Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

 

24 Вопрос. Государственный  строй Древнего Рима в период  домината. Реформы Диоклетиана. 

С III в. Римская империя  переживает распад рабовладельчества. Классовые противоречия все более  обостряются. Особое значение получает в последний период Римской империи армия, состоящая уже в значительной степени из "варваров". Римская государственная машина последнего периода является военной деспотией императора, централизованным военно-бюрократическим аппаратом верхушки эксплуататорского класса. Немалое значение для поддержки эксплуататоров имело христианство. К IV в. оно уже далеко отошло от своего первоначального демократического характера, когда его последователями являлись преимущественно рабы и пролетарии, выражавшие протест против существующего строя. Состав христианских общин изменился и включал в себя представителей господствующего класса.

Христианская церковь  постепенно стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться  государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. Христианство стало государственной религией. Христианство обратило все свои силы и средства на поддержание и "оправдание" государственной централизации власти эксплуататоров и их главы— неограниченного императора. Усиливается террор, доводится до предела налоговое обложение и вообще эксплуатация населения, вводится мелочная регламентация — и идет непрерывный распад Римской империи. Все попытки эксплуататоров удержать свое положение являются тщетными — Рим быстро идет к своей гибели.

Последний период Римской империи называется доминатом. Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя от революционных движений рабов, для обороны государства от "варваров" и для борьбы с сепаратизмом вызывала серьезные изменения государственного устройства. Происходит уменьшение размеров провинций и ослабление роли их наместников.

В связи с этим еще  при Диоклетиане (284-306 гг н.э.) намечается разделение империи на две половины — восточную и западную(при феодосии - окончательно). Во главе каждой половины империи стоял особый август. Первоначально эти половины рассматривались как части единого государства. Однако в дальнейшем эти части обособлялись, и уже можно говорить о двух отдельных государствах. Во главе империи стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной и исходящей от бога. Христианская религия учила, что ослушание императора является грехом. Все население империи рассматривается как подданные или рабы императора. Императору принадлежит законодательная власть.

Император выбирает себе ближайшего помощника, получающего титул цезаря. Цезарь является наследником императора. Этой системой думали предупредить случайности  и волнения при освобождении престола. Но нередко решающую роль играл голос армии; однако в некоторых случаях имел значение и сенат.

 Совет при императоре - главный центральный орган. 

Управляющий двором -важнейшее  должностное лицо.

Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности. Все эти управления носят резко выраженные черты бюрократического аппарата. Кадры чиновников дополнялись нередко выходцами из различных сословий.

Основными принципами организации  местного управления являются: строгая централизация, многочисленность чиновников и отделение военной власти от гражданской, задачами управления являлись выжимание из населения налогов. Каждая половина империи разделялась на две префектуры. Префектуры разделяются на диоцезы. Каждый диоцез разделяется на провинции. Провинции разделяются на округа.

Особым порядком управляется  город Рим. Во главе его стоит praefectus urbi, непосредственно подчиненный  императору. Сенат играет роль городского совета и ведает только местными делами(фуу!!). Формально сохраняются должности консулов, преторов, квесторов, но они являются лишь почетными должностями (хотя и требующими больших расходов от замещающих эти должности лиц, например на устройство общественных зрелищ) и никакого значения в правительстве не имеют.

Реформы Диоклетиана:

Реформы Диоклетиана.

1)реформа управления:

- Режим тетрархии ( правление  4х человек)

- Вводятся должности  (2 Августа, 2 Цезаря)

 

Тетрархии:

                       Западная                           Восточная

Август, Цезарь. Рим –  столица.476 год                    Август, Цезарь. Никомидия - столица    

 

2)Военная реформа: создание  постоянной армии на основе  рекрутских наборов

3)Налоговая: введение подушного  и поземельного налога, кроме города Рима 

 

 К V в. Римское государство  находилось в состоянии распада.  Находившаяся в катастрофическом  положении Римская империя уже  не могла сопротивляться наступлению  с севера т. н. "варваров". В 476 г. варварский вождь Одоакр низверг последнего римского императора, носившего, по иронии судьбы, имя легендарного основателя Рима и уменьшительное имя основателя Римской империи, — Ромула Августула. Эта дата и считается концом Западной римской империи. (восточная -1453)

 

 

 

25 Вопрос. Основные черты  Римского права Древнейшего периода.  Эволюция источников права.  

Основным источником права  в древний период было право обычное.С  появлением государства на смену  обычаям приходит обычное право, представленное как совокупность правил поведения, соответствующих интересам господствующего класса и санкционируемых и охраняемых государством. Обычное право не записывается, и этот момент придает нормам неопределенность.  Древнейшее обычное право было связанно с религией и не отграничивалось от него. Хранителями обычаев были жрецы, которые выступали как посредники между богами и людьми, они же и были первыми римскими юристами. Жрецы  являлись судьями, принимали участие в заключении сделок.

 Уже в древнейший  период в Риме стали различаться правовые и религиозные нормы. Право обозначалось термином jus, тогда как нормы, относящиеся к богам, назывались fas.  Еще жрецами были составлены сборники обычаев и конкретных решений, хотя есть мнение, что это сделали первые рексы.

    Период республики. Как источник права, (1)сохраняется  обычай, однако он в данный  период отходит на второй план. Древнейшим известным правовым  памятником римского права являются  «Законы 12 таблиц», составление  которых закончилось к сер. 5 в.  до н.э. Подлинный текст, которых, согласно легенде, находился на 12 досках, до наших дней не дошел. «Законы 12 таблиц» не являются кодексом, это произведение представляет собой сборник судебных решений, наиболее важных правил по решению основных вопросов практики. Содержание 12 таблиц, по-видимому, является записью норм обычного права, которая была сделана для закрепления интересов плебеев и ограничения власти патрициев. (2)Следующим источником права был закон, который назывался lex. Первоначально это слово означало всякое правило, связывающее установившего его субъекта. Также lex в смысле постановления народного собрания означало правило, установленное гражданами и связывающее их, взаимное обязательство граждан. Определенного порядка принятия закона не было, а назывался закон по имени внесшего законопроект магистрата. В период республики издавалось довольно много законов, касающихся отдельных вопросов, а единого сборника не существовало. Законодателя интересовали вопросы государственного устройства, администрации и судебного процесса. Область частного права развивалась путем обычая и судебной практики. Римский закон прежде всего организует деятельность государства. (3)Еще одним источником права в данный период являлись эдикты, которые могли устанавливать магистраты в силу принадлежащей им власти. Первоначально такие обязательные правила делались устно, но позднее стали записываться. Эдикт- программа действий магистрата при вступлении в должность и представляет собой правила, которыми будет руководствоваться магистрат. (4) Особое значение для римского права получил преторский эдикт. Претор, в силу своего imperium, выходил за рамки прежнего права и регламентировал новые правоотношения. Он указывал, в каких случаях будет предоставлять иск, и его указания имели для судьи обязательную силу. Эдикт претора имел силу в течение года, когда претор занимает свою должность.Часто следующий претор не издавал новый по своей сути эдикт, а использовал уже устоявшиеся формулировки. (?)Специфическим источником права был результат деятельности римских юристов. Усложнение хозяйственной жизни требовало точной формулировки прав и обязанностей, выработке норм, соответствующих развивающемуся обществу. Поэтому деятельность юристов приобретает особое значение, светские юристы занимаются толкованием цивильного права, вырабатывают новые нормы, играют видную роль при формулировке преторского права. Деятельность юристов носила чисто практический характер, их задачами являлось:

-дача советов

-редактирование актов

-руководство процессуальными  действиями сторон

       Период  империи. В период принципата  источником права, обладающим  силой закона, становятся (1)постановления  сената, за которым закрепляется  законодательная компетенция. Однако  сенат не обладал правом законодательной  инициативы, и реально постановления сената были оформлением предложений императора. (2)Основным источником права в данный период является законодательная деятельность императора, который издает единоличные распоряжения. Распоряжения императора носят общее название constitutions, и существую следующие виды распоряжений:

- edicta – общие распоряжения  для всего населения империи

- mandata – инструкции должностным  лицам

- rescripta – распоряжения  по отдельным делам

- decreta – разрешение спорных,  в частности судебных, дел

Но затем распоряжения императора получают и название закона – lex. Законодательство императора усиливало единое для всей империи право. Общее римское право, основанное на законодательстве императоров, применялось римскими должностными лицами и регулировало отношения римских граждан. Однако эти распоряжения издавались в огромном количестве, что порождало запутанность и противоречивость между ними. В период домината получают  значение общие распоряжения высших должностных лиц, изданных по не регламентированным в императорских постановлениях вопросам. Как источник права (3)сохраняется преторский эдикт, однако роль и значение его падают. К этому времени сложились основные типы исков, не требующие пересмотра. Император около 130 г. издает окончательный текст преторского эдикта. В этот период наступает расцвет римской юриспруденции, и деятельность юристов играет большую роль.

Основной областью деятельности римских юристов является имущественное  право. Деятельность юристов была направлена на поддержку уже вступавшего  в период упадка рабовладельческого строя, и этим связанно закрепление прав собственности. Развитие торговли требовало разработки юридических вопросов, связанных с торговым правом. Отдельным направлением деятельности юристов было практическое направление. Римские юристы не выработали системы права, они преимущественно были казуистами. Юристы занимали в Риме высокое социальное положение и являлись одним из каналов проведения политики императора.

Наивысшего расцвета римская  юриспруденция достигла в конце 2 и начале 3 в. Именно в этот период она разработала частное право рабовладельческого общества и выработала те правовые принципы, которые дали в последующие века славу римскому частному праву и обусловили восприятие этого права феодальными и буржуазными государствами.

 

26 Вопрос. Институты Вещного и Обязательственного права по законам 12 таблиц.

 

Важной чертой римского права собственности было под  подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К мансипируемым  относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. К неманципируемым относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что  передача манципируемой вещи происходила  в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей с четким повторением  формул передачи и весодержателя  с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и  драгоценные, переходили с помощью  простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных  договором купли-продажи, мены, дарения  и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!

Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности  на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (Давность владения в отношении земельного участка- в два года, в отношении всех других вещей - в один год).

Особым видом вещного  права, зафиксированным в Законах XII таблиц, являются сервитуты, нормы  права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)