Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Файлы: 1 файл

vse_otvety_ko_vsem_biletam.docx

— 111.19 Кб (Скачать файл)

1 Сущность, формы, функции исторического знания.

История - это наука о  прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и  особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления  эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни  страны, деятельности исторических личностей.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться  противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что  все общественные движения России стремятся  обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. 

История выполняет несколько  социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая  функция исходит из познания исторического  процесса как социальной отрасли  научного знания, из теоретического обобщения  исторических фактов, выявления главных  тенденций общественного развития. Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты. Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.  

Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу. 

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками  историографии были архаическая  мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая  мифология трансформировалась с  появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается  древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени. 

В историографии собранный  фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические  концепции. В то или иное время  историки по-разному объясняли причины  и закономерности развития истории  нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных  лет", первая редакция которой принадлежит  монаху Киево-Печерского монастыря  Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному  провидению и божественной воле. 

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического  процесса стали считать объективные  факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и  В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков  русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная  мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства  Российского", - необходимость для  России мудрого самодержавия. 

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший  многотомную "Историю России с  древнейших времен", видел ход  истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье  и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа  страны, природа племени и ход  внешних событий объективно определяли ход русской истории.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую  проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный  оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической  сфере только одной марксистско-ленинской  концепции существенно сковывало  творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл  исторического развития в переходе от одной общественно-экономической  формации к другой, завершающемся  построением на земле коммунистического  общества. 

С середины 80-х гг. XX в., с  началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического  наследия советского времени. Историография  пополнилась вводимыми в научный  оборот некоторыми ценными историческими  источниками, особенно видных русских  эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и  смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в  политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что  многие историки стали акцентировать  больше внимания на общих закономерностях  цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. 

Преодолевая конъюнктурные  перекосы в трактовке прошлого и  настоящего, соотношении общего и  особенного, современная историография  стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии  нашли отражения в новых учебных  пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны. Авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.

 

2. Восточные Славяне. Образование древнерусского государства.

Славяне - этническая группа в составе индоевропейской языковой семьи, которая сложилась на части территории Евразии около V-IV тыс. до н. э. Три гипотезы прародины славян: 1) западе 2) востоке 3) на территории, объединяющей эти земли /от Одера-Вислы до Днепра/. Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. VI-VIII вв. период военной демократии. Высшим органом управления продолжает оставаться народное собрание-вече, но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей - князей, Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родоплсменную. Добровольные подношения соплеменников, позднее превращаются в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности зарождение городов и рост внешней торговли. На торговых путях, возникают поселения ремесленников (Киев, Смоленск, Любеч и др.). Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далёкое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам.Еще в VI-VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Племенные союзы объединяются в "суперсоюзы"- более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. 1. Города выступали основой в формировании нового государственного деления славян в замен древ, племенного. 2. Толчком для объединения и на Севере и на Юге стала внешяя опасность. 3. Экономическая основа объединения стал пу»из варяг в греки.

4. Инициатива объединения исходила от Новгорода и Киева. 5. Осуществлял миссию объединения 
князь Олег.

Деятельность  первых князей:   1.  главная  задача- организовать полюдье, а затем  организовать

торговую экспедицию с целью  сбыта полученного в ходе полюдья  добра. 2. Охрана торговых путей.

3. защита границы.

Киев  становится столицей по 2 причинам:  1. главная оборонительная крепость против степных

кочевников. 2. Центральная вывозная база для  торговли.

Таким  образом,  при  Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путём

насильственного присоединения славянских племенных  союзов к Киеву и обложения  их данью.

По  версии Рыбакова государство Киевская Русь было создано 3 братьями Кий, Щек, Хорив.

По версии совр. историков восточные  славяне находились на предгосударственном  уровне развитиядолчком для создания государства служили призвание варягов.

3.Киевская русь

Раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее  в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром  которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова  на Ю., Днестра и верховьев Вислы  на З. до верховьев Северной Двины  на С., являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию К. Р. предшествовал период (6—8 вв.) появления  предпосылок феодальных отношений  и созревания их в недрах военной  демократии.

За время существования К. Р. восточнославянские племена сложились  в древнерусскую народность, ставшую  впоследствии основой для формирования трёх братских народностей — русской, украинской и белорусской. К. Р. положила начало государственности у восточных  славян, объединение которых в  пределах единого Древнерусского государства  способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному  развитию.

Основной формой государства в К. Р. была раннефеодальная  монархия. Власть принадлежала киевскому  князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся  в основном за счёт его походов. Некоторую  роль играло в это время и вече. Управление осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10—начале 11 вв. это в основном "полюдье", дань — "уроки", получаемые ежегодно с городов. В 11—начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами феодальной ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нём сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов и т. д., руководить всей многочисленной администрацией. Он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Деятельность князя, в общем не ограниченная, все же контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов — боярством. Роль веча снизилась. Оно всецело находилось в руках бояр. Княжеский двор стал административно-бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев — "старцев" и дружинников, имена которых тесно сплетаются с историей того или иного города (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — с Киевом, Дмитра Завидича — с Новгородом и т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила вооруженность купцов, и среди городского ополчения они занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.

Сельское население  К. Р. состояло из крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодала (число их всё уменьшалось), и уже  закрепощенных. Существовала также  группа крестьян, оторванных от общины, лишённых средств производства и  являвшихся рабочей силой внутри феодальной вотчины.

4 Внешняя политика К.Р.

 

Борьба с кочевниками. К. Р. была вынуждена постоянно вести борьбу с азиатскими кочевыми ордами, попеременно  жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками и половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. заняли степи от Саркела на Дону до Дуная. Набеги печенегов заставили Владимира Святославича укреплять южные границы К. Р. ("ставить городы"). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 объединёнными силами князей К. Р. было нанесено поражение. Со 2-й половины 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу половцы одержали в 1068. Затем натиск половцев К. Р. выдержала в 1093—96, для чего потребовалось объединение всех её князей. В 1101 отношения К. Р. с половцами улучшились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор. Последовала целая серия походов Владимира Мономаха к половецким зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочёвкой их на Ю., к Северному Кавказу и Грузии. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.

1. Отношения с Византией при первых киевских князьях

Во-первых, торговля по пути "из Варяг  в Греки".Во-вторых, славянские набеги на берега империи. Первые известные  набеги славян на Византию произошли  в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре. Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться. В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда болгар. При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"