Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Статьи закона, регулирующие наем движимости, устанавливают, во-первых, таксы наемной платы, во-вторых, в некоторых случаях объем ответственности за гибель или порчу нанятой вещи. Законы Хаммурапи не останавливаются особо на найме рабов, однако дошедшие до нас документы свидетельствуют о распространенности этого рода сделок.

в) Личный наем. В Вавилоне практиковался также наем рабочей силы свободных граждан, помимо рабов.

Договор найма свободных  составлялся по аналогии с договором  найма рабов. Наниматель как бы нанимал  работника у него самого, подобно тому, как он в других случаях нанимал раба у рабовладельца, что свидетельствует о рабовладельческом характере вавилонского общества.

Законы Хаммурапи упоминают  о различных категориях ремесленников, свидетельствуя этим о довольно заметном разделении труда и о некотором развитии ремесла в городе: в них говорится о кирпичниках, каменотесах, ткачах, плотниках, кожевниках, судостроителях, каменщиках, судовщиках. Оплата труда производилась, как правило, лишь по истечении срока найма. Если нанявшийся прекращал работу раньше срока, он терял право на получение вознаграждения. Нередко личный наем соединялся с договором займа.

г) Заем (33,5 % - зерном; 20 %-серебром) Законодательство Хаммурапи проникнуто стремлением умерить аппетиты ростовщиков, облегчить положение должника, приостановить рост долгового рабства:

-уничтожается пожизненная  кабала у и устанавливают трехлетний  срок для отработки любого  долга.

-защищается должник от самоуправных захватов его имущества кредитором.

-предоставляются льготы должникам, пострадавшим от бури, наводнения или недостатка воды. 

Нередко долг обеспечивался залогом. Какая-либо часть имущества должника (его поле, сад, его раб и т. д.) или все его имущество должны были гарантировать исправное выполнение должником его обязательств. Закон Хаммурапи, регулируя залог, пытался предотвратить разорение должника и стремился защитить его от насилий и злоупотреблений ростовщиков.

д) Поклажа. В законах Хаммурапи предусмотрен также договор хранения вещей, или поклажа. На хранение отдавали деньги, зерно,рабов, металлы, документы. Договор хранения вещей должен был заключаться при свидетелях, в противном случае отдавший вещь на хранение не мог предъявить иск в суде. По законам Хаммурапи принявший на хранение вещь отвечает перед собственником вещи за пропажу вещи, происшедшей вследствие кражи, хотя бы она была украдена вместе с вещами хозяина.

Хранение, при котором  лицо, принявшее вещи на хранение, должно было возвратить не те же самые вещи, а другие вещи, составляющие полный эквивалент того, что было сдано на хранение.

е) Поручение. В силу договора поручения одна сторона обязуется что-либо купить или продать, нанять, дать взаймы и т. д. За счет и от имени другой. В кодексе Хаммурапи, по крайней мере  той его части, которая дошла до нас, нет ни одной статьи, посвященной договору поручения.

ж) Товарищество. (Ниппурская таблетка - историческое свидетельство) для различных целей, например, для совместного предоставления займа, для совместной покупки животного (вола, овцы и т. п.).

з) Договор тамкара с шамаллумом. Своеобразные договорные  отношения устанавливались между денежными людьми Вавилона  - тамкарами и торговыми агентами — шамаллумами, особенно в тех случаях, когда последние предпринимали поездки для торговых целей. В законе Хаммурапи, в сущности, предусмотрено два вида договоров тамкара с шамаллу: один вид — тот, при котором тамкар дает шамаллу деньги для путешествия с торговыми целями , другой — тот, при котором тамкар дает шамаллу для продажи зерно, шерсть, масло и другие товары.

По законам Хаммурапи  причинение вреда имуществу или  здоровью другого лица влекло за собой  в некоторых случаях обязательство  возместить причиненный вред. Таким образом, обязательства возникали не только из договоров и из постановлений закона, но и из факта причинения ущерба другому лицу.

 

9 Вопрос. Преступления  и наказания в ЗХ. Принцип Талиона.

«Не должно существовать неразрешенных  конфликтов»

 

  В законах Хаммурапи  уже нет упоминания об обычае  кровной мести, свойственном родовому  обществу. Родовая кровная месть уже полностью вытеснена наказаниями, которые налагают на виновных органы государственной власти, или вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или его родственникам. Пережитком родоплеменных отношений в законах Хаммурапи являются также принцип талиона ("равным за равное"), применяемый в ряде случаев при определении размера наказания (око за око, зуб за зуб, перелом кости за перелом кости), а также штрафы в пользу потерпевшего. Однако применение принципа "равным за равное" может иметь место лишь в том случае, если и преступник и потерпевший — полноправные граждане Вавилона (авилум).

Устанавливаемые кодексом наказания носят откровенно классовый  характер. Классовый характер кодекса  сказывается также в наказаниях, назначаемых за кражу. Кража влечет штрафы для лица, способного их заплатить;и смертную казнь для неимущего, которому окажется не под силу штраф, равный десятикратной или тридцатикратной стоимости украденного.

Наказания в первую очередь направлены на поддержание рабовладельческого строя в Вавилоне. Смертная казнь грозит виновному в краже раба, а также виновному в укрывательстве или задержке у себя беглого раба.

Смертная казнь применяется  весьма широко. Более чем в 30 случаях законы назначают смертную казнь, причем в различных случаях виновному угрожает утопление, сожжение, сажание на: кол, повешение. Членовредительские наказания применялись прежде всего при осуществлении талиона.

Преступления.

 В законах Хаммурапи  обращает на себя внимание  отсутствие постановлений, касающихся таких преступлений, которые должны были бы казаться законодателю особенно тяжелыми: почти ничего не сказано о преступлениях государственных, ничего не сказано о преступлениях религиозных, почти ничего не сказано об умышленном убийстве.

Законодатель касается только случая укрывательства лиц, покушающихся на государственный строй. Имеются в кодексе статьи, направленные на обеспечение правильного функционирования установленного государством суда. Сюда относится прежде всего статья, карающая судью, изменившего свой приговор (по-видимому, имеются в виду действия судьи, взявшего взятку).

а) Преступления против личности. Об умышленном убийстве в общей форме законы не говорят совсем. Однако из того, что нечаянное убийство карается в ряде случаев смертью виновного (или смертью его сына или его дочери), надо сделать вывод, что умышленное убийство не могло иметь других последствий, кроме смертной казни виновного. Закон устанавливает наказания также в случаях, если убийство произошло неумышленно.

 Кроме убийства, закон предусматривает также разные телесные повреждения и устанавливает наказания за них, как мы видели, по принципу талиона для лиц одинакового классового положения и штрафы в случае, если лицо потерпевшее занимает более низкое социальное положение, чем виновный. Вопросы вины играют иногда роль при определении меры наказания за преступления против личности.

б) Преступления против собственности. Преступления против собственности караются особенно жестоко. За кражу имущества дворца или храма в одних случаях полагается смертная казнь , в других (кража вола, овцы, осла, свиньи или барки) — штраф в размере 30-кратной стоимости украденного. За кражу с проломом стены преступник подвергался казни у самой стены: его закапывали на месте . За воровство во время пожара преступника бросали в огонь.

Смертная казнь угрожает также за всякую покупку у малолетних и рабов или отдачу им на хранение вещей без свидетелей или без  договора.  Установлены были денежные штрафы. Наряду с кражей законом  различался грабеж, за который виновный предавался смерти. Суровыми мерами охраняли законы воинов, получивших царские наделы "илку", от покушений на их имущество со стороны начальства.

в) Преступления против семьи. Из преступлений против семьи и половых  преступлений законы Хаммурапи касаются нарушения супружеской верности и половых связей с близкими родственниками, карают также вторичный брак вдовы. Наказуема была только неверность жены. Закон исходил, как мы видим, из господства мужчины над женщиной в семье. Уголовный закон касается также отношении между родителями и детьми. Строго охраняя власть отца, закон устанавливает, что сын, ударивший своего отца, лишается руки. Уголовные законы затрагивают также взаимоотношения родителей и их приемного сына. Они охраняют строгими карами власть усыновителя: в некоторых случаях приемному сыну, отрекшемуся от своего отца или от своей матери, грозит потеря языка.

 

10 Вопрос. Общественный  и государственный строй Древней  Индии.

 

 Древнеиндийское государство  возникло в 3 тысячелетии до  н. э. в долине Инда. Общество - сословно-кастовое. Бывшая племенная верхушка со временем превратилась в аристократию, сосредоточившую в своих руках управление, военные силы, жреческие тайны. Однако индийская особенность состоит в том, что здесь имущественное расслоение привело не к формированию классов, а к формированию особых сословных групп – варн (брахманы обладали жреческими функциями, однако были не жрецы в классическом смысле  этого слова, а выступали как хранители и передатчики культурных ценностей, своеобразные гуру; кшатрии – это воины; вайшьи – земледельцы, ремесленники; шудры – слуги и рабы являлись зависимым населением; также была особая низшая каста неприкасаемых).

Дхармашастры  закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанными на многочисленных ограничениях, предписаниях, запретах. Тяжесть наказания за совершение преступлений определяется в дхармашастрах строго в соответствии с принадлежностью к той или иной варне. Наряду с делением на Варны со временем формировались наследственные группы лиц – касты (джати) ,которых насчитывается более 3 тысяч.

Развивался институт рабства. Вопрос о замедленном процессе классообразования  в Древней Индии связан с ее многоукладностью, с сосуществованием различных форм земельной собственности – государственной или общинной. Формирование государственных земель происходило за счет завоеваний. Одна часть завоеванных земель непосредственно переходила в царские владения, а другая передавалась брахманам, храмам и монастырям, знати, лицам из  управленческого аппарата ( в виде служебных пожалований). Различные формы землевладения отражались на формах эксплуатации чужого труда. Так, на государственных землях работали в основном крестьяне – общинники, а в рамках общин в основном использовался труд рабов и неполноправных жителей общины. Община  имела практически неограниченные права распоряжения общинной собственностью. Высокое положение в обществе занимали купцы, которые причислялись в варне кшатриев и пользовались большой властью. Имущественное расслоение затронуло и организацию индийского общества: высшие касты землевладельцев стали причислять себя к брахманам и кшатриям, члены торгово-ростовщических каст стали относиться к вайшьям, земледельцы и ремесленники – к шудрам. Отверженные выполняли самую грязную и унизительную работу. Внутри каждой Варны развивалось имущественное неравенство, но кастовые границы, скрепляемые правом, сдерживали процессы классообразования.

    Изначально Индия представляла собой несколько раннегосударственных образований на основе союзов отдельных племен в форме «племенных государств». Это были монархии, в которых основную роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, державшиеся на военной силе самих кшатриев. Правители первых государственных образований – раджи – выполняли простейшие управленческие функции, обеспечивали внешнюю безопасность, судили, распоряжались как военачальники фондом земель. Изначально должность раджи была выборной, затем она превращается в подобие передаваемой по наследству царской. Совет старейшин превращается в совещательный орган паришад.

 Около 9 – 8 веков до н.  э. в Древней Индии складываются  первые крупные государства, которые ведут между собой постоянные войны. Затем начинается период постоянного образования и распада крупных государств на территории Древней Индии.

 Наибольшего расцвета  государство получило в период  царствования Ашока, когда в  Индии складывается относительно  единое монархическое государство.  На вершине иерархии находился  царь – девараджи, который выполнял особую дхарму. Он собирал налоги, мог осуществлять правосудие с помощью опытных брахманов, считался опекуном всех больных и сирот, он занимался организацией публичных работ, освоением и заселением царских земель.

 Назначение и смещение  с должностей как правило не зависело от воли царя, они были связанны с населением своей территории. В окружении царя можно выделить главного советника, главного военачальника, верховного придворного и других должностных лиц, занимавшихся как государственными, так и личными делами царя. Массу чиновников, занимавшихся различными делами, невозможно упорядочить по какой-либо схеме. Среди них выделяется царский порученец – адхъякша, который занимался сборов налогов и податей. Таких чиновников было несколько, они действовали в различных сферах.

В Древней Индии существовали 2 системы судов: царский и внутриобщинный. Высшей судебной инстанцией была судебная коллегия, толковать нормы права мог брахман, царь как высший судья объявлял амнистию. На местах существовали коллегии прадештаров и судейские коллегии дхармастхов, состоявшие их 3 назначаемых судей. Дхармастхи защищали интересы частных лиц (гражданские иски), а прадештары имели 3 функции: розыск и кара лиц, получающих нелегальные доходы, преследование должностных преступников и ведение судебного дела и покарание за тяжкие преступления. Суд не был четко отделен от администрации, наказания могли назначаться как судебными, так и административными органами, большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)