Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Проценты  под  занятые суммы не должны были превышать сумму долга.

 

3.Аренда земля под сельское хозяйство на 1 год. Обработка земли - обязанность арендатора

  1. Поклажа - безвозмездное хранение чужих вещей, дружеская услуга.
  2. Товарищество

Для статусных отношений  характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

 

5 Вопрос. Преступление  и наказание в религиозном  мировоззрении, в правосознании  и праве Древнего Египта.

 

Не было кровной мести, денежного выкупа. Все наказания отличались жестокостью -- с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления.  Широко применялась смертная казнь. По законам Бокхориса смертная казнь могла быть заменена обращением в рабство.

Задача - охрана общественного порядка, государственного устройства и власти. Если Фараон сын бога, то посягательство на него, на его юрисдикцию - одновременно и преступления против богов; и наоборот - посягательство на богов и религию - посягательство на фараона лично. Т.о. почти все уголовные правовые отношения в Египте были тесно переплетены между собой и связаны с религиозной надстройкой.

Важной задачей судебного  разбирательства и выносимых  решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику.

Существовало наказание тяжкими принудительными работами, тюрьмой, ссылкой, штрафы, выставление у позорного столба.

Охранялись брачные отношения. Прелюбодея кастрировали, а прелюбодейке отрезали нос. Наказумым было так же незаконное добывание средств к существованию

Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными, клятвопреступление, нарушение культов), разглашение  государственной тайны, убийство отца (отрывали куски мяса от тела), убийство, ложный донос, засорение Нила. Наказание за измену фараону следовало для всех членов семьи.

 

6 Вопрос. Особенности  общественного и государственного  строя Древнего Вавилона. Правовое  положение основных групп населения по законам Хаммурапи.

 

  Вавилон возник в  результате распада Шумеро-Аккадского царства ( ок. 20 в. до н. э.). Возвышается новый центр аккадян – город Вавилон, который на многие века сохраняет значение центра южной Месопотамии. Царь Хаммурапи в результате многих завоеваний объединил все Двуречье под властью Вавилона.

    Вавилонское  общество носит рабовладельческий характер, рабы и рабовладельцы являются основными классами этого общества. Однако этот строй имеет свои особенности, применительно  к вавилонскому обществу:

-долго сохраняются значительные  пережитки первобытнообщинного  строя

-климатические условия  (необходимость проведения ирригационных  работ ) обусловили ранее появление  здесь классового общества при  еще не изжитых явлениях первобытного строя и слабом развитии частной собственности. Поэтому на рабов сохраняется общинная и государственная собственность, равно как и на собственность земельную. Основными владельцами земли и рабов являются государство, община и храм. Наблюдается медленное развитие товарно-денежных отношений, особенно при Хаммурапи. Деньги появляются довольно рано, их выражение – серебро, которое  не чеканится, а отмеривается по весу. Вавилон активно участвует в торговле, проводя крупные операции с чужими странами.

Выделялось 3 категории населения:

- авилум -это полноправный человек ; Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника.

-  мушкенум - свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества

- вардум -зависимое население  (Раб имел небольшое имущество,  мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина; их отдавали в обеспечение уплаты долга, можно было содержать в оковах; свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания)

+ нужно отметить жрецов и тамкаров  - знать(госслужащих, занимавшихся торговлей - надитум- жрицы).

     Государственный строй.

Во главе государства  стоит обожествляемый царь, который  является полновластным правителем. Государственные имущества управлялись  большим штатом чиновников. Хаммурапи проводит строгую централизацию всего аппарата управления. При царе появляется наместник – иссаку и правитель многих городов. Нубанда руководит организацией работ, связанных с повинностями населения, имеются и другие правители. Большую роль в государственном управлении играют жрецы, судьи, писцы, надсмотрщики, которые составляют иерархию чиновников в Вавилоне. Армия состояла в основном из ополченцев, но было и постоянное войско, состоящее из наемников и рабов. Постоянное войско имело 2 функции: полицейскую и охрану царя. При Хаммурапи создается постоянная армия из свободных воинов, которым за службу предоставляется земельный надел. Судебную власть  осуществляли органы администрации, но имелись также специальные судебные должностные лица. Царь считался верховным судьей. 

 

7 Вопрос. Институт  брачно -семейного права по законам  Хаммурапи.

 

     Брак считался  действительным только при наличии  договора, без него брак признавался  недействительным. Был возможен  брак свободного с рабыней,  причем дети от такого брака  считались свободными и не могли быть ущемлены в правах. Узаконивалась процедура вступления в брак и предсвадебных действий. Жених платил будущему тестю некоторое подобие выкупной платы и свадебный подарок. Также дочь получала от отца приданое, которое впоследствии передавалось жениху. Выкупная плата за невесту уже не была обязательным условием заключения брака, что говорит об отходе от пережитков первобытности.

Брак возникал вследствие заключения брачного договора, а не вследствие отдачи выкупного платежа. В случае отказа жениха он терял как выкупную плату, так и свадебный подарок, которые оставались в семье невесты, однако в случае отказа семьи отец должен был вернуть все полученное в двойном размере. Таким образом, выкупная плата в данной ситуации выступала как залог обеспечения договора. Приданое принадлежит девушке и остается у нее и после смерти мужа, при его жизни оно находится в его пользовании. После смерти жены приданое переходит либо ее детям, либо (если таковых не имеется) ее отцу. Приданое остается у жены и в случае развода. Единственный случай, когда приданое переходит мужу - в случае развода из-за ненадлежащего поведения супруги. На протяжении брака жена получала от муже подарки, которые должны были обеспечить ее существование в случае смерти мужа, причем это могло быть и движимое и недвижимое имущество.

    Основная форма брака - моногамия, однако допускалась полигамная семья в определенных случаях:

- если жена «станет  поступать безрассудно, разорять  свой дом или пренебрегать  своим мужем»

- если жена бездетна или не в состоянии родить сыновей, то муж может взять себе наложницу, но последняя не должна ставиться в равное положение с женой

- если жену поразила  тяжелая болезнь, однако муж  не в праве отвергать такую  жену

- если в жены взята  жрица, не имеющая право заводить детей, то муж заводит наложницу, чьи дети считаются детьми жрицы

Жена имеет право предоставить мужу рабыню, которая будет рожать детей, и тогда муж не может  заводить наложницу. Жена занимает довольно высокое положение и обладает многими правами. Она распоряжается приданым и подарками мужа, может заключать сделки, т. е. выступать в качестве субъекта имущественных отношений, по своему желанию завещает имущество умершего мужа своим детям, может арендовать имущество, заниматься ростовщичеством, ремеслом и торговлей. Для жены недопустимо многомужество, за измену назначается смертная казнь. Также затруднителен развод по инициативе жены (меньше условий для расторжения брака, нежели для мужа). Если муж попадает в плен, то жена может выйти замуж вторично, только если у нее нет средств к существованию, а по возвращению мужа вернуться в старый дом. При разводе муж отдает жене приданое, а если жена бездетна, то еще и выкупную плату, если при заключении брака выкупная плата отсутствовала, то муж платит 1 мину серебра как плату за развод. Вдова с малолетними детьми может выходить замуж только по решению суда, а имущество, оставшееся от первого мужа, описывается и остается в сохранении: жена и ее новый муж не могут продавать ничего из такого имущества, предназначенного для детей.

    Пережитки патриархального  быта видны и в отношениях  детей и родителей. Отец имеет сильную власть над детьми. Так, он мог отдать детей в кабалу, продать в рабство для отработки своего долга.

 Законы Хаммурапи  также говорят и об усыновлении, об условиях, порядке усыновления, а также о возможных случаях лишения прав на усыновление.  Усыновленные дети включались в завещание.

 

 

8 Вопрос. Институт  вещного права и обязательственного  по законам Хаммурапи.

 

1.Институты вещного и  обязательственного права по Законам Хаммурапи.

Право собственности.

Земля – собственность  гос-ва и общины. Появляется частная  собственность на землю.

Государственные земли  рассматривались как царские  земли, принадлежащие дворцу. Часть  – мелким землевладельцам, должностным лицам, воинам.

а) Имущества илку.

Воину с участком предоставлялась  рабочая сила. Участки остаются за ним на все время службы переходят  по наследству его сыновьям. Эти  земли, дома, инвентарь составляет особый разряд имущества – илку (имущ-ва, предоставляемые царем под условием несения службы, выполениря особых повинностей в интересах гос-ва). Илку нельзя ни купить, ни продать, ни завещать и т.д. Его можно только продать тамкарам или другим владельцам илку с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов (по законам Х.)

б) Обязанности обладателя имущества  илку.

Обладатель должен лично  выполнять военную службу в пользу гос-ва. Если воин попадает в плен, то участок передается его сыну под  условием несения службы. Если владелец не обрабатывает участок в теч. 3 лет и если кто-то другой примет на себя эти обязанности, то первоначальный владелец теряет право владения.

в) Общинная собственность на землю.

Земля была распределена между  селениями. Кудуру – документы-камни, подтверждавшие права их владельцев. Законы Хаммурапи обязывают общину возмещать ущерб потерпевшему от грабежа.

Общинная земля переходила в частную собственность. Уступка общинной земли происходила как за вознаграждение, так и бесплатно. Земля, передаваемая царем согласно кудурру, становилась частной наследственной собственностью. На собственника, правда, ложились некоторые повинности в пользу царя( царь мог предоставить и льготы).

Частная собственность приобреталась  часто без особых формальностей в результате составления документа, к которому продавец прилагал свою печать.

Защита частной собственности.

Вору грозила смертная казнь, если он не мог уплатить штраф. Собственник  мог истребовать свою вещь из владения лица, у которого она окажется.

Обязательственное право.

Договорные обязательства.

Эпоха Хаммурапи характеризуется  довольно развитым договорным правом. Для заключения договоров не требовалось  особой сложной или торжественной  формы. Письменная форма, однако, была обязательна в отдельных случаях. При купле-продаже раба требовались присутствие свидетелей, клятва покупателя. В актах купли-продажи, мены, раздела и некоторых других встречались клятвы, которые должны были подтвердить нерушимость сделки и намерение сторон ни в чем от нее не отступать. Клялись обычно местными божествами, но часто к именам богов присоединяли имя царя как богоподобного существа. Кроме того, в составлении документов участвуют свидетели, которые должны удостоверить составление документа. Число свидетелей — два-три, иногда значительно больше. Свидетели только упоминаются в договорах, но подписей своих на них не ставят. Наряду со свидетелями в документе упоминается также писец, его составлявший. Стороны скрепляли также документы приложением своих печатей.

Договоры, как и все  деловые документы Вавилона, писались на глине.  Должник  отвечал своей личностью и в случае невыполнения обязательств терял свободу. В других случаях неисполнение договора влекло чисто имущественную ответственность.

  1. Отдельные договоры,

 а) Купля-продажа и мена. Дошедшие до нас акты купли-продажи и мены, чаще всего не устанавливая никаких обязательств сторон. Передача вещи, сопровождалась символический возложением палки, о чем делается упоминание в договоре. В качестве предметов купли-продажи фигурируют как движимые вещи (зерно, животные, рабы), так и недвижимые — поля, сады, дома. В договоре указывается и предмет и цена на него. Помимо сделок купли-продажи за наличный расчет встречаются сделки в кредит с отсрочкой, а также купля-продажа с рассрочкой. В договорах купли-продажи встречается иногда оговорка о гарантиях на случай эвикции. В отношении купли-продажи раба предусмотрены гарантии качества купленного раба. Законами Хаммурапи установлены в отдельных случаях запрещения и ограничения купли-продажи (воины и чиновники не могли отчуждать земли, предоставленные им царем за их службу, запрещалась продажа домов илку и т.д.).

б) Имущественный наем. Предусматривется аренда земли, садов, жилищ,….

Договоры аренды земли и садов краткосрочные: нормальный срок — один год. Наем полей и садов производился как за определенное, фиксированное заранее вознаграждение, так и под условием передачи собственнику земли части урожая. Арендатор не освобождался от уплаты вознаграждения собственнику поля, если он не вырастил на поле хлеба.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)