Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

 Армия была кастовой и выполняла функции охраны общественного порядка.

 

11 Вопрос.Источники  Древнеиндийского права. Дхармашастры  и Артхашастры.

 

Источники древнеиндийского права - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и  артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Дхармашастры, составленные брахманами сначала для обучения своих учеников, со временем были не только признаны авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджадхармы) как охранителя мира и порядка.

Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, эти  брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н. э. и на рубеже нашей эры. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману, Яджнавалкьясмрити (далее также — Яджнавалкья или Ядж., II—III вв. н. э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н. э.)1.

 Законы Ману, содержание  которых чаще всего воспроизводилось  в более поздних произведениях  этого жанра, среди других дхармашастр  занимают особое место.Появление  ЗМ и последующих дхармашастр  знаменовало качественно новый  этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты — преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием «химса», то в более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение. Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены. Начиная с ЗМ, они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература светского жанра, относящаяся к науке политики — артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, приписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты. В этом произведении содержатся обширные сведения, имеющие деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры - рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления. В книге III легко найти отражение 18 поводов судебного разбирательства, известных дхармашастрам, но в ней более полно представлена картина правовой системы страны. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования, собственности, обязательственного права и проч. Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль приоритетного источника права. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и  в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.Обычай  трактовался в плане поведения «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью, общественной пользой.

 Постепенно под влиянием  ряда факторов, в частности непрекращающегося  воздействия на 

общинно-кастовую систему  соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению  как источнику права

 

12 Вопрос. Правовое  положение основных групп населения  по «Законам Ману» и «Артхашастре  Каутильи».

    * санкции за  нарушения различия каст

*нельзя подняться в  высшую варну, а спуститься  можно

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового  деления древнего общества Индии, которое  приобрело здесь наиболее законченные  формы. Социальное расслоение в Древней  Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

 Формированию варны  жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии — начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии (так называемые цари, их родичи и приближенные), но в ходе ассимиляции завоеванных племен Варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. Название третьей варны «вайшьи» произошло от слова «виш» — поселение, племя, народ. Это основная первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи уже включаются главным образом в категорию податного населения. По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев — складывался особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта, получившей название «боли» (налог). Собираемый в пользу «царей» налог шел на содержание брахманов, на общие жертвоприношения, на раздачи приближенным ведических правителей. С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны, прежде всего процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в (служении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую). В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Если в дхармашастрах шудры обычно относятся к категории неполноправных, зависимых слуг, то в Артхашастре о них можно найти иные сведения. Неполноправное, зависимое положение шудры могло сочетаться с его состоятельностью, которая и делала его фактически независимым (хотя шудре и запрещалось копить богатства). Главная особенность всех шудр - их ритуальная нечистота, в отличие от представителей «дваждырожденных» варн.

Наряду с делением на варны в ведической Индии по мере углубления разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы лиц — касты (джати), ставшие структурообразующей основой ее традиционной социальной организации. Всего существует более 3 тыс. каст. Закрепляемые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида. Юридически рабы не могли иметь собственности, но фактически они владели имуществом, которым согласно предписаниям КА не мог пользоваться их хозяин. Вопрос о замедленном процессе классообразования в Древней Индии непосредственно связан с ее стойкой многоукладностью, с существованием различных форм земельной собственности  — государственной и общинной.

Формированию государственных  земель способствовали арийские завоевания. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по КА здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая очень рано стала передаваться ученым брахманам, храмам, монастырям, которые, как правило, освобождались от налогов, а также знати, лицам управленческого аппарата в виде служебных временных пожалований, в «кормление».

Однако большая часть  земель находилась в непосредственном землевладении самих общин.  Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, особенно храмам.

 В литературе древности  описывается высокое положение  богатых купцов, которые, вопреки  предписаниям дхармашастр, причислялись  к варне кшатриев, пользовались  большой властью, в том числе и в суде. Имущественное расслоение не могло не затронуть перестройки и кастовой иерархии. Высшие касты землевладельцев стали причислять себя к брахманам и кшатриям, члены торгово-ростовщических каст стали относиться к вайшьям, земледельцы, ремесленники - к шудрам. Внутри каждой варны развивалось классовое неравенство, но кастовые, общинные границы, скрепляемые правом и религией, сдерживали процессы классообразования.

 

13 Вопрос.Институты  брачно-семейного права в ЗМ  и КА

 

Все предписания о «дхарме  мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, о сохранившихся здесь больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной властью.

По более либеральной  КА эта патриархальная власть главы семьи несколько смягчалась. Для выдачи дочери замуж в случае брака-купли КА требовала согласия не только отца невесты, но и ее матери. Несовершеннолетние члены семьи могли быть отданы в залог только в крайних случаях, а если они достигали совершеннолетия — только с их согласия. Однако в древнеиндийской большой семье женщину нельзя считать полностью бесправной. Она находилась на правах младших членов большой семьи, обладая при этом женским имуществом — стридханой.

 В сфере семейных  отношений наиболее отчетливо проявилось влияние норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на восемь традиционных разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери с определенным приданым. Брак асура (покупки невесты) признавался порицаемым наряду с браками по любви, без согласия отца и матери (пандхарва), с похищением невесты (ракшаса) и с насилием над ней (пайшача). Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека. Обязанность жены — послушание и уважение мужа. Условия вступления в брак не запрещали, а скорее поощряли супружество несовершеннолетних, хотя КА устанавливала для женщин возраст брачного совершеннолетия 12 лет и 16 лет — для мужчин. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн.

Развод запрещался дхармашастрами, но разрешался КА, если супруги ненавидели друг друга или вследствие жестокого обращения одного с другим.

Правила наследования имущества умершего шудры были менее строги, допускали, например, к наследованию даже сына, рожденного от рабыни, если он был признан своим отцом.

 

14 Вопрос. Институты  вещного права и виды договоров  в ЗМ и КА

*различается соб-ть и  владение: раб только владеет

Шастры свидетельствуют, с одной стороны, об имущественном  расслоении в Древней Индии, с другой — о довольно строгом сохранении общинных, кастовых, патриархальных, большесемейных связей.

Частное крестьянское землевладение было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли и проч. Широкие полномочия общинника-земледельца были, однако, ограничены в интересах упрочения общинных связей. Так, собственник не мог свободно продавать землю, ибо сохранялось преимущественное право ее покупки за родственниками или соседями, не мог забросить и не обрабатывать принадлежащий ему участок. Судя по всему, понятие собственности сложилось в Индии еще в первой трети I тысячелетия до н. э. О сложившемся понятии собственности, в отличие от пользования вещью, свидетельствует и появление в ЗМ, норм о сроках давности пользования -10 лет. КА уже различает сроки давности для движимого и недвижимого имущества, соответственно определяя их в 10 и 20 лет, предусматривая при этом и исключения в отношении собственности, принадлежащей детям, слабоумным, больным, бедствующим, царю и брахману. Не распространялось правило давности на залог и вклад. Вместе с тем шастры свидетельствуют о верховных собственнических правах правителя на землю. Царь выступает третьей стороной в поземельных отношениях. Цена за землю была фиксирована, но не возбранялась при этом надбавка, которая шла не продавцу, а вместе с налогом в казну.

 В спорах по поводу  поля участвовали соседи, а также  городские и сельские старейшины. Если не было людей, знающих границы поля, сам царь проводил ее по своему разумению. Если же в споре обе стороны ложно заявляли о своих правах, он мог взять землю как лишенную хозяина.

В характерной семизначной  манере ЗМ четко закрепляют законные способы приобретения имущества:

-путем передачи вещи по наследству

-получения ее в дар

-покупки, завоевания

-ростовщичества

-исполнения работы

-милостыни

Больше половины из 18 поводов  судебного разбирательства, указанных  в шастрах, занимают нормы, касающиеся обязательств и договоров: займа, найма, купли-продажи, хранения (вклада) и др. При этом предусматриваются гарантии исполнения договоров: залог (заклад), поручительство. При трактовке договорных отношений формулируются и некоторые общие принципы. Сделки считались недействительными, если заключались тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также стариком, ребенком, уродом. Была ограничена также дееспособность женщин, несамостоятельных членов больших неразделенных семей (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, брата, не имеющего семьи, и др.). Неправомерные сделки не только считались недействительными, но и наказывались штрафом.

Нормы, касающиеся займа, свидетельствовали, с одной стороны, о расцвете ростовщичества, взимании высоких процентов, с другой — о сохранении первобытных элементов самоуправства, расправы. Кредитору фактически предоставлялись неограниченные возможности для получения задолженности. При этом ЗМ прямо предписывают царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга «по произволу». Размер процентов по долгам различался в зависимости от того, в каком количестве и что было взято взаймы: деньги, зерно и др., к какой варне принадлежал должник. Особо оговаривались в КА обязательства по выплате долгов мужа женой и наоборот, свидетельствующие о признании за женщиной больших прав, чем по дхармашастрам. Она не привлекалась к выплате долгов мужа, если не принимала их на себя, а муж, вопреки общему правилу, мог привлекаться к выплате долгов жены, если уехал, не обеспечив ее средствами существования.

 Многовековой практикой  были установлены нормы оплаты  труда работника — десятая  часть урожая, но они, как правило,  не соблюдались из-за его зависимости.  Он вынужден был отказываться  от остатков личной свободы,  становясь рабом «за содержание».  Подробно рассматривались в шастрах договоры хранения (вклад), товарищества, поручительства и купли-продажи. Для договора купли-продажи характерным было то, что кастовые барьеры накладывали ряд ограничений на возможность заниматься торговлей, особенно представителям высших варн. Самопродажа и продажа родственников в рабство влекла за собой изгнание из касты. Относительно слабое развитие товарно-денежных отношений отразилось на некоторой нестабильности договора купли-продажи, который, согласно ранним дхармашастрам, мог быть расторгнут в любое время, по ЗМ — в течение 10 дней. Не чем иным, как стремлением упорядочить торговые отношения, стало выделение в поздних шастрах таких поводов судебного разбирательства, как непередача проданного или отказ от купленного.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)