Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

 

15 Вопрос.Преступления  и наказания в «Законах Ману»  и в «Артхашастре» Каутильи

 

    Главная черта  древнеиндийского права – это  его тесная связь с моралью и религией. По сути дхарма – это не правовая норма в чистом виде,  а формула, отражающая должный порядок мироустройства. Преступление =  грех.

Но все же преступление можно отличить от греха, если посмотреть на способ наказания за то и другое. За преступление карают телесным или  имущественным наказанием, а грех искупляется. Так, в одной главе  убийство брахмана считается тяжким грехом, который долго искупляется, а в другой оно же отнесено к преступлениям, наказывающимся вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Также «Законы Ману» не знают разграничения между деликтом (правонарушением) и преступлением.

Шастры при рассмотрении конкретных преступлений исходили их неких общих понятий, таких как формы вины (умысел и неосторожность), необходимая оборона, рецидив, институт соучастия, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Например, убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, дары, женщину или брахмана, при этом варновый статус убитого не учитывался. Или, смягчающим обстоятельством при оскорблении словом было состояние алкогольного опьянения преступника. Подстрекатель наказывался более высоким штрафом, нежели непосредственный исполнитель. К отягчающим обстоятельствам относись рецидив, групповой характер деяния, низкий варновый статус преступника (высокий статус смягчал степень вины).

Особо строго наказывались преступления, затрагивающие интересы царя и храма (наказание в виде смертной казни для грабителей или взломщиков царского или храмового склада или арсенала). Древнеиндийское право знало преступления против государства: наказывались незаконное ношение оружия, поношение своей земли (страны или деревни), неповиновение приказу царя. Выделялись должностные преступления: взяточничество, злоупотребление служебным положением, составление ложных приказов и др. Как святотатство рассматривалось поношение богов и святынь.

 Большой объем занимают преступления против личности. Самое тяжкое преступление – это убийство, причем варновое положение убитого играло роль в определении степени тяжести. Самым тяжким считалось убийство брахмана, но если брахман был убийцей, то вместо смертной казни он изгонялся из страны. Также убийство убийцы не считалось грехом или преступлением, а, следовательно, не влекло за собой ни искупления, ни наказания.

Телесные повреждения - оскорбление  действием: прикосновение, замахивание, удар и др. Наказание за такого рода деяние – штраф, размер которого зависел от тяжести телесных повреждений жертвы (учитывались такие обстоятельства, как слом костей, наличие/отсутствие крови у потерпевшего, способность двигаться и др.). Как и жизнь, честь людей в шастрах оценивалась в зависимости от варновой принадлежности. Так, оскорбление словом или действием равного себе наказывалось штрафом, а в отношении «дваждырожденных» - телесное наказание. Широко применялось правило талиона и членовредительские наказания. В одном ряду с оскорблением действием стоит повреждение чужой вещи и нанесение удара чужому скоту.

Некоторые деяния рассматривались одновременно и как грех, и как преступление. К таким деяниям относилось, например, прелюбодеяние, которое наказывалось смертной казнью. Интересно, что круг понятия «прелюбодеяние» очень широк: к нему относились и тайная беседа с чужой женой, и прикосновение  к ее одежде, а не только физический акт. Шастры не приводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием. За преступное сожительство наказывались и мужчины, и женщины, наказание варьировалось от телесных увечий вплоть до смертной казни.

Значительное место шастры отводят и имущественным преступлениям. Имущество в правосознании индусов  было продолжением личности. Однако в  шастрах проводятся четкие различия между грабежом (насильственные действия с целью присвоения вещи) и кражей (в отсутствии собственника). Наказание варьировалось в зависимости от ценности украденного и варновой принадлежности преступника. Захват наиболее ценного имущества (людей, золота, скота) карался крупным штрафом (КА), а похищение родовитых людей или наиболее ценных вещей – смертной казнью (ЗМ). Предписания КА имели более гуманный характер в ряде случаев, т. к. наказания, предусматриваемые КА, имели более действенный характер; из этого можно заключить, что целью наказания было не столько устрашение преступника, сколько его предупреждение о возможных последствиях того или иного деяния. Угрозы в ЗМ излагались в декларативной форме и не сопрягались с конкретной санкцией. Однако в ЗМ и КА нельзя найти и полного перечня наказаний. ЗМ предписывают противодействовать незаконным деяниям 3 способами:

-заточением

-заковыванием в цепи

-различными видами телесных  наказаний

В перечень наказаний входят замечание, выговор, штраф, телесное наказание, смертная казнь;изгнание из страны (гражданская казнь), который применяется только к представителям варны брахманов, совершивших тяжкое преступление. В ЗМ различается простая (отсечение головы) и квалифицированная (утопление, сажание на кол) смертные казни, которые в ряде случаев могли быть заменены уплатой самых высоких штрафов. Понятие преступления можно определить как некоторое деяние, нарушающее дхарму.

 

16 Вопрос.Развитие  государства в Древнем Китае.  Мандат неба. Циньская и Ханьская  империи.

 

       Периодизация истории:

- 1766-1122 гг. до н.э. –  период Шань (Инь)

- 1122-256 гг. до н.э. –  период Чжоу:

       =7-5 вв. до н.э. – Чуньцю

       =5-3 вв. до н.э. – Чжаньго

- 206  г. до н.э. –  220  г. н.э. – периоды Цинь  и Хань

      Древнейшее  государство начало возникать в 3 тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ. Об этом государстве до нас дошли легенды о династии Ся, археологические раскопки, такие как кости и черепа с записанными на них ритуалами доказывают наличие теократического государства в данный период. Во 2 тыс. на основе союза племен было создано крупное и этнически неоднородное государство Шань. Территория этого государства была разделена на 3 зоны:

-внутренняя, на которую власть правителя распространялась в полном объеме

-внешняя, которая населялась союзными племенами, защищавшими границы

-промежуточная, в которой власть распространялась в ограниченном объеме, а населявшие эту зону племена находились под покровительством китайского правителя.

Правитель носил титул Ван, обладал высшей военной властью, выполнял жреческие функции, заведовал царским хозяйством. Сам процесс управления представлялся в виде исполнения некоего религиозного ритуала. Служащие делились на ранги, правящая верхушка была представлена кровными родственниками правителя.

В конце 12 в. до н.э. царство Инь было завоевано пришедшими с запада Чжоускими племенами, которые вторглись во внутреннюю зону и захватили власть, что привело к образованию нового государства. Чжоуский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией.

Возникает доктрина «мандата неба», объясняющая легитимность власти правителей Чжоу, а шаньский правитель, согласно этой доктрине, не правитель, а жрец. Правитель объявляется сыном неба, а чжоуское государство становится империей. Подвластные местные правители обладали своим государственным аппаратом, однако были обязаны платить налоги в казну вана. Иногда ван передавал управление завоеванными территориями членам правящего дома, а к местным правителям отправлял своих наблюдателей. Изначально власть владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти, но в 8 в. до н.э. удельные правители начинают приобретать фактически полную независимость.

В рамках номинально единого  государства в 7 в. возникает множество  мелких государственных образований ( Цинь, Хань, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), которые мирно сосуществуют до сер. 5 в. до н.э. (период «зим и весен»). Затем начинается период войн, приведших к полному распаду империи ( период «борющихся царств» - до 22 г. до н.э.). В противоборстве 2х царств намечаются 2 альтернативы развития: через победу крупной частной собственности к раздробленности или через упрочнение государственной собственности на землю к созданию единого централизованного государства.

Побеждает 2 путь и царство Цинь. Эта империя управляется по бюрократическим принципам, видны попытки править, опираясь на священный закон, и как следствие – игнорирование аристократических традиций. Империя цинь заложила основы административного управления и социально-экономическую базу для следующей империи Хань, которая образовалась после восстания в царстве Хань, закончившимся захватом императорской резиденции и власти в стране. Территория Хань делилась на 13 округов - одим управлял император, а другими - местные цари. Сохраняется бюрократический принцип управления, конфуцианство как государственная идеология. В управлении выделяется 3 высших должностных лица: великий маршал (подобие исполнительной власти), глава подданных (надзирал за деятельностью чиновников) и управляющий общественными работами. Итог: разъеденное коррупцией, государство рухнуло.

 

17 Вопрос. Сущность  античного полиса.

 

Древняя Греция представляла собой совокупность мелких государственных  образований – полисов. Полис – это государственно организованная община, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие размеры таких государственных образований объясняются тем, что они сложились в результате крушения родоплеменных общин, охватывающих небольшие коллективы. В то время еще не сложилось экономических и политических предпосылок для образования крупных политических объединений.

 Ремесло было основано  на рабском труде, и, следовательно,  не могло получить высокого  развития. Торговля существовала  в основном в прибрежных городах  и носила внешний характер, и из-за сравнительно невысокого развития ремесла не было потребности в организации обширного внутреннего рынка. Природные условия также способствовали разъединению греческих областей: большую часть страны пересекают труднопроходимые горные хребты. Таким образом, древнегреческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории Греции, так и за ее пределами (Греция имела колонии-полисы, политически не связанные с метрополией). Экономической основой античного полиса была особая форма земельной собственности, представлявшая собой сочетание индивидуальных и общественных начал. Государственный строй был различным:

существовала тирания, в  которой власть принадлежала 1 лицу – тирану

в других полисах была демократия, при которой созывались народные собрания, в которых могли принимать участие мужчины, способные носить оружие и составляющие ополчение.

В некоторых полисах  была аристократия, при которой власть переходила в руки немногочисленных представителей знати, или олигархия, при которой органы власти были закреплены за представителями малочисленных зажиточных граждан

Для античных полисов характерно отсутствие бюрократии и институт гражданства, сочетавшийся с принципом неравенства. Наряду с обладающими всеми правами полноправными гражданами существовали и граждане неполноправные, которые были лишены избирательных прав. К последней категории относились приезжие и купцы, которые не могли иметь земельной собственности в этом полисе (именно земельная собственность определяла наличие избирательных прав; это объясняется малым количеством плодородных земель в Греции). Рабы не имели прав, и , следовательно, не входили в число граждан.

 

18 Вопрос. Эволюция  государственного строя Афин  в 6 веке до н.э. Реформы Солона  и Клисфена.

 

Афинский полис возник во время правления Гесея, который  объединил общины и управлял, разделив население на 3 категории: знать, земледельцы  и ремесленники. Так говорит легенда. Первоначальный строй Афин имел следующие  политические институты: во главе стоял басилевс (царь, сакральная фигура), военачальниу - полемарх, действовал совет старейшин, а народное собрание олицетворяло собой власть общины.

Вскоре басилевс становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому  наряду с должностями басилевса и полемарха устанавливается новая должность – архонта, который обладает верховной властью. Сначала архонты избирались пожизненно, но с сер. 8 в. до н.э. срок пребывания на этой должности ограничился 10 годами, а с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми теперь распределялась власть прежних пожизненных правителей. Первый архонт стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по судебным делам. Басилевс стал 2 архонтом, за ним сохранились жреческие функции. Полемарх стал 3 архонтом и был носителем военной власти. Остальные 6 архонтов выполняли главным образом судебные функции. Новый правительственный орган – ареопаг – вытеснил прежний совет старейшин. Ареопаг выбирал архонтов, но бывшие архонты также часто становились членами ареопага. Таким образом, вся власть сохранилась в руках аристократии. Чуть позднее, вследствие развития морской торговли, на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была поделена на округа – наукрарии, во главе которых стоял притан наукрарии, следовательно, возник новый орган, не связанный с родоплеменной организацией. Постепенно родоплеменная организация изживает себя, внутри нее обострились противоречия, попавшее в долговую зависимость крестьянство и всеобщая задолженность бедноты приводят к революционному взрыву, который поддерживают торговые и промышленные круги рабовладельческого класса. В итоге последние побеждают и на политическую арену выходит Солон, который, будучи в должности архонта, проводит ряд реформ.

Реформа долгового права, или сисахфия, заключалась в аннулировании всех долгов и запрещении долговых обязательств с возможностью самозакладки должника. Был наложен запрет на продажу афинян в рабство, начал производиться их  выкуп из других полисов. В интересах богатых население было юридически разделено на 4 группы по имущественному признаку:

-пентакосиомедины, или  пятисотники, т.е. те, кто имел  урожай в размере 50 сыпучих  тел или -соответственное количество других продуктов

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)