Шпаргалка по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и задачи истор. науки.Формац. и цивилю подходы.
история - наука комплексная, интегральная, так как изучает все, что развивается во времени и пространстве, это значит всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Познавательная задача - собирание конкретных фактов, их систематизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая задача - это выяснить, что происходило в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. задача - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., трудовые, моральн.) моментах.

Файлы: 1 файл

История Бел исправленая.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

1.Предмет  и задачи истор. науки.Формац. и цивилю подходы.

история - наука  комплексная, интегральная, так как  изучает все, что развивается во времени и пространстве, это значит всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Познавательная задача - собирание конкретных фактов, их систематизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая задача - это выяснить, что происходило в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. задача - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., трудовые, моральн.) моментах.

Формационный  подход К.Маркса - прогресс человечества осущ. в виде закономерных смен пяти основных обществ.-эконом. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодальной, капиталист., коммунист.). Переход к новой формации осущ. в итоге социальных революций. Недостатки:1.не все страны повторяют формационный ход европейских стран.2. абсолютизир. классовой борьбы, насилие, соц. революции.3. объяснение истор. событий объективн. факторами, не вкл. человеч.

Цивилизационного подход - положены не производств. отношения, как при формационном подходе, а человек в совокупности его потребностей, способностей, воли и знаний. Рост материал. и дух. потребностей человека служит толчком для общественного прогресса.

Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Свидетельства о прошлом дают истор. источники - все то, что осталось с прошлого и несет хоть какую-то информацию о нем: экспедициях, летописях, истор. архивах, воспомин. очевидцев. Источники: письменные; вещественные; этнограф.; разговорные; фольклорные; кинофотодокум.; фонодокументы. Сущ. многочисл. литература: всемирная история, история отдельных континентов и стран, история отдельных периодов или эпох, история разных обществ. периодов, история  выдающ. личностей.

 

 

 

2.Эволюция первоб.общин. и рабовлад хоз-ва.Древ. центры мир. Цивилизаций.

 

Первоб.община – ранняя,поздняя,ее разложение,возникн. Классов,гос-ва.

Чел. выделился  из животн. мира ок 3 млн лет назад (Африка). Славяне выдел из индоевр этн группы в самост примерно к середине I тыс до н.э.На тер-ии совр. Белорус. первые люди появ. – 100-40 тыс лет до н.э. На тер Бел 1-е славяне пришли с юга примерно в VI-VII в.

С эволюцией  орудий труда историю первобытного общества делит: Каменный век(100-40 тыс до н э -3 тыс лет до н э): 1) палеолит (100-40 тыс до н э- 10 тыс лет до н.э.), 2) мезолит (10-5 тыс до н.э.), 3) неолит (4-3 тыс лет до н.э.)2-3 присваив хоз-во:собир,охота. Бронзовый век(2 тыс до н э-нач I тыс до н э); Железный век(нач I тыс  до н э-сер I тыс.н.э.).

 

3.Древнейшее  население и начало расселения  славян(Б). Концепции происхождения  белорусов.

В начале бронзового века на территорию Б начинают проникать  племена индоеврапейцев. Их формирование происходило в период каменного и бронзового веков на широкой территории от Индии до Европы. Прародиной индоевропейцев считают территории Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно развитое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались животноводством, умели обрабатывать землю, первыми начали использовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания.

На рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. индоевропейские племена  начали движение в разных направлениях.

В 3 тыс. до н.э. на территории Б в районе Припяти появились первые индоевропейцы. Это подтверждают ярко выраженные европеоидные черты и хозяйственные занятия племен. Развитие кузнечного дела (изготовление железных орудий труда), земледелия.

Массовый приход славян на территорию Б и окончательное  закрепление –VI-VIIвв. Преимущественно заселяли 3 восточнославянских племени .

Кривичи были одним из крупн. восточнослав. племен. Они занимали не только север Припяти., но и соседние р-ны Подвинья и Поднепровья. Кривичи сформиров. в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Название происходит от имени прародителя рода - Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кривой» - (о человеке, холмистой местности).

Дреговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. Название отражает славяно-балтекий синтез дреговичей. Корень слова балтский (от лат. dregnas - сырой, влажный) и славяне дополи славянским «ичи». Дреговичей были одним из наиб. развитых восточнослав. племенем.

Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кривичей. По летописным данным, они занимали тер-ию между Днепром и Десной. Название радимичей балтского происхожд., основа балтская (от лат. radimas - нахождение), а окончание славянское. У радимичей сущ. племенная верхушка и организация.

Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные племенные союзы, объединенные родоплеменными отнош., территор., экон. и полит. связями.

Происхождение белорусов. Процесс формирования бел. народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географ.-климат., соц.-экон., полит., религиозных тенденций. Черты опред. сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» ( нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская»(балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена). 4. «древнерусская»( по якобы существовавшей древнерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей.

 

 

5.Становление  раннефеод гос образований. Полотское  и Туровское княжества

 

Первые летописные сведения относятся к 862 г. Своим  ранним возникновением и интенсивным  развитием Полоцкое княжество обязано водным торговым путям, которые связывали Южную Русь, Византию с Северной Русью, Прибалтикой и Скандинавией. Важное значение имела Западная Двина. Древний Полоцк постоянно соперничал с Новгородом и Киевом.

В 70-е гг. Х  в. в Полоцке княжил Рогволод. В 980 г. новгородский князь Владимир захватил престол и силой взял в жёны дочь Рогволода Рогнеду. Став взрослым, сын Рогнеды Изяслав вернулся в Полоцк и возродил княжескую династию.

После смерти Изяслава князем стал его младший сын Брячислав (1003-1044). Он добился передачи Полоцку Витебска и Усвят, которые стояли на пути из Скандинавии в Византию; основал город Браслав, расположенный на границе балтского и славянского сообществ.

Всеслав Чародей (1044-1101) развернул борьбу за подчинение Северной Руси. В ответ на это князья Ярославовичи пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. 3 марта 1067 г. на реке Немиге произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Во время правления Всеслава Полоцкое княжество достигло наибольшего могущества: за Полоцком закрепилось Нижнее Подвинье, был построен Софийский собор, основан Минск, расширены восточные границы княжества.

После смерти Всеслава Полоцкое княжество было разделено  между тремя его сыновьями, наиболее мощным стало Минское княжество, где правил Глеб.

В XII в. история Полоцкой земли характеризуется многочисленными усобицами, частой сменой князей. Только в конце XII в. намечается консолидация, что было обусловлено внешней опасностью.

Полоцкая земля  в законодательном отношении  управлялась вечем, а в исполнительном  - князем и его дружиной. Исполнительная власть защищала территорию, осуществляла административное управление, сбор дани для содержания дружины и других государственных потребностей. Вече приглашало князя из княжеской династии, договаривалось с ним об условиях княжения; решало вопросы войны и мира. Если князь нарушал договор, вече лишало его полномочий.

 

Туровское княжество образовалось на юге Беларуси в бассейне Припяти на основе племенного союза дреговичей. Туров впервые упоминается в летописи по 980г. Крупным городом также был Пинск. В Турове действовало вече, существовала должность тысячского, возглавлявшего городское ополчение. Особенностью политического устройства было наличие посадника – заместителя князя.

Подчинение Туровского княжества Киеву произошло в 980-х гг. В 988 г. в Туров был посажен Святополк Окаянный, который убил своих братьев Бориса и Глеба в борьбе за княжеский престол. В XI – первой половине XII в. Туров находился в распоряжении киевских князей. В 1162 г. между Туровом и Киевом подписано соглашение о мире, которое утверждало самостоятельность княжества.

К началу XII в. Туровское княжество утратило свое прежнее политическое значение. Оно было поделено на несколько уделов, особенно выделился Пинск. Впоследствии Турово-Пинская земля попала под влияние более сильного соседнего политического центра – Галицко-Волынского княжества.

 

 

6.Духовная жизнь и культура бел земель в период раннего феодализма

     Аб высоким узроуни сац.-эк. и культ. развицця усходних славян сведчыць «Аповесць минулых гадоу». У ей азначаецца, што шмат гарадоу у Полацкай Руси узникали да дастаткова высоким узроуни як матэрыяльнай, так и дух.й культуры. Византыйския аутары таксама адзначали высоки узровень культуры усходних славян. Значную ролю у культурным развицци усходних славян адыграла хрысциянская рэлигия. 988 быу пачаткам хрысциянизацыии, Але на яе распаусюджванне спатрэбилася яшчэ шмат часу. Аднак вядома, што Рагнеда была хрысциянкай,  и нават прыняла хрысциянски пострыг пад имем Анастасия, яе сын Изяслау быу хрысциянинам и пры им у Полацку ужо быу адзин хрысциянски храм. Рэлигия аказала уплыу на распаусюджв. письменства и адукацыи. Пераклад. на стараславянскую мову шматликия павучэнни, у 11 ст. пачалося летаписанне. «Аповесць минулых гадоу» была написана манахам Киева-Пячорскага манастыра Нестарам. Аб распауюджв. письменства на тэр-ыи Б. сведчаць знойдзеныя  ва многих гарадах писала—прадметы, якия выкарыст. для письма. Знойдзены таксама берасцяныя граматы. У полацку пры Сафийским саборы иснавала библиятэка, у якой захоувалися рукаписныя книги. Вяршыняй мастацкай лит. личыцца усим вядомае «Слова пра паход Игаравы».

     Перапискай  царкоуных книг займалася сярод  иншых княжна Прадслава, вядомая  у гисторыи пад имеем Ефрасинни  Полацкай. Нарадзилася, як личуць у 1101?. У юнацтве стала манашкай, прыняушы имя Ефрасиння. Яна заснавала каля Полацка жаночы манастыр, пры яким адкрыла школу для навучання дзяцей письменнасци. Яна падаравала Спаскай царкве жаночага манастыра крыж, зроблены Лазарам Богшам па яе заказу и эскизу. Памерла Яна у 1167, ажыццявиушы падарожжа у Иерусалим.

     Таксама  вядомым чалавекам з’яуляецца  Кирыла Турауски. Ен нарадзиуся  у Тураве каля 1130 у багатай  сям’и.  Ен быу прызначаны епискапам  у сваим горадзе, ен быу вядомым  письменникам, асветниками и аратарам.

     Выдатным  царкоуным дзеячам з’яуляецца  Климент Смаляцич, на працягу  7 гадоу быу киеуским митрапалитам.

     Актыуна  развивалася дойлидства. На Беларуси  было тры школы дойлидства—полацка-вицебская,  гродзенская, смаленская. Вядомы  пабудовы гэтых школ: Барысаглебская царква у Бельчыцах, Спаса-ефрасиннеуская царква у Полацку, Сафийски сабор,Барысаглебская царква або Каложская у Гродне.

     Высокага  узроуню дасягнула выяуленчае  и дэкаратыуна-прыкладное мастацтва.  Галоуными жанрами были манументальны жывапис (фрэска, мазаика), иканапис, книжная минияцюра.

     Таким  чынам, матэрыяльна-дух. культура старажытных беларусау вылучалася высоким узроунем развицця. Яна захоувала свае уласцивыя Тольки ей звычаи и вераванни. Прыняцце хрысциянства падняло на новы узровень культуру крывичоу, радзимичау и иншых пляменау, якия жыли на тэрыторыи Беларуси.

 

 

7. Образование  ВКЛ

Возн ВКЛ связ с возвыш Новогрудка.Его жители пригласили на княж Миндовга.Он объедин Лит Новг. Княжества в сильный союз, а чтобы обезопасить себя от крестоносцев крестился в 1252г по катол обряду.

Предпосылки:1) Развитие с/х произв-ва, ремесла, торговли; рост городов и их значение как ремесленно-торговых центров.

2) Углубление соц. противоречий между сословиями.

3) Необход. борьбы с внешней угрозой(монгол-татар)

Насл. Миндовга вели борьбу против Галицко-Волынского княж, Ливонского ордена и татар. Втор пол 13в. – наибольш терр при Ольгерде. 1386- сын Ольгерда Ягайло в соотв с Кревской унией стал королем польши. Права правосл насел стали ущемляться. Конец борьбы – 1392г – Островское согл между Ягайло и Витовтом(двоюр брат). Витовт – великий князь, ВКЛ – автономия в союзе с польшей.

 

 

8.Общественно-политическое устройство ВКЛ.

Гос строй во время правл Гедымина, Ольгерда и  Витовта – неогр монархия. Укрепл единовластия при Гедымине. В 1323г он перенес столицу в Вильно. Княж сына Ягайло Казимира и сына Казим Александра связ с измен в управл ВКЛ. При Александре власть огран радой. Рада, потом “паны рада”.Конец 15в – формир сейма.Админ-терр деление: воеводства(воевода), поветы(староса) и волости(войт).

С 1581- суд власть – Главный Лит Трибунал.Все  органы опирались на статут 1529г.1566 –  суверен ВКЛ, огран власти вел князя, отдел суда от органов власти, созд выборных земских и подкаморских судов.1588 – раздел власти на законодат, исполн и судебную.

1447 – привилей  Казимира,который означ юр оформл  завис крестьян от феодал.Судебник Казимира 1468 – 1 сбор юр зак в ВКЛ – закреп крестьян.С конца 14в дарования Магдебурского права городам. Магистрат(выборн орган): рада(возгл бургомистр) и лава(суд дела, войт).1 могдеб право – Вильно 1387г.

 

     Уладаром дзяржавы быу вялики князь. Улада вяликага князя у межах дзяржавы спачатку ничым не абмяжоувалася, и ен з’яуляуся адзинай крыницай права. Але ужо у 15 ст. Яна абмяж. шляхецкими прывилеями, а потым и магнацка-шляхецкими палит. органами. У вынику унии з Польским Каралеуствам сцвярдзиуся прынцып выбарнасци манаха, што таксама абмеж.  уладу. Да 14 ст. урадавую дзейнасць ажыццяуляу Тольки сам князь, але трэба было арганиз. дваровую гаспадарку, з’явилися праблемы у унутранай и знешняй палитыке, таму з’явилися спец. урады и органы цэнтральнага киравання. У руках адной асобы магли спалучацца многия урадавыя функцыи, але да Люблинскай унии гэтыя инстытуты не были самастойными,а тольки выконвали даручэнни князя. Сапраудными дзярж. органами яны стали,кали пачали выконваць пастановы вальнага сейма. У землях-абласцях цэнтральную уладу увасабляли спачатку намесники, потым ваяводы и старасты.

Информация о работе Шпаргалка по истории