Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

Шпоры по истории.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 5

Одним из самых крупных  событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте — православии — состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так сак в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия новой религии был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения князя и Киева по православному чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988—998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны. Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но укрепляла светскую власть, доказывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

 

Вопрос 7

Формирование  местных княжеских династий. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейное отдельных ветвей рода приводило к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах). Укрепление местного боярства. Происходит складывание боярских региональных группировок, вызванное, в свою очередь, как успехами земледелия, так и ростом численности дружины и ее страсти к богатству. Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращаются в центры отдельных территорий.. Изменилось положение и роль самого Киева. С потерей значения торгового пути "из варяг в греки" в ХII в., ослабевала экономическая основа единства, сокращалось поступление торговых пошлин, что подрывало экономическое могущество киевского князя. Духовной предпосылкой разделения стало развитие авторитарного идеала, укрепляющего власть местных князей. Население отдельных земель хотело обрести собственного князя, оказаться "под рукой" т.к. оно наделяло его сверхъестественными силами, видело в нем гаранта безопасности и благоденствия данной территории. Возникло около 15 независимых государств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Туровское и другие княжества, а также Новгородская земля). Раздробленность представляла собой закономерный этап политического развития в средние века, через который прошла вся европейская цивилизация. Государственно-политическая раздробленность ослабила военный потенциал Руси, но, в то же время, она способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в региональных центрах. Раздробленность усилила княжеские междоусобицы, что привело к ослаблению русских земель и стало одним из факторов национальной катастрофы, вызванной монгольским нашествием

Вопрос 4

Теократическая  концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе "вся власть от Бога". Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. В XVII-XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. В XIX в. были созданы основы марксистского учения (марксистская теория) о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора - завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 8

Уже к моменту Куликовской  битвы (1380) определилась ведущая роль Московского княжества в деле объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. С переносом в Москву митрополии в 1326 г. Москва становится церковной столицей Руси. Большую роль в возвышении Москвы сыграл великий князь Иван Калита (1325—1340), сумевший с помощью Золотой Орды сокрушить соперников и превратить княжество в центр будущего московского царства. После преодоления сильного кризиса внутри самого Московского княжества во второй трети XV в. и после того, как попытки Великого княжества Литовского выступить альтернативным центром объединения русских княжеств и земель оказались исчерпанными, ведущая роль Москвы еще больше упрочилась.

Становление Российского  централизованного государства  на первом этапе преследовало две  главные задачи: территориальное объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, ликвидацию зависимости и обретение полного государственного суверенитета. Обе задачи были решены в конце XV — начале XVI вв.: в 1480 г. после «стояния на реке Угре» сброшено иго Орды, присоединены Ярославль (1463), Ростов(1474), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятка (1489), Псков (1510), Рязань (1521). В результате войн с Литвой в конце XV — начале XVI вв. в состав русского государства вошли Путивль, Чернигов, Брянск, а в 1514 г. — Смоленск. Параллельно шла перестройка сословной структуры общества, формирование новых институтов власти. Второй этап завершился реформами правительства Избранной рады в 1540—1550 гг., в результате которых сформировался облик Российского централизованного государства как самодержавной монархии с сословным представительством

 

Вопрос 9

ПОНЯТИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Под Смутным временем в российской историографии понимают период от смерти Ивана Грозного {1584 ) до 1613 г., когда на российском престоле воцарился Михаил Федорович Романов. Этот период ознаменовался глубоким социально-экономическим кризисом, поставившим российское государство на грань исчезновения.

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Существует целый комплекс причин, приведших к Смутному времени, главными из которых являются:

–затяжные войны второй половины XVI в. (Ливонская, Шведская, военные походы на Казань, Астрахань и др.);

–внутренняя политика Ивана Грозного (опричнина, массовые казни);

–боярская междоусобица;

–династический кризис (смерть царевича Дмитрия в 1591 г., прекращение династии    Рюриковичей после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г.);

–неурожай и голод 1601—1603 гг.

Чтобы ослабить социальное напряжение, был разрешен временный ограниченный переход крестьян от одного помещика к другому, однако массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Тяжелая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета Годунова и готовности народных масс пойти на бунт в надежде на улучшение жизни. Вот почему в период Смутного времени на политической сцене появляется так много авантюристов, привлекающих под свои знамена различные слои населения. В это время произошли ряд крупных крестьянских восстаний (Хлопка Косолапа в 1603 г., Ивана Болотникова в 1606 г. и др.), а также попытки соседних стран установить свою власть в российском государстве под прикрытием самозваных царей {Лжедмитрия I, Лжедмитрия II). Смутное время настолько насыщено различными по своему характеру и значению событиями, что не представляется возможным выстроить четкую хронологию отдельных его периодов. Следует отметить, однако, что обычно выделяют следующие три составные части противостояния в обществе времени Смуты, тесно переплетенных между собой:

–династическое (борьба за московский престол между различными претендентами);

–социальное (междоусобная борьба классов и вмешательство в эту борьбу иноземных правительств);

–национальное (борьба с  иноземными захватчиками)

 

Вопрос3

Социально-экономические предпосылки 

Развитие земледелия. Большую роль играли промыслы, а возникновение  избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную)

Социально-политические предпосылки.

Усложнение внутриплеменных отношений  и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

Духовные предпосылки.

Результате военных успехов, созданных  «княжеств» приводило к сакрализации – обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует  отнести то "давление", которое  оказывали на славянский мир его  соседи - хазары и норманны.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 6

Государство выполняет  ряд функций, которые отличают его  от других политических институтов. Функции  отражают главные направления в  деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности. Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д. Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества. Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д. Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами и функцию обороны страны

 

Вопрос 2

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов.

Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон. Унитарное государство. Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. В унитарном государстве действует единая конституция. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные, которые не обладают политической самостоятельностью Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают две формы республиканского правления: президентскую и парламентскую. Президентской форме правления глава государства - президент - одновременно является и главой правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Парламентская республика и ее особенности. Она характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.

Монархия, государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В современную эпоху существуют государства с конституционной монархией (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах глава государства является одновременно религиозным главой.

 

Вопрос 1

Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций на основе исполнительной политической власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"