Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

-всадники, которые имеют доход не менее 300 мединов

-зевгиты, которые получают  не менее 200 мединов в год

-феты – все остальные  граждане

Отныне права и обязанности  граждан стали соизмеряться с  их имущественным цензом.

    Солон создал новый орган госуправления – совет 400, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Ареопаг сохранился, в его функции входил контроль за народным собранием и надзор за соблюдением законов. Также был создан суд присяжных – гелиэю, который помимо судебных функций позднее стал участвовать и в законодательном процессе. Однако в качестве уступки родовой знати Солон сохранил деление афинян на 4 племени: филы, и таким образом не уничтожил остатки родоплеменной организации. В обществе созрело 3 партии:

-во главе с Ликургом (знать)

-во главе с Микарплом  (средние слои)

-во главе с Пизистратом  (беднота)

Пизистрат захватил власть с помощью недовольного крестьянства, но его политика привела к свержению тирании.

Лидер оппозиции Клисфен пришел к власти. Его реформы окончательно ликвидировали остатки родовой организации, по сути являясь продолжением и завершением реформ Солона. Уничтожилось деление населения на 4 филы, вместо этого было произведено территориальное деление (10 фил). Каждую филу Клисфен разделил на три трети (триттии) и организовал территориальный состав так, что каждая фила состояла из 3 отдельных территориальных единиц. Получалось, что в каждой триттии 2/3 населения было городское, а 1/3 – деревенское. Триттии делились на демы, в каждом из которых был выбранный староста и демовые собрания. Вместо совета 400 был создан совет 500. состоявший из представителей 10 фил по 50 членов от каждой филы. Коллегия архонтов осталась без изменения, равно как и ареопаг, однако эти органы постепенно утратили свое значение. Также был введен суд черепков, или остракизм, посредством которого народное собрание получило возможность на 10 лет изгонять из страны граждан, которые приобрели чрезмерное влияние и стали опасны для демократии.

 

19 Вопрос. Развитие  государственного строя Афин  в 5 веке до н.э. Реформы Эфиальта  и  Перикла. Основные черты  Афинской демократии.

 

В первой половине V в. до н. э. афинскому государству вместе со всем греческим миром (Элладой) пришлось выдержать натиск могущественной Персидской державы. Первый поход на Грецию был предпринят в 492/91 гг. до н. э Он кончился неудачей вследствие гибели персидского флота в результате сильного шторма. Вслед за этим была отправлена к берегам Греции новая армия, которая высадилась на территории Афинского государства у поселения Марафон. В Марафонской долине произошло сражение, закончившееся поражением персов. Персы вынуждены были отступить, но в 480 г. до н. э. произошло новое нападение персов на Грецию. В итоге упорной борьбы на суше и на море греки и на этот раз сумели дать отпор персам. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, небывалое усиление их экономической и политической мощи. Афины стали во главе образовавшегося во время греко-персидских войн морского союза греческих государств, который объединял в своем составе несколько сот греческих полисов. Союз был образован для организации совместной борьбы против персов. Общая казна находилась на острове Делос, здесь же собирались съезды представителей союзных государств. В 454 г. до н. э. казна с острова Делос была переведена в Афины, и Афины стали распоряжаться деньгами по своему усмотрению, расходуя их нередко на собственные нужды. Размер взноса для союзников определялся Афинами. Недовольные могли жаловаться в афинский суд. Постановление афинского суда по этому вопросу считалось окончательным. Казначей, ведавший союзной кассой, избирался из афинских граждан на афинском народном собрании и перед ним  отчитывался. Афинский морской союз был на деле формой господства Афин, ставших главою большой морской.  При этом Афины, стремясь посеять рознь между союзниками и облегчить свое господство над ними, создавали различное положение для различных городов, устанавливая льготы для и более тяжелое положение для других. С течением времени Афины стали практиковать широкое вмешательство во внутренние дела союзных городов, распространили на них действие афинского права, ввели у них афинскую монету и афинские меры, а также сделали обязательным обращение граждан союзных городов к афинскому суду сначала по делам,  где сталкивались между собой граждане различных союзных городов, а в конце концов, обязали союзников по всем судебным тяжбам ездить в Афины. Афинская рабовладельческая демократия стала укреплять свое благополучие за счет извлечения доходов от господства над другими греческими полисами.

Пятидесятилетие, охватывающее время от окончания греко-персидских войн до начала междоусобной Пелопоннесской войны (479 — 431 гг. до н. э.), было периодом высокого развития производства и торговли, материальной и духовной культуры в Афинах. Это был "золотой век" в истории Афин. Оборот афинской торговли достиг огромных размеров. Увеличился также приток иностранцев в Афины. Важнейшим последствием греко-персидских войн явилась также демократизация государственного строя Афин. Естественным результатом войны было усиление роли приморского населения, вынесшего на себе всю тяжесть обороны страны. Вооруженные массы, спасавшие отечество от вторжения персов, претендуют на большее участие в политических делах. Опираясь на эти широкие слои малоимущего населения, торгово-промышленные круги рабовладельческого класса укрепляют свои позиции в их прямых интересах — расширение демократии в Афинах, обеспечивающее отстранение от власти реакционной, землевладельческой партии.

Уже во время греко-персидских войн в государственном устройстве Афин произошли следующие существенные перемены. В 487 г. до н. э. избрание архонтов путем голосования было заменено избранием их посредством жребия. Другое существенное изменение было введено Аристидом, который предоставил право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса также и всадникам. Вслед за греко-персидскими войнами произведены были важные реформы, расширившие политические права афинских граждан. Это — реформы Эфиалъта и Перикла.

Эфиальт обрушился прежде всего  на ареопаг, состоявший из бывших архонтов и представлявший собой оплот реакционной землевладельческой знати. Ареопагу до реформы Эфиальта принадлежало право контролировать деятельность народного собрания. Ареопаг имел право наложить veto на постановление народного собрания. Это право было у него теперь отнято и передано гелиэе. Ареопагу принадлежали также контроль над должностными лицами и надзор за исполнением законов. Эти функции перешли к совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Сократилась также и судебная компетенция ареопага; он утратил круг самых важных дел — рассмотрение противозаконных действий должностных лиц; за ареопагом остались лишь религиозные дела, в том числе судебное рассмотрение дел по обвинению в убийстве, каковое считалось у греков оскорблением богов. При Перикле была введена зарплата за исполнение различного рода должностей. Это дало возможность малоимущим гражданам занимать должности в государстве.

Роль совета пятисот, народных собраний и гелиэи повысилась. Компетенция совета пятисот и гелиэи расширилась, народные ее собрания стали созываться часто, и возрос круг дел, подведомственных народному собранию.

 

20 Вопрос. Общественный  и гос-й строй Спарты.

Спартой правили следующие органы власти: два царя, совет старейшин — герусия, народное собрание — апелла и эфоры. Спарта была образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание созывалось здесь редко и не играло решающей роли в политической жизни страны. Власть принадлежала царям, наследственно занимавшим трон, небольшой кучке представителей знатных фамилий, пожизненно состоявших членами герусии, и пяти эфорам, которые, правда, избирались народным собранием, но при отсутствии правильного голосования при их избрании, и правили без должного контроля, давая отчет в своей деятельности лишь своим преемникам. Царская власть. Во главе Спартанского государства стояли два царя. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения двух племен, из которых каждое сохранило своего вождя. Фактическое руководство государством принадлежало не царям, а эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие когда-то царям.

Постоянная вражда двух царских родов между собой  заметно способствовала ослаблению роли и значения царской власти в Спарте. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в широком объеме власть военного вождя. Судебная власть также принадлежала некогда царям в полном объеме. Позднее судебные функции царя ограничились рассмотрением дел о наследовании дочерей, об усыновлении и об общественных дорогах. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву. Независимо от этого, каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и, если гадание оказывалось неблагоприятным для царя, эфоры возбуждали против царя судебное преследование и вправе были лишить его власти. В пользу царей были установлены сборы разного рода. Периэки платили им сборы от числившихся за царями участков земли, царям уделяли также часть жертвенных животных, давали им поросят от каждого приплода свиньи. Цари получали также значительную часть военной добычи. Цари были окружены почетом.

Другим органом государственной власти в Спарте был совет старейшин — герусия - состояла уже не из вождей родоплеменной демократии, а из виднейших представителей господствующего класса. Число членов герусии — 28. Оба царя также входили в состав герусии и имели право подавать голос в этом совете. Таким образом, вместе с царями число членов герусии достигало 30. Избирались члены герусии (геронты) обычно из числа представителей знатных родов. Могли быть избраны лишь граждане достигшие 60-летнего возраста, уже свободные от обязанности нести военную службу. Избрание происходило в народном собрании. Герусия:

-подвергала предварительному обсуждению дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании

  • При царях Полидоре и Феопомпе право  veto на решения народных собраний.
  • Герусия была также судебным учреждением. Она разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступлениях. Она была судебной инстанцией для процессов против царей. (Дела по имущественным спорам герусия не рассматривала, они были подсудны эфорам.)

Созыв герусии первоначально составлял право царей, позднее это право перешло к эфорам. Значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфоров. Уже во время Пелопоннесской войны такие важные вопросы, как вопросы войны и мира, разрешались помимо герусии.    

Несомненным пережитком родоплеменного строя являлось также народное собрание — апелла. В народном собрании участвовали все полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста, т. е. одни лишь спартанцы,  притом лишь сохранившие свои наделы и связанные с их обладанием политические права. Ни илоты, ни периэки в народном собрании не участвовали. Созывали народное собрание первоначально дари, позднее — эфоры. Председательствовали на собрании те же лица, которые его созывали. Собрание созывалось не чаще одного раза в месяц. Когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного принятия решения народным собранием, помимо очередного собрания созывались чрезвычайные. В компетенцию народного собрания входило:

-избрание должностных  лиц — эфоров, геронтов, начальников  армии и флота и др.

  • В случае войны народное собрание решало, кому из двух царей идти в поход
  • вопрос о наследовании престола
  • участие в законодательстве и управлении, санкционируя или отклоняя предложения высших должностных лиц.
  • вопросы войны и мира, союза с другими государствами, выбирало послов и т. п.
  • судебный орган в том случае, когда возбуждался вопрос о низложении должностного лица за его преступления.

Совершенно исключительное положение в Спартанском государстве занимали эфоры. Первоначально это были заместители царей в гражданском суде, осуществляющие вместо   царя гражданскую  юрисдикцию. Впоследствии власть эфоров, постепенно расширяясь, приобрела весьма обширные размеры, так что даже царская власть склонилась перед нею. Вероятно, эта должность возникла не как добровольный акт царей, а в результате борьбы. Усиление власти эфоров, которые из судей по гражданским делам превратились во всемогущих руководителей спартанского государства, было делом рук спартанской знати, которая, опасаясь усиления царской власти и не полагаясь на готовность царей, наследственно занимавших трон, следовать всегда ее указаниям, предпочла передать власть своим прямым ставленникам, наделив их диктаторскими полномочиями. Эфоров было пять. Их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор. Полномочия:

-созывали как герусию,  так и народное собрание и  руководили деятельностью этих  органов

(Созыв герусии и народного собрания они производили помимо царей, а иногда и против их  воли)

-Внешние сношения: они  вели переговоры с иностранными  послами и ставили вопрос о  войне и мире перед народным  собранием. В случай объявления  войны они руководили мобилизацией  войск, они отдавали приказ  о выступлении в поход. Двое  из эфоров следовали за царями в поход и осуществляли там надзор за ними

-Внутреннее управление  страной: полицейская власть; контролировали  всех должностных лиц и ежегодно  проверяли их отчеты;могли устранять  любых лиц от должности и  предавать их суду; частных лиц  они могли сами судить и наказывать (а должностных лиц судила герусия или народное собрание, но при непосредственном руководстве процессом со стороны эфоров); отрешение царей

-гражданская юрисдикция, в качестве единоличных судей. 

Общественный строй. Илоты. Античные писатели чаще всего называли илотов рабами. Однако в положении илотов было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты - собственность государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, мог, однако, убить его, мог с разрешения властей отпустить его на волю, мог передать его другому спартанцу, по всей вероятности, также лишь с разрешения органов власти. Он не имел права продать его за границу. Илот не имел своей земли. Он работал на участке, предоставленном спартанцу государством, но имел свое хозяйство и свои орудия производства. Свое господство над илотами спартанцы поддерживали методами жестокого террора. Применением террора к илотам и периэкам(лишены полит.прав) руководили эфоры. Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы стремясь оправдать этим бесчеловечную расправу с ними. В отношении периэков они также имели право разрешать убивать их в любом числе без всякого судебного приговора. Илоты могли быть отпущены на волю государством. Отпущенные на волю илоты именовались неодамоды. Об их правовом положении нам известно недостаточно.

Периэки. Периэки не пользовались политическими правами, но были лично свободны и в других отношениях правоспособны. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Периэки жили в неплодородной местности, и потому главными занятиями периэков были торговля и ремесло.Несли воинскую повинность; они должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженных воинов. Над периэками был установлен надзор государства, осуществляемый особыми должностными лицами — гармостами.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)