Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка

Описание работы

Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.

Файлы: 30 файлов

Арабо-исламская культура.docx

— 26.61 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев - русская культура, русская идея.docx

— 23.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев, Соловьев - русская идея.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Гумилев -культурологические идеи.docx

— 29.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гумилев пассионарность.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Данилевский Русская культура.docx

— 22.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Данилевский Теория культурно-исторических типов.docx

— 21.91 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Китай.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Концепции Фукуямы и Бжезинского.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)

Корея.docx

— 19.09 Кб (Скачать файл)

Культура и цивилизация 19-20 вв.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Культурология как наука - методы, предмет.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев и Данилевский.docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культура и цивилизация+ византизм.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культурный контекст.docx

— 20.26 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

Проблемы современной культуры.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

современная культура и тенденции ее развития.docx

— 30.79 Кб (Скачать файл)

Конец истории и культуры. Познание невозможно, истины нет.

1. Кризис реальности. Вокруг  одни симулякры. (Бодрийяр)

2. Движение в "круге  лжеца". Отрицание самое себя.

3. Плюрализм всего. Эпоха  эклектики (смешение).

4. Конец метанарративов (заявил Леотар)

    Метанарратив – идеология (метанарратив гуманизма, христианства, о прогрессе - некие           глобальные идеи)

5. Децентрация (Дерида). Центр невозможен, т.е. структуры тоже нет.

    Ризома - аморфные связи между элементами, много связей, связано как попало.

6. Скепсис, сомнение, ирония. По Барту - главное юмор, т.к. он ничего не значит - просто смыслы обессмысливаются. Всякую вещь можно увидеть как бессмысленную.

7. Интертекстуальность (Кристева) Повсеместная цитация. Бесконечная перекличка    текстов, ничто не первично.

8. Кризис субъекта. "Я" - это иллюзия.

9. Ориентация на шизофрению- расщепленное сознание, сочетание  несочетаемых мыслей (де Лез "Капитализм и шизофрения")

 

http://vk.com/video-28244738_162935205

 

Пути развития западного общества, цивилизация запада. 
 
Вопрос: когда начинается современное общество?  
Юрген Хабермас "Философский дискурс о Модерне" понятие модерн, подходы к нему.  
Модерн - современный. Начало не позднее 19 века, рубеж 18-19 - момент осознания западом того, что он живет в некой современности, т.е мы далеко ушли от средних веков.,  
С 17 века формируется тип культуры "современное общество", понятие современности. 
Кант: просвещение - это выход человечества из периода несовершеннолетия (когда человек еще не самостоятелен, не управляет своим разумом). Процесс просвещения - процесс выхода в совершеннолетие. До этого человек жил религиозными установлениями, свобода выбора ограничена, мораль навязана. 
 
Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового запада".  Школа анналов (журнал «Анналы истории») предполагала изучение не политических событий, а целостного процесса истории - открыли проблему повседневности. Повседневность - более интересный феномен, чем полит. и экон. история -- реконструировали на письмах, деталях быта. 
Абеляр - "история моих бедствий" -- 11-12 - о быте того времени. 
Гуревич " Категории средневекового запада" - рассматривает категории время, пространство, причины, следствия, "Индивид на средневековом западе". 
Темные века - завесу нужно было приоткрыть. Т.е. уже нас что-то отделяет. Появилась потребность это изучать. 
Гуревич пишет о том, как он представляет себе средневековую культуру: 
Человек живет в деградировавшей среде (по сравнению с античностью). Мир вторично погружается в дикость. Дороги опасны. Люди живут в океане стихий на маленьких островах - за островом зловещий океан - из этого приходит мироощущение -- из внешнего мира постоянно что-то приходит - чума например, состояние постоянного стресса. Внешне человек тоже деградирует, мышление его антитехнично, достижения техники в античности забыты, культурное наследие тоже забыто, греческий и латинский неведомы. Больший прогресс в средневековом арабском мире. Средневковый запад более отсталый.  
 
Культура средних веков - не книжная, как считается, ведь молчаливое большинство людей не умеет читать. Библию знают лишь в пересказах, которые рассказывает проповедник. Библия для них - таинственная загадочная книга. Мартин Лютер - первый перевел ее à обрушение католического мира.  
"Интеллектуалы на средневековом западе" - Ле Гофф. Такие люди тоже были, жили особо. 
Средневековой мир можно представить как феодалов и крестьян. Рыцари - бедные, пьяницы, жестокие, разбойники, но тем не менее себя они соотносили с благородными героями, которые служат прекрасной даме. Считается, что сословия скрепляет церковь. Нет социальной мобильности, религия всех объединяет, стабилизирует. У рыцарей и крестьян по сути было две разных религии.  У рыцарей - христос-вседержитель, царь, властитель с мечом. У крестьян - это христос сочувствующий, сам нищий, милостивый, странник, с ним обязательно милостивая богородица.  

 Две богородицы - одна милостивая, а другая - прекрасная дама, объект куртуазной культуры, объект любви (Жил на свете рыцарь бедный... Пушкина). Рыцарь должен быть влюблен в Богородицу. Для религии крестьян характерен милленаризм - есть некая тысяча лет, в ходе которой Христос правит вместе с праведниками (это после второго пришествия), религиозная утопия - смысл всего в том, что все должно прийти к прекрасному тысячелетнему царству Христа. Отсюда мироощущение - Все изменения во времени страшны, т.к. приближают страшный суд. Эти настроения преобладали - люди постоянно находились в ожидании второго пришествия.  
 
Вдруг что-то изменилось - ценностная система. Консерватизм уходит, люди формируют идею прогресса, принимают перемены. Переход к технократическому мышлению. Современность начинает становиться ценностью, появляется самосознание модерна.

Бог как высшая ценность была заменена на ценность Человек! 
Человеку было необходимо быть и действовать. Раньше человек с ничего не решал, как жить, во что верить. Чтобы начать действовать по-настоящему - надо включить свой разум. Прогресс - восхождение разума. Прогресс научно-технический, человек все более освобождается. 

Модерн все время находится в кризисе, ему каждый раз нужно утверждать себя здесь и сейчас. Человек все проблематизирует, разум рефлексирует. В 19 веке разум себя осознал à немецкая классическая философия, Гегель. С этого момента модерн начинает переходить в постмодерн. Философия начинает модерну сопротивляться.  
 
Кризис модерна у критиков модерна:  
Федор Достоевский: разум бунтует против веры, личность бунтует против разума. Смещено представление о добре и зле. Мир, который передоверили разуму, стал неустойчив.  
Фридих Ницше - тьма духовного кризиса. Их тезисы: 
1. Миром правит воля к власти, а не разум. Воля к воле. Воля исходит не из разума, а из субъективного мнения, нравится/не нравится.  У Достоевского тоже так - человек хочет хотеть по-своему.  
2. Два начала – апполоническое (гармония, красота) и дионисийские (безумие опьянение). Потом Ницше говорит, что Дионис - главное начало в культуре. Эту дионисийскую эстетику передает и Достоевский-все подсознательное, безумное.  
3. Идея смерти Бога. Есть минимум три интерпретации 1) Ницше верит в гибель богов - обращение к мифологии. 2) над нами властвует ничто, пустота, смерть. Смерть бога - это катастрофа, отчаяние--над нами оказался разлагающийся труп. Люди перестали верить в бога, поэтому в их жизни все изменилось, нужно испытать отчаяние, ведь теперь над нами ничто. 3) место бога принадлежит кому-то иному - сверхчеловеку. Человек должен стать им. ---у Достоевского тоже - Бога нет-все дозволено. Кириллов в Бесах: убью себя, стану богом.  
4. Идея сверхчеловека - современный человек существо упадочное, декадентское. Человек со слабой волей и моралью и к чему не способен. Сверхчеловек отринет мораль, будет действовать по своей воле. У Достоевского это человеко-бог.  
 
Принципиальная разница! -- Ницше воспевает все это темное, дионисийское, а Достоевский говорит о том, что нужно вернуться к Богу, к благодати. 
 
Есть человек, раньше у него была некая инстанция над ним, нормы, правила, разум там был отключен. Это все устранили, решение верить ли в бога остается за человеком. Включили разум. Но когда его включили, пробудилось нечто иное, и вот это самое иное бунтует против разума. Это можно назвать просто волей. Разум должен волю укрощать. Воля отделена от разума.

разные философы приходили к этому "иному разума": 
Фрейдизм - Оно сильнее разума. 
Мишель Фуко - книги о маргиналах, тоже вариант иного разума. 
 
Постмодерн - попытка перейти от разума в высшей инстанции к "иному разума". 
Бог--> Человек --> Оно 
Граница модерна - человек заканчивается, разум его бессилен.  
Постмодерн - Борхес, Эко, Кальвино. Барт, Кристева.  
Постструктурализм - Деррида, Фуко, Делёз, Жан Франсуа Леотар, Жан Бодрийяр.  
 
Фукуяма "Конец истории?“ - истории больше не будет, не будет новизны, мир не будет принципиально меняться. Парадигмально ничего не изменится.

Культуры нет а только музей человеческой истории. 
Хантингтон "Конец человечества?" 
 
Деррида - проблематизировал язык, знак-это след. Реальность, которая след оставила, уже ушла. Отсутствие центра, куда мы сейчас смотрим, там и центр, он плавающий, например, нет центральной идеи произведения. 
Делез - ризома - Все запутано, нет главного, много спутанных связей, нет структурных - нет иерархии, порядка.

 
Гваттари и Делез уделяли внимание шизофринии - это главный принцип мышления современного общества. Сознание расщеплено - можно быть одновременно хоть кем. Разные идеалы не находятся в конфликте. Старая культура - культура паранойи. В совр. мире человек - кочевник странник, у него нет цели, он просто все время движется, нет родины. 
 Бодрийяр - "симулякр" - знаковая сущность, которая не отсылает к реальности а подменяет реальность. Значима сама по себе, меняет реальность.  Подлинности нет. Войны в заливе не будет. Пример симулякра - события 11 сентября - важно, что это катастрофа, ужас, смерть, огонь - важны не судьбы людей, а этот симулякр, который запускает политические процессы. 

Главный метод познания мира - деконструктивизм. Кристева, Деррида. 
Суть: в тексте обнаруживается внутренняя противоречивость, метафоричность любого знака. Надо рассыпать текст, разрушить структуру . Надо показать, что он порождает многообразие смыслов. 
Находим другой центр, смещается смысл. Деконструкция - открытие множества смыслов. Это одновременно деструкция и деконструкция текста.  
Мир структурирован за счет человеческой деятельности. Поструктурализм отрицает структурализм.  
Клод Леви-Стросс - антрополог, философ. Все общество можно описать по типу языковой структуры. общество-это процесс, общество - это обмен вещами (экономика), обмен словами и символами (общение), обмен женщинами (правила родства). Все общество - некая коммуникативная система, ее можно описывать как систему языка.  
 
Феминизм - Симона де Бовуар "Второй пол"- женщина должна стать такой же сильной как мужчина. 
Мишель Фуко - понятие власти, весь мир в системе власти, поэтому его интересуют маргиналы, которые вне этой машины. Шизофреник - человек начинает вести себя так, чтобы его объявили шизофреником. 
Движение антипсихиатрии - психиатрия нужна чтобы карать и изолировать от общества тех, кто не хочет жить в машине власти. 
Постколониализм - Эдвард Саид "Ориентализм" - изучал образ востока в культуре запада. Запад сконструировал Восток, чтобы всех колонизировать.  Запад проецирует на восток свою потаенную суть. 
Итак, осуществляется деконструкция, конструируется иное.  

"Имя розы" Эко - уже начинается игра в многозначность. Язык не выполняет функцию донесения смысла. Отсылка к спору номиналистов и реалистов - как имя соотносится с объектом? Многообразие трактовок. Главный герой - инквизитор, но он добрый, он следователь. Роман - стилизация, исторический и детективный роман. Мысль об отсутствии новизны - сочетаются разные знаки, но ничего нового не открывается. Герой раскрывает преступление, основываясь на следах, но в конце оказалось, что улики были случайными. В центре романа - книга, поэтика Аристотеля, утраченная вторая часть. Содержание этой второй части содержит основные идеи Бахтина. Нам никогда не найти книгу. Есть поиск иного. Смех выступает в качестве иного, его надо найти. Книга сгорела, иное опять ускользнуло.  
Суть постмодернизма - ощущение состоявшейся смерти, игра посмертных масок. Подлинности нет, смысла нет. Разум не работает. Конец истории.  
Почему мир распался, остались только конструкты? 
Когда изымают высшее начало, то Все можно деконструировать. Все общество есть обмен по Строссу, но--- 
Морис Годелье "Загадка дара" - обменивать можно, пока ты что-то хранишь. Всегда есть то, что не обменивается - это сакральные вещи. В современном мире Все меньше вещей, которые можно обменивать.


Техника и культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Тойнби Вызов-ответ.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

Хантингтон - Столкновение цивилизаций.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Худ. творчество - Фрейд, Юнг, Бердяев.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Япония.docx

— 21.83 Кб (Скачать файл)

Человек - субъект культуры.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Шпенглер Европейская культура, Феномен кризисного сознания.docx

— 22.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер псевдоморфозы.docx

— 15.39 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер русская культура.docx

— 21.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер Фаустовская душа.docx

— 18.29 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Юнг автор.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Юнг архетипы.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"