Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

  Магистраты. Магистраты являлись выборными должностными лицами. Они избирались на народных собраниях. Несли функции управления, военная и административная власть. Магистраты обладали обширной властью и имели огромное влияние на весь ход государственных дел. Общие черты всех магистратур: Срочность. По общему правилу каждый магистрат избирается на один год. Коллегиальность. На каждую должность выбирается несколько лиц. Безвозмездность. Магистраты не получают вознаграждения. Была установлена ответственность магистратов за их действия перед народным собранием.  

Imperium— высшая власть. В ее состав входят:

а) высшая военная власть — главное командование войском, заключение перемирий; эта власть в  полном объеме осуществляется лишь за пределами города;

б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них;

 в) право суда и  наложения наказаний, в частности,  смертной казни ;

 г) право издавать  приказы и принуждать к их  выполнению. Imperium принадлежало высшим  магистратам — консулам, диктатору,  преторам.

В состав potestas, принадлежащей  всем магистратам, входят:

 а) право издавать  общие распоряжения — эдикты; б) право налагать штрафы за  невыполнение распоряжений (эдиктов  и т. п.).

Отдельные магистраты:Консулы. Должность консула была учреждена  после свержения власти рекса. Консулы избирались в числе двух. Первоначально должности консулов могли замещаться только патрициями, но с 367 г. до н. э. один из консулов должен был быть плебеем. Консулы являлись верховными магистратами. Они осуществляли командование войском и высшую административную власть. Они могли отменять распоряжения всех других магистратов, кроме плебейского трибуна. Власть консула во время похода не имела ограничений.

Диктатор был чрезвычайным магистратом, т. е. назначался лишь в  особых случаях. Он являлся единоличным магистратом, осуществлял почти неограниченную власть, и его действия не подлежали обжалованию.Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. А затем диктатор сам назначал себе помощника.

 Претура была учреждена  в 367 г. до н. э. С 337 г. до н. э. доступ к ней был открыт плебеям. Основной задачей претора являлось направление судье, а в некоторых случаях и решение судебных дел. Выше закона считались его решения. Этим была обусловлена огромная роль, которую претор сыграл в деле развития частного права. Наряду с выполнением судебных функций претор замещал консула и, по поручению сената, командовал войском; он выполнял и ряд других заданий. С 242 г. до н. э. избирались два претора, один из которых решал дела римских граждан, а другой– дела перегринов. Затем число преторов увеличилось и  дошло до 8.

Цензор. Цензоры избирались в числе двух каждые 5 лет на срок в 1'/2 года. Функции цензоров: а) составление  списка сенаторов; б) составление списков  граждан по их имущественному положению и распределение граждан по центуриям и трибам; с этим связывалось налоговое обложение граждан. Цензоры имели право вычеркивать из списков сенаторов и всадников и вообще из списков отдельных разрядов граждан всех тех, кто был, по их мнению, недостоин, — и с этим связывалась потеря политических прав.

Курульные эдилы. В 367 г. до н. э. в противовес плебейским эдилам была создана должность курульных эдилов, которые первоначально избирались из патрициев. Но плебеи быстро получили доступ к этой должности. Эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Курульные эдилы имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и животных; по этим вопросам они издавали распоряжения (эдикты), являвшиеся одним из важных источников частного права.

 Квестор. Квесторы  имели разнообразную компетенцию.  Одни квесторы ведали некоторыми  уголовными делами, другие — казначейством  (хранение казны, выплаты и  получение денег).

------

Управление Италией. Ко II в. до н. э. вся Италия была завоевана Римом, причем значительная часть завоеванных земель перешла в распоряжение Рима. Завоеванные города в ряде случаев сохраняли свою автономию (во внутренних делах), хотя иногда во главе их ставились римские должностные лица. Жители этих городов в некоторых случаях получали римское гражданство, но иногда не пользовались правом участия в римских народных собраниях. Наконец, иногда италийские общины продолжали номинально считаться государствами, но связывались с Римом союзным договором. На почве эксплуатации италийских общин Римом возникает движение италийских общин против Рима.

Управление провинциями. Провинциями назывались внеиталийские  области, завоеванные Римом. Жители провинций обращались в рабство  или становились подданными Рима, не получая прав гражданства. Вся земля провинций переходила в полное распоряжение Рима. Провинциальная земля обычно предоставлялась в той или иной части в пользование жителей провинций за уплату определенного налога или арендной платы. Кроме того , провинция составляла предмет разносторонней эксплуатации со стороны Рима. В частности, взимание налогов с населения нередко предоставлялось на откуп частным лицам, т. н. публиканам, грабившим население в свою пользу. Во главе провинции находился римский магистрат (один из консулов, один или два претора), снабженный широчайшими полномочиями в области военной и гражданской администрации. Порядок управления провинцией определялся сенатом, который нередко посылал во вновь присоединенные провинции специальные комиссии из сенаторов для организации управления.

 

23 Вопрос. Государственный  строй Древнего Рима в период  принципата. Юридическая природа  власти древнеримского принцепса. 

В I в. до н. э. все противоречия рабовладельческого Рима достигают  огромной остроты и угрожают самому существованию Римского государства. Наступает период так называемой гражданской войны. Развитие рабства в его античной форме и непрерывный рост эксплуатации рабов, ухудшение их положения вызывают волну восстаний рабов; величайшее из этих восстаний — восстание Спартака. Крестьянские массы, вытесняемые с земли рабовладельческими латифундиями, требуют земельного передела и уничтожения долговых обязательств. Крестьяне и массы обезземеленного крестьянства, стекающиеся в Рим, представляют грозную опасность для господства кучки крупных рабовладельцев. Среди самой господствующей рабовладельческой верхушки обнаруживаются серьезные противоречия между интересами крупных землевладельцев и финансовой аристократии. Борются три партии: оптиматы, всадники и популяры. Рабовладельцы ищут себе спасения в усилении центральной власти, в установлении террористической диктатуры, которая затопила бы в потоках крови всякое недовольство, угрожающее рабовладельческому строю и привилегированному положению крупных рабовладельцев. От республики рабовладельцев Рим переходит к диктатуре, а затем к империи, защищающей интересы рабовладельцев. Два обстоятельства вместе с тем содействовали переходу к империи:

а) Формы государственного устройства, соответствовавшие государству-городу, окончательно перестают удовлетворять потребностям огромного государства. Государственный аппарат должен представлять интересы всех рабовладельцев всего государства, и этому явно противоречит привилегированное положение города Рима.

б) Исконная система организации римской армии, как ополчения свободного крестьянства, уже не могла удовлетворять потребностям защиты Рима вследствие упадка свободного крестьянства и необходимости вести длительные войны  в отдаленных местностях.

 Переход Рима к  диктатуре как постоянной форме правления совершился не сразу. В 82 г. до н. э. представитель оптиматов Сулла, опираясь на войско, совершил государственный переворот. Сулла был назначен "диктатором для написания законов и устроения государства". Таким образом, диктатору была формально предоставлена (впервые в Риме) законодательная власть. Одновременно Сулла получил неограниченное право выносить смертные приговоры, конфискацию имущества и т. п. Эти права была даны Сулле на неограниченный срок — впредь до восстановления порядка. Правление Суллы является военной диктатурой крупных землевладельцев. Растущие противоречия между различными группами римских граждан и возникшее вскоре после диктатуры Суллы восстание Спартака ускорили переход к введению диктатуры единоличных правителей.

В 60 г. до н. э. образовался т. н. "триумвират" в составе Помпея, Красса, Цезаря, фактически захвативших в свои руки власть. Триумвират боролся против оптиматов, опираясь на всадников, популяров и на войска, которыми командовали триумвиры. В дальнейшем триумвират распался.

Следующим шагом по пути к установлению монархии явилась  диктатура Цезаря. Цезарь опирался на находившееся в его руках войско, получавшее от него щедрое вознаграждение. Целью политики Цезаря было объединение  Средиземноморского бассейна под гегемонией города Рима и превращение Римской республики в средиземноморскую державу. В 49 г. до н. э. Цезарь был назначен диктатором. Здесь речь идет уже о пожизненной власти. Наряду с диктатурой, Цезарь сосредоточил в своих руках власть трибуна, надзор за нравами и являлся "верховным жрецом". В 45 г. до н. э. ему был дан титул "императора". Тем самым в руках Цезаря сосредоточилась высшая власть, он получил право решать вопросы о войне и мире, управлять финансами, командовать всеми войсками.

После смерти Цезаря вновь возникает борьба, и разложение республики идет быстрыми шагами. В 43 г. до н. э. был образован "второй триумвират" в составе Антония, Октавиана и Лепида, являвшийся, по существу, продолжением военной диктатуры Цезаря. Триумвирам были вручены консульская власть и неограниченные полномочия "для устроения государства". Войска триумвиров нанесли решительное поражение республиканским войскам, и власть перешла к Октавиану, а второй триумвират распался.

С сосредоточением власти в руках Октавиана начинается новый и последний период жизни Рима — период империи, являющийся периодом военной диктатуры рабовладельцев. Однако новый строй установился не сразу. Первые два века н. э. являются периодом некоторой стабилизации рабовладельческого хозяйства. Развивается ремесло, и торговля (в частности, внешняя) достигает невиданного ранее размаха. Римская культура находится в периоде расцвета Но начиная с III в. Рим быстро идет к упадку и разрушению.. Период I—V вв. является периодом установления вместо государства-города империи, состоявшей из совокупности провинций и общин. Процесс установления новых форм государственного устройства растянулся на долгое время. Этот период делится на две части: принципат (до III в.) и доминат (IV—V вв.).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Период принципата получил  свое название по титулу лица, стоящего во главе Рима, — принцепса. С  точки зрения организации государственного механизма этот период является переходным этапом от республики к империи. Постепенно сосредоточивается единоличная неограниченная власть в руках принцепса, но с сохранением в большем или меньшем объеме деятельности некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. В 28 г. до н. э. Октавиан получил звание princeps senates. Октавиан,  стал рассматриваться как высшее должностное лицо. Октавиан формально не отменил республиканских учреждений — новый строй маскировался республиканскими формами. Открытый переход к империи еще не мог быть осуществлен, так как вокруг республиканских учреждений, в частности вокруг сената еще стояли силы крупной землевладельческой аристократии, с которой нельзя было не считаться. Октавиан просто соединил в своем лице ряд республиканских должностей; но эти должности уже не были ограничены ни временем, ни контролем и тем самым давали их носителю всю полноту власти. Власть принцепса первоначально не была наследственной. Формально после смерти принцепса избрание нового принцепса производилось сенатом, но принцепс мог наметить при своей жизни кандидата для замещения должности принцепса после своей смерти. И избрание принцепса сенатом являлось нередко лишь формальностью: в действительности выбор решали во многих случаях войска . Нередко, в особенности в период глубокого кризиса III в., принцепсы устранялись и назначались новые принцепсы по воле правящей кучки и войска, устраивавшего дворцовые перевороты. По мере роста внутренних противоречий и внешних осложнений власть все более и более консолидируется в руках принцепса. Тем самым отходят на второй план и даже вовсе утрачивают свое значение республиканские учреждения.

Сам император являлся  выполнителем воли крупных землевладельцев  и иногда становился безвольной игрушкой в руках окружающих его лиц. Потребности управления огромной империей вызвали необходимость в развитом административном и военном аппарате принцепса. Но этот аппарат состоит уже не из выборных должностных лиц, а из слуг принцепса, которых он назначает и смещает по своему усмотрению и которые являются гибкими и послушными орудиями в его руках. Значительную роль в аппарате принцепса играли вольноотпущенники. Организуется императорская канцелярия, расчленяющаяся на РЯД отделов: отдел, составляющий письма императора, отдел финансовый, отдел, производящий расследования. Существует особая казна императора. Вследствие расширения границ империи и сосредоточения единоличной власти в руках принцепса народные собрания в Риме утрачивают всякое значение. Законодательная власть переходит к принцепсу и сенату. От народных собраний отнимаются их судебные функции. В начале принципата народные собрания еще производят выборы должностных лиц, причем кандидатуры выставляются принцепсом. Но уже с 30-х гг. I в. выборы начинают производиться сенатом и принцепсом. Сохраняется лишь церемония: избранное должностное лицо представляется народу после своего избрания. В начале настоящего периода сенат еще сохраняет влияние на государственные дела. Ломка прежних учреждений происходит постепенно, и между сенатом и принцепсом происходит в некоторых случаях борьба. Но эта борьба заканчивается победой принцепса, и сенат постепенно утрачивает свое прежнее значение. С утратой народными собраниями их законодательных функций законодательная власть переходит к сенату. Ряд важнейших функций окончательно утрачивается сенатом, в частности, ведение внешней политики. Государственная казна по-прежнему находится при сенате. Прежние магистратуры по имени сохраняются. Но магистраты уже лишены реальной власти- они являются исполнителями распоряжений императора и сената, и круг их функций непрерывно суживается и переходит к служащим принцепса. Народные трибуны не имеют права вмешиваться в распоряжения принцепса и фактически находятся в его подчинении. Эдилы, число которых увеличилось до 6, ограничиваются наблюдением за общественными местами и юрисдикцией в области торговых дел. Квесторы утрачивают свои права в области финансов и состоят в распоряжении императоров, консулов и правителей сенатских провинций (а также хранят архивы). Одним словом, по внешности магистраты сохраняются, но по существу они не играют сколько-нибудь заметной роли в деле управления государством. Функции цензора переходят к принцепсу, а должность цензора вообще исчезает. Италия разделяется по-прежнему на municipia и coloniae romanorum. В области своих внутренних дел муниципии пользуются некоторой автономией, в них существуют народные собрания, сенат, муниципальные магистраты. Но компетенция этих органов сильно ограничена. Муниципии состоят под надзором принцепса. Италия утратила свое привилегированное положение по сравнению с провинциями. Постепенно сглаживается резкое различие между Италией и провинциями: вся территория Римской империи получает однообразное устройство. Провинции становятся составными частями Римского государства. Во внутренних делах отдельные общины сохраняют некоторую самостоятельность, и во взаимоотношениях их граждан действует местное право. Но местные провинциальные учреждения все более и более ограничиваются в своей компетенции и теряют свое значение. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция; римские чиновники получают все большее значение. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, и это содействует вытеснению местного права правом римским. Императорские провинции находятся в непосредственном управлении принцепса в силу принадлежащей ему проконсульской власти. К числу этих провинций относятся те, в которых вооруженная борьба местного населения против римских поработителей еще не была подавлена и в которых поэтому находились армии. Управляют этими провинциями лица, назначаемые императором, подобно диктаторам. Сенатские провинции формально подчинялись сенату. К числу этих провинций относились те, где было водворено хотя бы относительное спокойствие и где поэтому не были расположены значительные военные силы. Во главе провинций стояли проконсулы, назначавшиеся сенатором. Помощниками их являлись legati (судебные органы) и квесторы (заведовавшие финансами). Однако император в силу своего imperium осуществляет надзор и за сенатскими провинциями; он командирует в них представителей фиска (для контроля поступлений, идущих в императорскую казну) и в случае надобности посылает в эти провинции войска.К III в. все провинции становятся императорскими. Для заведования местными делами в провинциях имеются "провинциальные собрания", в состав которых входили представители местной рабовладельческой знати. В провинциях существовали округа, не подчинявшиеся общему провинциальному управлению и являвшиеся имениями лично императора.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)