Шпаргалка по "истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

1)Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение – понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение).Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением – Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти).Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни – Воскресение).В Италии не только появляется термин «Возрождение», там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.XII–XIV вв.– Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.XIV–XV вв.– раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература), Донателло, Вероккьо (живопись, скульптура).Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) – Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.XVI в. (с 1520 по 1540 г. и с 1570 по 1590 г.) – позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме – художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.).


2) Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шёл 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Современники свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными, даже красивыми чертами мужественного лица. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не об-ладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий. Эпоха Ивана III - это эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска. Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения, кре-стьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Московские наместники водворились в бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодаль-ную республику, что определило весь ход дальнейшего политического развития Руси.Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское Великое княжество. Почти одновременно, в 1480 г. произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся Золо-той Орды - Ахмед-Хан заключив союз с польским королём Казимиром IV, вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского вели-кого князя платить дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей - братьев Ивана III. Проявив незаурядное политическое мастерство, крайнюю осмотрительность и осторожность, Иван III сумел справиться с мятежниками, не допустить участия Казимира IV в союзе с Ахмед-Ханом и избежать генерального сражения с Ордой. " Стояние на реке Угре" кончи-лось освобождением Русской земли от татаро-монгольского ига. Однако оставались ещё выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Борьба с ними была впереди. В юношеские годы Ивана III опекал митрополит Иона, который решитель-но выступал против сепаратистской политики удельных князей, за соз-дание сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против любых притязаний Литвы и Польши. В 1461 г. Иона на смертном одре напутствовал Ивана III разуметь государствова-ние своё как служение, крепить державу свою, скинуть татарскую власть. Иван III выполнил заветы своего духовного наставника - он объединил почти всю Русь и стал первым действительным ГОСУ . ДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ .. При Иване III произошли крупные перемены в структуре землевладения и господствующих классов, значительно выросло служилое дворянство и поместное (условное) землевладение. Реформы затронули и армию. Вме-сто феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огне-стрельным оружием (пищалями). Был сформирован аппарат централизо-ванного управления с участием дворянства - Боярской думы, Большого Дворца и Казны. По мере роста поместного землевладения и роста дворянского сословия (Иван III помещал московских служилых людей на конфискованных зем-лях удельных бояр), неизбежно должен был усилиться нажим на кресть-янство, холопов, кабальных людей. Потребность в рабочих руках росла. Складывание новых экономических и социально-политических отношений требовало создания нового законодательного порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III наиболее значительной была судебная реформа ., об-народованная в 1497 г. в виде специального сборника законов "Судебни-ка". Вместо многих местных уставных и судебных грамот, по которым осуществлялось судопроизводство, Иван III ввел единое общерусское за-конодательство. Он запретил посулы (взятки) за судопроизводство и ус-тановил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятель-ности. По Судебнику на территории всего государства действовали: суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей (территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы. Власть в уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах - волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на су-де на местах. Но в Судебнике сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобники могли решать спор "полем", то есть судебным по-единком на дубинах. Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого. По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог уйти только уплатив все долги и "пожилое". Судебник запрещал кабалить в холопы свободных людей. Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения ми-ра) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября. Иван III, по мнению большинства историков, был достойным потомком Московских князей - собирателей русских земель. Если в 1462 г. Иван III наследовал княжество, размеры которого едва ли превышали 430 тыс. кв. км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 г. госу-дарственная территория Руси возросла более чем в шесть раз, достигая 2800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек. Причем основные приобретения были сделаны в годы правления Ивана III. С мо-гущественным русским государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны. В годы его правле-ния отчетливо вырисовывались четыре аспекта русской внешней полити-ки: северо-западный ( балтийская проблема), западный (литовский вопрос), южный (крымский) и восточный (казанский и ногайский). В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях называл себя "государем всея Руси", а иногда "царём". С титулом "го-сударь" было соединено представление о неограниченной власти, термин "царь" применялся ранее на Руси по отношению к византийскому импера-тору и татарскому хану и соответствовал титулу " император". При Иване был принят новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка Мономаха.Последние годы завершающего этапа объединения русских земель при-шлось на начало княжения Василия III (1505-1533) .. Василий III был прозван "последним собирателем земли русской". Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584) .. Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены (урождённой Глинской) Иван, ко-торому исполнилось тогда восемь лет, остался круглой сиротой. Страной управляла Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской груп-пировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи великой княгини - Глинские. Дядя юного великого кня-зя Михаил Глинский и его бабка Анна по совету и с помощью митропо-лита Макария сумели подготовить акт большой государственной важно-сти - венчание Ивана на царство. Царь получал корону из рук главы церкви. Этим подчёркивалось, что церковь всецело поддерживает и бла-гославляет единодержавие, а также особое место церкви в государстве. Церковь становилась матерью царской власти и её гарантом. Коронация произошла 16 января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет. Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению. С ним покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взры-вом возмущения боярской междуусобицей и непомерной нуждой. Результатом восстания было освобождение царя от тяжелой опеки бояр и выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы слу-жилого дворянства и верхушки городского посада. Образовалось пра-вительство, основанное на компромиссе интересов различных сословий. Ключевую роль в формировании новой правящей группы сыграл митро-полит Макарий. Мудрый и спокойный политик, находившийся в окруже-нии царя до и после восстания, Макарий был решительным сторонником единодержавия. При его участии в окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое правительство - "Избранную раду". Речь идет, прежде всего, об Алексее Федоровиче Адашеве (неродовитом дво-рянине) и священнике Сильвестре, а также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном, боярах Шереметьеве, Вискова-том и др. Это было фактическое правительство, которое осуществило под руководством царя ряд важных реформ. Основными целями реформ были: 1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-феодальными порядками; 2) создать такую систему верховного правления, в которой царская власть была бы ограничена "мудрым советом"; 3) создать могучее войско центрального подчинения; 4) активная внешняя политика, направлен-ная на расширение земель, прежде всего, завоевание Поволжья. Что конкретно было сделано для осуществления этих целей? 1) Осво-бождение дворян от подсудности боярам-наместникам. 2) Отмена ме-стничества и установление назначения на службу как государственной обязанности. 3) Принятие нового Судебника 1550 г. Он требовал "судных мужей" - присяжных заседателей при каждом разбирательстве, отмены феодальных иммунитетов, тарханных грамот (освобождение от налогов), создания единого законодательства, подтвердившего Юрьев день. 4) Земская реформа, которая вводила вместо власти наместников местное выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и чер-носошное) избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители бывших уделов превращались в подданных од-ного государства. 5) Переписаны все земли и установлена единая сис-тема налогового обложения. Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на содержание стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп пленных. 6) Реформа органов центрального управления, которая включала формирование системы новых приказов: Поместный, Казан-ский, Посольский. 7) Военная реформа, которая предусматривала формирование офицерского корпуса - 1070 дворян - опору царя и само-державной власти и установила два вида службы - по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению). По отечеству - для дворян и детей боярских предусматривалась служба с 15 лет пожизненно, которая переходила по наследству. Служилое дво-рянство обеспечивалось поместными дачами и жалованием (от 4 до 7 рублей в год). По прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать ка-ждый свободный человек, служба не являлась наследственной. К концу XVI в. стрелецкое войско насчитывало 25 тысяч человек, вооруженных огнестрельным (пищали) и холодным (бердыши, мечи, сабли) оружием. Морского флота у Руси тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции. В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозно-го была арестована датским королём, корабли были конфискованы. 8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предло-жил исправить церковное строение в нестяжательском духе. Собор во гла-ве с Макарием не одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено незыблемым, покушавшиеся на него на-званы хищниками и разбойниками. Был достигнут компромисс: Со-бор разрешал монастырям покупать и продавать земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение. 9) В 1552 и 1556 годах бы-ло присоединено Казанское и Астраханское ханства. Волжский путь стал русским. Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить централизованное государство, но и превратить его в сословно-представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный. Путь, по которому вели государство члены "Избранной рады", мог привести к неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта фактически управляла страной. Такой пример пу-гал Грозного. Он перешел к решительным действиям и с целью укрепле-ния самодержавия создал опричнину .. Опричнина... Характеризуемая этим словом система политических и эко-номических мер, потрясшая современников и оставившая по себе гром-кую, хотя и разноголосую славу в веках, - была важнейшим делом жизни Грозного. Опричнина - это переход к самовластию Ивана IV, к царскому режиму. Этому верхушечному политическому перевороту предшествова-ла длительная идеологическая подготовка - прежде всего, публицисти-ческие сочинения самого царя, где он страстно отстаивал идею самодер-жавия. Опричнина - это инструмент принуждения, с помощью которого царь укреплял свою власть. Главная идея опричнины разделение государе-вых слуг на тех, кто "слугует близко", то есть верен, и на тех, кто "слугует отдалее", кто не столь надёжен. Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть от поку-шений окружающих его и ненадёжных "сигликтов", следует пополнять из худородных низов. Возвышение служилого человека - из грязи в князи - должно навечно приковать его к царю. Отсюда не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных. На самых высоких постах служили и родовитые, но они были "прослоены" худородными. Слово "опричь" - близко, около. Основ-ными мероприятиями были: 1) выделение опричных территорий - го-сударев удел; 2) формирование опричного корпуса; 3) формирова-ние опричного двора - верховного руководства главными службами и учреждениями государства. В его подчинение вошли Разрядный, Ямской, Дворцовый, Казённый приказы, то есть силовые ведомства. В опричнине была учреждена Боярская Дума (наряду с Земской боярской думой). Все оппозиционные самодержавию силы были подвергнуты преследо-ваниям. Жертвами опричного террора стали не только представители оппозиционного боярства, аристократии, но и независимо настроенные дворяне и дети боярские_______________________-

3)

Начало «Смутного время» обычно сводится с пресечением правящей династии Рюриковичей: в 1598 г. умер последний  царь этой династии бездетный сын  Ивана Грозного Фёдор и на русский  престол был избран Борис Годунов (избран был Земским собором). «Смутное время» время обычно заканчивают освобождением Москвы и избранием Михаила Романова Земским Собором в 1613 г. царем, хотя фактически Смута продолжалась ещё несколько лет. Основными причинами можно назвать последствие реформы опричнины (направлена была на укрепление самодержавия, а реально лишь расшатала его основы), и сложившийся позже кризис государственности.В экономической сфере: в связи со стихийными бедствиями (голод, эпидемия чумы), неудачных войн(Ливонская война, война с Речью Посполитой) экономическое состояние страны было катастрофическим происходили голодные бунты, но это случалось и раньше в истории Руси (голод, эпидемия чумы и т.д.) - поэтому в этой сфере прямой связи с возникновением «Смутного времени нет», но это послужило толчком для развития причин в других сферах (в частности в духовной, не веря в Годунова из-за Божественного происхождения царского рода).В социальной сфере. Есть мнение, что Смута представляла собой первую в истории гражданскую войну, происходившую в условиях иностранной интервенции. Сначала была социально-политическая борьба(борьба между сословиями, Крестьянская война), а по мере усиления иноземного вмешательства она переросла в национально-освободительную. Историки выделяли три ее этапа - «династический», «социальный» и «национальный», в ходе которых в Смуту последовательно втягивались разные слои общества: вначале - боярство, затем - дворянство и, наконец, - народные низы (С.Платонов). В результате Смуты проиграли «верхи» и «низы» русского общества, победили «средние слои», что позволило восстановить российскую государственность.В политической сфере: в 1598 г. умер последний царь этой династии Рюриковичей бездетный сын Ивана Грозного Фёдор. Т.е. случился династический кризис, в свою очередь он усилился после смерти младшего сына Ивана Грозного Дмитрия (были мнения, что его убили, официальную версию объявили, что он играл в игру с ножами и случайно заколол себя).«В духовной сфере. Кризис национально-государственной идеи. Эта идея базировалась на принципах «служения государю». Большую роль в обосновании «самодержавства» в России играла легенда о «Мономаховом венце», оформленная в первой четверти 16 века в «Сказании о князьях владимирских». В нем повествуется о происхождении русских князей от римского императора Августа, «»наместника бога на земле» и получения из Византии регалий русских государей - в первую очередь «венца», «шапки».Тем самым подчеркивалась божественная природа власти, утверждалось высокое происхождение русских князей. Это легенда служила основной «самооправдания» самодержавной власти в России. Т.е. тем самым выработалась схема, царь служит Богу, а подданные служат царю. В начале 17 века это схема служения Богу была нарушена, поскольку к власти пришли не Богом избранные Годунов (Шуйский, Самозванцы), а в это время 3 года были не урожаи и люди это свели га религию и начались беспорядки.

Гражданская война в России начала XVII в.Возможность новой дестабилизации крылась и в заметном ослаблении авторитета царской власти, связанном как с неспособностью к управлению Федора Иоанновича, и делом царевича Дмитрия, погибшего при невыясненных обстоятельствах в 1591 г., так и с появлением впервые за очень длительный период выборного государя в России, что было очевидным нарушением традиции престолонаследия.«Таким образом, внешнее успокоение в стране было лишь прикрытием сложных и весьма конфликтных процессов, происходящих внутри российского общества, чреватых новым обострением социально-политической ситуации. Достаточно было сравнительно слабого толчка, чтобы вывести систему из равновесия»8.И этот толчок не замедлил последовать. Им оказался страшный голод, разразившийся в стране в 1601 - 1603 гг. Средств к существованию лишились не только социальные низы, но и значительная часть дворян и холопов (по большей части служилых, т.е. тех, кто ходил на войну вместе со своими господами), которые, не желая смириться с этим, стали добывать себе "хлеб насущный" с помощью силы. Началась полоса так называемых "разбоев". Вскоре отдельные отряды "воров" стали объединяться под руководством некоего Хлопка, вступая в противоборство с правительственными войсками. Ценой огромных усилий с этим выступлением правительству удалось справиться, но сбить напряженность не удалось. Большинство участников восстания сконцентрировалось в приграничных юго-западных районах, фактически не контролируемых центральной властью. Этот район (Путивль, Комарицкая волость и др.) постепенно превратился в центр формирования правительственной оппозиции. Социальный состав этих сил был крайне неоднороден: среди участников были и казаки, и холопы, и дворяне, и бояре. Весной 1611г. Ополчение осадило Москву. В марте в столице вспыхнуло восстание . Завязались упорные бои на улицах. Активным участником восстания стал Д.М . Пожарский, который был ранен и вывезен в свою нижегородскую вотчину. Не имея сил, для того чтобы справится с москвичами поляки выжгли часть посада.

Ополчение создало высший временный  орган власти страны - Совет всея земли. Но действовал но не решительно, скованный внутренними разногласиями и взаимными подозрениями. Для преодоления их по инициативе Ляпунова 30 июня 1611 г. Был принят «Приговор всей земли» который предусматривал восстановление прежних порядков.«Приговор не удовлетворил вольное казачество. Известие о расправе дворян над двадцатью восьмь. Казаками переполнили чашу терпения последних. 22 июля 1611г. Вызванный на казачий «круг» Ляпунов был убит. Смерть Ляпунова привела к распаду первого ополчения. Дворяне покинули подмосковный лагерь. Казаки Трубетского и Зарутского продолжели осаду, но они не были достаточно сильны, чтобы справится с польским гарнизоном.Но земщина вновь показала свою способность к возрождению. В провинцыальных городах началось движение за организацию второго ополчения. «Осенью 1611 г. Староста Нижегородского посада Кузьма Минин обратился с призывом пожертвовать всем ради освобождения Родины. Под его началом городской совет собирал средства для ратных людей. Потреатический порыв готовность к само пожертвованию охватили массы. Был избран и воевода, отличавшийся «крепкостоянием и честностью -Д. М Пожарский. Последний вместе с «выборным человеком» Кузьмою Мининым возглавил новый Совет всей земли»14.Второе ополчение не сразу выступило к Москве. Поднявшись вверх по Волге, ополченцы более четырёх месяцев простояли в Ярославле, формируя своё правительство и основные приказы. Это было необходимо, чтобы, во - первых, опираясь на менее разоренные северные города, собраться с силами и средствами и, во-вторых договорится с вольными казаками. Судьба Ляпунова была ёще слишком памятна, чтобы игнорировать важность подобной акции.«В августе 1612 г. Второе ополчение пришло под Москву. В сентябре воеводы двух ополчений договорились Москву «доступать» вместе «Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости». Было образовано еденное правительство, выступавшие отныне от имени обоих воевод, князей Трубетского и Пожарского»15.В двадцатых числах августа ополченцы отразили попытку гетмана Хоткевича освободить осажденный польский гарнизон. Поляки упорствовали, они надеялись на помощь короля. Но Сигизмунд 3 столкнулся с целым рядом трудностей: шляхта, в частности, опасаясь самодержавных устремлений короля, усиленных ресурсами Москвы, ограничивала его силы. Сигизмунд 3 так и не появился. Польские и литовские люди изнемогали. 22 октября был взят Китай - город. Четыре дня спустя, 26 октября 1612 г. Капитулировал кремлёвский гарнизон. Москва была освобождена.В январе - феврале 1613 г. состоялся один из самых представительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем единогласно сословными делегациями был избран Михаил Романов. Попытка одного из польских отрядов захватить 16 летнего царя была сорвана в результате подвига Ивана Сусанина. «Смута» в России стала постепенно сходить на нет. По стране продолжали еще бродить шайки «разбойников», вспыхивали отдельные казацкие, крестьянские и городские выступления. Наиболее серьезными из них были выступления казаков под руководством И. Заруцкого в 1612--1614 гг., пытавшегося посадить на русский престол «воренка» -- малолетнего сына Лжедмитрия II, и восстание Баловня в 1615 г., отстаивавшего принципы вольного казачества


 

4)После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий - Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы.Историческая заслуга бояр Романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгостическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события , как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России.Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайлыча Романовых , к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых.В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй -- Н. К. Нарышкиной -- троих детей. Многие из них рано умирали. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья -- регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая “ближняя” или “тайная дума”. В нее царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов “большой” Думы.Несмотря на уменьшение роли Думы в государстве во второй половине столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной. Окончательное ее падение относится ко времени правления Петра I.Земские соборы.В еще большей мере изменилась роль Земских соборов. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. В начале века в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти их значение сильно возросло.Во время правления первых царей Романовых - Алексея Федоровича и Алексея Михайловича в России произошел ряд событий, оставивших яркий след в истории страны.Романовы отстояли независимость страны. Сил воевать с противниками у Михаила не было. Нужно было мириться с теми, с кем это было возможно. Со шведами договориться было нетрудно. Им не нужны были болотистые русские земли на севере страны. Их целью было - отрезать Россию от Балтийского моря.В 1617 г. со Швецией был заключён Столбовский мир (дер. Столбово, недалеко от Тихвина, совр. Ленинградская обл.). Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря.Романовы покончили с преступностью в стране, применив самые жестокие меры.

Информация о работе Шпаргалка по "истории"