Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

ИГПЗС

ИГПЗС

Вопрос 1. Институт верховной государственной власти в древнем Египте.

 

В Египте рабовладельческое государство  приобрело форму деспотии, монархии в которой государственная власть осуществляется бюрократическим аппаратом, подчиненным одному лицу - Фараону. Причина- длительное сохранение общинной собственности на землю и слабое развитие частной собственности. Касательно Египта: Египетский климат переменчив, земледелие нестабильно. Было необходимо создавать зернохранилища, хранителями зерен назначались самые доверенные люди - элита, таким образом добровольно сформировалась верховная власть.

 

Вершина Египетского государства - фараон. (престол мог передаваться не от отца к сыну, а от отца к дочери) Почитался на равне с богом солнца РА. Фигура обожествленная. Фараон не умирает, а заходит в вечный горизонт. Имя царя не принято было произносить всуе, поэтому и появилось слово фараон. Имя царя пишется в овале, который является символом солнца.

 Фараону принадлежала вся  полнота законодательной власти. Законодательство он осуществлял единолично - ему помогали в этом лишь высшие сановники страны(«советники царских приказов»). Закон - то, что угодно царю. Он стоял во главе административного аппарата.Ему принадлежала высшая судебная и высшая военная власть. Как посредник между богами и людьми -фараон был также и верховным жрецом.

Власть Фараона ослабла в  период распада,  но в эпоху среднего царства вновь приобрела неограниченный характер. Также и в период нового царства сохраняется могущество фараона, опирающегося на мощную военную силу, тогда же падает значение тжати - их становится несколько. В период позднего царства фараон теряет сакральное значение, фараонами становятся иноземцы.

 

Вопрос 2. Организация  государственного управления в Древнем  Египте. Тжати.

 

Общественный строй = Государственный строй : Фараон -- его семья ---сановники среднего уровня ---- жрецы ---- писцы ----- работники и крестьяне

 

Реально властью обладали 2 значительные группы лиц:

 

1- жрецы. НЕ наблюдается строгого отличия чиновников от жрецов. Часто чиновники получали жреческие титулы. Они составляли корпорации в зависимости от верховного бога (количество богов = количество корпораций). Именно жрецы были самой влиятельной группой в египетском обществе. Центром корпорации был храм,покровителем – божество. Светское государство не было отделено от теократического, жрецы поступали на службы в госаппарат, некоторые фараоны были жрецами. Многобожие порождало сложность жреческой организации.

2 - Государственные служащие. должностные лица. Среди них выделялись -слой высших сановников, -средний слой (главы областей, ведомств) и -мелкое чиновничество, среди которого выделялись писцы.

Все нити государственного управления держал в своих руках  «джати» ( визирь ). Эта должность  была создана при 4 династии, ее нередко  занимали родственники фараона. Наличие этой должности подчеркивает сильную централизацию египетского государства. Визирь также обладал некоторыми судебными полномочиями, тжати был председателем судебного совета «десяти» (высшей судебной инстанции Египта) и великой палаты «шести».Все чиновники были докладными  визирю, все они также были подчинены ему.  Он ведал всем - от обороны крепостей, до утверждения завещаний. Принимал непосредственное участие в управлении хозяйством, был начальником царских сокровищниц, всех государственных складов, всех царских работ.

Государственными имуществами  и доходами владел казначей (хранитель печати, которому подчинаялись два казначея фараона ). Он заведовал государственными складами, в которых хранились натуральные налоги. В обязанности казначейства входили сбор налогов, забота о доставке стройматериалов, снаряжение экспедиции за этими материалам, обеспечение им военной охраны.

Важной была также роль «начальника всех царских работ», который был архитектором и министром общественных работ.

Чиновничий аппарат был огромен. Доступ в ряды чиновников был открыт для всех свободных людей в Египте. Жалование им выдавалось натурой. Наиболее крутые чиновники получали землю.

 Местное управление: на местах гос. управление осуществляли главы номов. Первоначально - местные цари, с усилением централизации - должностные лица, назначаемые царем. В пределах номы они осуществляли судебную и административную власть. В период распада Д.Ц. - приобрели значительную самостоятельность, превращались в местных князьков на кормлении.

Постоянная армия была представлена личной охраной фараона и отрядами для подавления локальных восстаний. В случае войны набиралось ополчение, каждая область («ном») выставляла определенное число рекрутов, то же делали храмы.  В период нового царства общественные противоречия делают невозможным существование армии - и набирает популярность армия наемников.

Судебные органы не отделены от органов управления, осуществляли свою власть под руководством административных органов и совмещали судебную и административную деятельность.

 

Вопрос 3. Основные черты  правовой культуры Древнего Египта. Понятие  «МААТ», источники права, организация  правосудия.

 

Древние египтяне, как и  другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения - Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (Осирис, Маат).

Представление о должном  и справедливом со временем стали  связывать не только с деятельностью  конкретных богов , но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о "сердце и словах" богов и фараонов.

Для древнеегипетского  законодательства и правосудия характерными были:

- соразмерность наказания  тяжести совершенного преступления

  • принципы истины и справедливости
  • казуистическое изложение законодательных установлений и требований

Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных. Причем нормы, регулирующие правовые отношения, кроме того, что они были связаны с религией и общеустановленными моральными нормами поведения,  отличались  формализмом.

МААТ - выразитель закономерности всего сущего. Олицетворяет право, мораль, , идею справедливости. В Новом царстве Маат начинают почитать как дочь РА, т.е. сестру Фараона. После смерти каждый проходит через суд, который вершит Маат и получает по заслугам, так доктринально закреплялась идея неизбежности воздаяния.

Древнейший источник права - обычай. Первый законодатель Египта - Мневис - первый царь первой династии. Второй - Сазихис. Большое законодательство связано с именем Рамзеса 2 - направленное на укрепление египетской армии, закрепление кастовой организации общества, бюрократизацию государственного аппарата. В 8 веке до н.э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса (применение права перестало быть монопольным занятием жрецов, договоры перестали писаться языком священных римских формул).

Из административной деятельности визиря и других должностных лиц видно, что их распоряжения играли роль источников права. Таким образом можно выделить: Законы Фараонов, распоряжения джати, распоряжения глав номов.

Главное в правовой культуре  не закон,  а судебное решение (прецедент, аналогия) - 40 свитков, лежавших перед чиновниками не что иное как состоявшиеся судебные решения, на которые он должен ориентироваться. Работают чиновники - профессионалы., которых готовят специально. Т.К. судебные решения находились в руках высших должностных лиц - визиря и царя, то судебные решения приводили к установлению новых норм в той или иной отрасли права, равно как и решения глав номов, которые обладали на своей территории полнотой судебной и административной власти.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо тжати. Идеалом судебного решения считалась "строгая справедливость", пресекающая возможность рецидива. В некоторых хвалебных надписях упоминается деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный писец записывает его установление.  Земная законность, полностью согласуется с законами, установленными богами.

Суд в Древнем Египте не был отделен  от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство  осуществлялось ,  как   правило , коллегиально. Центральный суд (кенбет) состоял из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. Были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов. Все свободные египтяне  могли  обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании.

Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение. Законодательные установления могли собираться и оформляться в «дневники».

 

 

 

 

Вопрос 4. Правовое регулирование  брачно-семейных и имущественных  отношений в Д.Е.

 

Б.

Женщина занимала высокое  положение. Сохранялись некоторые  пережитки матриархата. . Начиная  с 5 династии роль женщины падает. Появляется полигамия мужчин. Каждый египтянин  имеет право взять в дом 2 жены (если не жрец).Женщины в гореме - не жены, потомство от них - не дети.

Брак - договор между  равными субъектами (женщина выступает  от своего имени). Жена сохраняла свое имущество, его безопасность обеспечивалась имуществом мужа , которое описывалось. Муж обязан был давать жене деньги на расходы.

Свободным был развод. В  его случае жена получала известную  сумму. А дети сохраняли право  на наследование отцовского имущества. Если инициатор муж - все его состояние  переходила старшему сыну, который  дел его между детьми.

Дети были самостоятельны. Брак был свободен. На них лежала обязанность кормить своих родителей. Родители тоже были обязаны поддерживать детей. Дети наследовали поровну. Существовало завещание - можно было распоряжаться долями, откладывать часть на заупокойный культ. Дети наследовали отцу, матери, родным с ее стороны.

На детей как наследников  возлагались расходы по захоронению  своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также  ухаживать за могилами родителей. С  этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

 

И.

Земля.  Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений . У каждого вельможи был "домоправитель", который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна.

Древний Египет не знает  частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику.  Фактически   большая  часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Фараон Бакхорис отошел от формы религиозной  торжественной клятвы.

1.Купля - продажа:

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. 

 Недвижимость:  --акт о деньгах ( предмет купли продажи и платеж)

                               --религиозный акт -клятва

                               --третий акт - ввод покупателя  во владение землей

 

2.Заем - передача вещи в собственность заемщика с обязанностью возврата того же кол-ва в установленные сроки (еда, деньги). Договор обеспечивался личностью должника или членов его семьи. Бокхорис ограничил проценты по займам : деньги - 30%, ; зерно - 33% в год.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)