказавшаяся культурно и исторически душа заключена в формы чужой культуры. Появление Достоевского, однако, свидетельствует, в каком направлении будет двигаться подлинная русскость после свержения петровского ига: в сторону выявления черт магической души, магической культуры, характеризующейся совместным, согласным пребыванием в истине, каковая истина всегда и только — излучение Божества, а не продукт индивидуальных усилий, как на Западе, в фаустовской культуре.

Будущая русская культура, развивающаяся в линии Достоевского, реализует потенции Иоаннова христианства, христианства Слова — как вместилища божественных смыслов, открывающихся только коллективной, соборной душе. Тем самым христианство вообще впервые реализуется в культурной истории, ибо в фаустовской культуре Запада его не было — было только заимствование ритуалов и перетолкованных текстов.


Шпенглер Фаустовская душа.docx

— 18.29 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Юнг автор.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Юнг архетипы.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"