Шпаргалки по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:53, шпаргалка

Описание работы

Широко распространено мнение, что человек произошел от человекообразных обезьян. Это не совсем верно.
Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.

Файлы: 1 файл

6 Современные взгляды на развитие человека.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

№6      Современные взгляды на развитие человека.

 

Широко распространено мнение, что  человек произошел от человекообразных обезьян. Это не совсем верно.

Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.

Отечественные антропологи, внесшие  большой вклад в разработку теории эволюции человека, выделяют четыре стадии антропогенеза.

 

I.    Предшественники человека  — австралопитековые.

II.    Древнейшие люди —  прогрессивные австралопитеки, архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек и др.).

III.    Древние люди —  палеоантропы (неандертальцы).

IV.    Ископаемые люди современного  анатомического типа — неоантропы (кроманьонцы).

 

Предшественники человека.

Наиболее ранними представителями  семейства гоминид считаются  австралопитековые (лат. australis — южный  и греч. pithecos — обезьяна). Наиболее древние находки австралопитековых (их иногда называют «предавстралопитеки»), найденные в Восточной Африке, датируются 4,5—6,5 млн лет. Изучение остатков скелета этих существ показало, что их зубы почти сходны с человеческими, объем головного мозга достигал более 500 см3, а масса тела составляла 35—55 кг. Они обладали способностью к прямохождению (рис. 107). От них произошли несколько видов более поздних австралопитеков, отличавшихся размерами, массой тела, особенностями в строении черепа.

 

Древнейшие люди.

Первыми представителями рода Homo, по мнению большинства специалистов, был прогрессивный вариант австралопитека — Человек умелый (Н. habilis). Это название связано с тем, что эти существа умели изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки.

 

Древние люди.

Палеоантропы представляли собой  крайне разнообразную как в морфологическом, так и хронологическом отношении группу ископаемых людей. Они заселяли обширные территории Европы, Азии и Африки. Первая находка скелетных останков палеоантропов была сделана в долине реки Неандерталь в Германии в 1856 г., откуда и пошло другое их название — неандертальцы.

Большинство многочисленных находок  останков палеоантропов датируется временем от 250 до 35 тыс. лет назад. Но ученые считают, что палеоантропы появились  значительно раньше.

Древние люди имели объем черепной коробки около 1400 см3, изготовляли разнообразные каменные орудия (рубила, скребла, остроконечники и др.), обладали зачатками членораздельной речи (рис. 109).

Ученые еще не пришли к общему мнению о месте и роли неандертальцев в антропогенезе и выдвинули  три гипотезы:

—    неандертальцы — прямые предки человека современного типа;

—    неандертальцы внесли некоторый генетический вклад в  генофонд человека современного типа;

—    неандертальцы являются боковой тупиковой ветвью эволюции гоминидов.

Многие находки ископаемых останков в разных регионах свидетельствуют о значительной изменчивости популяций ранних неандертальцев. В настоящее время неандертальцев считают одним из подвидов Человека разумного.

 

Люди современного анатомического типа.

Последняя стадия эволюции человека — современные люди, или неоантропы. Впервые костные останки неоантропов были найдены в гроте Кро Маньон во Франции в 1868 г., откуда и пошло другое название — кроманьонцы.

В целом кроманьонцы уже не имели  существенных отличий от ныне живущих людей. Рост их составлял до 180 см, объем мозга — до 1600 см3. Мозговой отдел их черепа преобладал над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствовал, развитый подбородочный выступ указывал на то, что они смогли общаться с помощью членораздельной речи (рис. 110).

 

Не окончательно решенным остается вопрос о возникновении  подвида Н, sapiens sapiens, к которому принадлежит  современное человечество.

Анализ  палеонтологических материалов показал, что можно выделить три типа ископаемых людей, живших одновременно: неандертальцев, людей современного типа и промежуточные формы. Это дает основание предположить, что неандертальцы и кроманьонцы долгое время сосуществовали рядом и нередки были случаи смешения (метисации ). Остатки подобных промежуточных форм предков современных людей, в которых сочетались черты и неандертальцев, и кроманьонцев недавно были найдены на Ближнем Востоке на территории современного Израиля.

 

После длительного  сосуществования двух подвидов гоминид, примерно 40 тыс. лет назад, произошел демографический взрыв в популяциях людей современного анатомического типа, который сопровождался увеличением плотности населения и прогрессивными изменениями в области материальной культуры. В тяжелых условиях ледникового периода неандертальцы, очевидно, не выдержали конкурентной борьбы с кроманьонцами, были ими вытеснены и, возможно, частично истреблены.

 

Дальнейшие  исследования палеоантропологов и  специалистов других специальностей, несомненно, внесут ясность в еще  не решенные вопросы антропогенеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№7        Причины возникновения государства

 

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного  развития общества на известной ступени  его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

 

- углубленное общественное разделение  труда, выделение управления в  целях повышения его эффективности  в специальную отрасль общественной  деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

 

- возникновение в ходе развития  общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. –Т. 38. – С. 37).

 

Немарксистские научные направления  не отрицают важного влияния экономических  и социально-классовых отношений  на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной  собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

 

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины  возникновения государства:

 

- демографические факторы, изменения  в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост  численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

 

- антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

 

- психологические, рациональные  и эмоциональные факторы. Государство  рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

 

Очевидно, что реальное государство  возникло в ходе длительного естественно-исторического  развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

 

- завоевание одних народов другими.  Важную роль этому фактору  в возникновении государства  придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

 

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№9 Вклад древних греков и римлян в мировую  культуру…

Античная цивилизация, если исчислять ее от архаической  Эллады, IX – VIII веков до н.э., до позднего Рима, IV—V веков н.э., многим обязанная  еще более древним крито-микенской  и ближневосточной культурам, не перестала существовать с разгромом Рима варварами и перемещением общественно-политических центров средневековой Европы отчасти на восток (Константинополь), отчасти на запад – в столицы новых «варварских» государств.

 

Древним грекам был присущ взгляд на мир, совмещавший убеждение в цельности и единстве космоса (ионийская школа, Гераклит, Платон, Аристотель) с представлением о мельчайших неделимых частичках-атомах, из которых этот космос состоит (Демокрит, Эпикур).

 

Римская философия расширила  взгляды греков, развив учение Сократа и стоиков о нравственном совершенствовании личности и ее свободном выборе и в то же время оставив последующим векам законченную атомистическую теорию строения Вселенной (Лукреций).

 

В античную эпоху сформировались в общих чертах все основные разделы теоретической философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика. Влияние философских идей, учений и систем античных мыслителей могло быть непосредственным, т.е. воспринятым другой эпохой в своем первоначальном виде (аристотелизм Аверроэса), и опосредованным, те. прошедшим воздействия иных традиций (номинализм и реализм в средние века), могло иметь глобальный характер (обращение к античному наследию в эпоху зрелого средневековья, Возрождения, романтизма), а также частный (обращение к античным философам Гассенди, Беркли, Хайдеггера и др.)    

 

 

 

Корни европейской культуры, находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток  на все проявления и формы европейской  культуры – от спорта до философии. Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности.1

 

Напротив, «золотая середина», прославленная в римские времена  в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, не нарушавшему, однако, равновесия и гармонии.

 

 Эти черты творческого  духа эллинов наложили отпечаток  на архитектуру, живопись, литературу, философию, эстетику, этику и мифологию.

 

 В греческой культуре на первый план выходит личность. Греки первыми осмыслили эту категорию и тем самым обусловили постановку перед человечеством целого ряда важнейших проблем: личность и общество , добро и зло, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней.

 

Культура же Древнего Рима – завершающий этап в истории  развития античной культуры. В результате многочисленных завоеваний в I веке до н.э. Рим становится мощной державой, простиравшейся в свое время от побережья  Адриатики до берегов Каспия, от Британских островов до Северной Африки.

 

Эта могущественная империя  оставила человечеству богатейшее культурное наследие. Побежденная ею Эллада покорила завоевателей богатством своей культуры. Римляне стали усердными учениками  греков, подражая им в поэзии  науке, восприняв даже черты греческого пантеона богов. Однако, прежде всего римляне заимствовали все, что им могло пригодиться в практической жизни.

 

Римская культура сформировалась, вобрав в себя элементы этрусской  и греческой. На их основе она выработала собственные формы и традиции, обусловленные своеобразным мироощущением римлян, которым был присущ реалистический подход к действительности.

 

Так заимствованная у  греков мифология утратила в Риме свою поэтичность, римские философы занимались не умозрительными размышлениями, а решали прикладные вопросы. Они не спрашивали, что есть человек, их интересовало, как он должен жить2.

 

Культура для римлян, в первую очередь средство, разумной организации жизни. Не случайно именно в Древнем Риме была создана рациональная система управления государством, закрепленная в римском праве, ставшем образцом для потомков. Можно сказать, что вся правовая система современного общества строится на фундаменте, который заложили когда-то римские правоведы.

 

Вклад античности в мировую культуру – это еще и великолепная литература, имеющая громадное историческое значение, хотя бы потому что, являясь древнейшей литературой Европы, послужила предтечей многих художественных форм, приемов, сюжетов.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории"