Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Файлы: 1 файл

vse_otvety_ko_vsem_biletam.docx

— 111.19 Кб (Скачать файл)

2. Русь и Византия при Святославе

Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались теперь усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста , сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на значительное численное превосходство греков, русские сражались успешно. Во время одного сражения князь говорил дружине: "Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Если же побежим, будет нам срам" .

После ряда сражений Святослав был  осажден в Доростоле и вынужден заключить мир.По условиям договора русские уходили из Болгарии и  обязывались впредь оказывать империи  помощь против любого вторжения. Греки  беспрепятственно пропускали русских  на Днепр.

Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой  дружиной". Печенеги устроили в днепровских  порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь Куря сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее  и тем приобрести доблесть погибшего  врага. Окончательная нормализация отношений с Византией произошла  лишь при Владимире I, в результате крещения Руси.

3. Отношения с Хазарским каганатом и кочевниками

Крупнейшим восточным соседом  Руси являлся Хазарский каганат. Это тюркоязычное полукочевое государство, в котором господствующей религией был иудаизм. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен (северян, радимичей). Олег заставил эти  племена платить дань не хазарам, а Киеву. Отношения Руси с каганатом  ухудшались также под влиянием Византии (союзник Руси с 907 г.). Византия и каганат враждовали из-за столкновения интересов на Черном море и религиозных распрей. Решающий удар каганату был нанесен Святославом в 964-966 гг. Он захватил столицу каганата Итиль (в дельте Волги), города Семендер (в Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержав этого удара, каганат вскоре распался. Господами в степях стали тюркоязычные кочевники-печенеги. Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. Но иногда они выступали и союзниками русских (например в 944 г. во время похода Игоря). В 969 г., во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его. Лишь срочное возвращение Святослава заставило их отступить. В 972 г. печенеги все же убили Святослава. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. - в двух днях пути. В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу, главными же противниками Руси с востока стали на два столетия половцы.

4. Отношения с европейскими странами

Отношения со странами Европы стали  активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь  Ярослав Мудрый основал город  Юрьев (ныне - Тарту).

5. Выводы

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны  и заключая торговые и дипломатические  соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична  для раннего государства

 

 

5. Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу России.

В 9-10 веках в жизни восточных  славян происходит серьёзные изменения. В восточной Европе идёт

интенсивный процесс складывания  феодальных отношений. Русские князья подчиняют себе многие

славянские  народы. Они совершают походы на Византию. Русская знать начинает интенсивно

вводить политику новой религии.

В середине века часто пытались объяснить крещение Руси различного рода влияниями, которые

испытал на себе князь Владимир.

До  принятия христианства у  восточных  славян  существовала родоплеменное  многобожие.   1.

Славяне приносили жертвы упырям и берегиням. 2. славяне справляли трапезы в  честь Рода и

Рожана. 3. поклонялись языческим богам. В 980 году ввдится единый государственный  языческий пантеон. 1. Перун - бог молнии 2. Хоре - бог солнца 3. Даждьбог - богееяаЦа 4. стрибог - бог ветра

5. Самаргл - бог подземного мира 6. Моношь - богиня женского начала.

Причины принятия христианства: 1. В Киевской Руси существовали раннее феодальные отношения в экономике. 2. в политике доминировало государство 3. Не было единой феодальной идеологии.

Для выбора религии Владимир послал своих послов для испытания религий  в различный, страны. По возвращению послы с восторгом рассказали о богослужении в храме Св. Софии.

Владимир по совету бояр решил принять христианство и  крестил киевлян. В Новгороде  новую веру встретили с сопротивлением язычеств, которое было подавлено  силой.

Отсутствие феодальной идеологии приводило, во-первых, к  отказу от династических браков в  западной Европе, во-вторых, купцы подвергают,дискриминации на внешних рынках.

Крещение Руси: 1. атеистическая  концепция 2. миссионерская концепция 3 . теория «Понижен драммат». На протяжения 150-200 лет в Киевской Руси сохранилось двоеверие.

Организации церкви. Константинопольский  патриарх назначал в Киев своего митрополита, митрополит в каждый из округов (епархия) назначал епископов. Взаимоотношения церкви и государства строилось по принципу симфонии: государство признавало для себя внутреннее руководство закон^ерковных, а церковь брала на себя обязанность повиноваться государству. Церковь стала управлять на основе сборника церковных законов «Кормчая книга».

Принятие Русского христианства из Византии открыла двери влиянию  византийской культуры, которая сказалась в жизни Русского государства.

По завещанию Ярослава Мудрого престол передавался  от брата к брагу после последнего из братьева он переходил к старшему племяннику, такой порядок получил название очередного. Княжеские усобицы 11-12 веков происходили в результате столкновения старших племянников с младшими дядьями.

6. Северо-Восточная Русь и Золотая Орда.

Главным фактором в социальном развитии Северо-Восточной Руси является интенсивный рост феодального землевладения, где господствующей формой собственности  была вотчина. Владельцем вотчины мог быть князь, боярин, монастырь. Чтобы развить свою вотчину и иметь военную поддержку, её владельцы передавали часть земли дворянам в условное землевладение. Такие земельные владения назывались поместьем. Класс феодалов состоял из князей, бояр, дворян, а также церковных феодалов. Происходит рост монастырского землевладения. Золотоордынские ханы сохранили в неприкосновенности все привилегии православной церкви. Рост феодального землевладения повлёк за собой наступление на права крестьянства. Продолжалось освоение новых земель. Получение земли от феодала на льготных условиях означало прикрепление к ней крестьян и переход их под власть феодала. Так складывалось крепостное право. На окраинах страны существовало много крестьянских общин, которые платили подать в казну. Русские города сохраняли зависимость от феодалов. Усиление этой зависимости привело к уничтожению вечевого права. Централизация Руси происходила быстрее, чем преодолевалась её экономическая раздробленность. Это объясняется наличием опасностью с Востока и Запада, необходимостью свержения ига.

1240 г. - считается началом  ига Золотой Орды, но первый  ярлык на княжение хан Золотой  Орды вручил русскому князю в 1243.

В 1480 - свержение ига, но к этому  времени орда уже распалась на несколько государств, одни оказались союзниками, другие - врагами. На сегодняшний день по вопросу было иго или нет, существует 2 мнения: 1. иго было очень тяжёлым и только после Киликовской битвы оно несколько ослабло. В период между 1240 и 1380 историки насчитывают 15 видов ордынских тягостей или налогов (ярлык, выход, запрос, подарки, тяньга, харадж). 2. Тем не менее в некоторых случаях можно говорить о союзе между Русью и Ордой. В столице Золотой Орды открывается представительство русской православной церкви. 1268 - немцы решили напасть на Новгород. В Новгород прибыл отряд в 50 человек монгол. Всадников. Немцы не решились нападать. Последствия ига 3 версии: 1. Иго было, последствия были очень тяжёлыми для Руси. В результате Ига Русь начала отставать в своим развитии от Европы. 2. Ига не было. Монголы напали на Русь с целью грабежа. Далее между Русью и Ордой установился союз, результатом которого стало то, что Русь смогла отразить нападение немцев, шведов и литовцев. 3. Монголы просто прошли сквозь Русь с целью захватить Европу, потом вернулись обратно. Т.е. монголы не повлияли на развитие Руси.

Вывод: Однозначно говорить об отрицательных или положительных последствиях иги не представляется возможным. В любом случае объединение в'-г'москвы русских земель и создание централизованного государства с названием Россия проходило при большом влиянии Золотой Орды. Могущество Орды действительно перешло к Московскому государству. Методы, которыми Московские князья собирали русские Земли были заимствованные у ханов Золотой орды. Москва

действительно сможет считаться первопреемницей  не только Киевской Руси, но и государства Золотой Орды.

7 Распространение ислама в России

Начало распространения ислама на территории России и знакомство с исламским вероучением относится  к VII-X вв. Оно связано с формированием  после распада Западно-Тюркского  каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.Хазарский  каганат – могущественное государство  тюрок-уйгуров, находившееся в зените расцвета в  VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в. Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районы Северного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря, Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияния каганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазар простиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила по Днепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымского полуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов и других немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария, Киевская Русь. Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однако длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских и хорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второй половины VII – начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифата были присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазарии городе Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцать квартальных мечетей. Итак, ислам на нашу территорию был принесен извне, в результате арабской экспансии. Так же основанием полагать, что восточные славяне уже в начале VIII в. знали арабов служит тот факт, что в районе Днепра находят многочисленные клады арабских серебряных монет. Волжско-Камская Булгария в X-XIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (сейчас – территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской областей). Фактически, значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. В то же время, известно, что Булгария раннего периода находилась под протекторатом Хазарии и ее политического влияния. Булгары, до принятия ислама, придерживались древнетюркской религии небесного божества Тенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ее исповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки (IX-X вв.).Сын Шилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения среди булгар. Стремясь освободится от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом. Таким образом, приобщение к исламскому вероучению шло постепенно. Сначала одни, а потом другие группы булгар самостоятельно приняли ислам.

 

 

8. Причины возвышения Москвы. Борьба великих московских князей за объединения русских 
земель.

После нашествия монголо-татар  возникли десятки новых княжеств. Одним из них было Московское княжество. При князе Данииле Александровиче оно стало самостоятельным и взяло на себя роль «собирателя» русских земель. Причины: 1. выгоднае географическое положение. Москва находилась на пересечении речных и торговых путей. Она была прикрыта другими землями от возможной агрессии. 2. Перенос кафедры митрополита. В 1299 году митрополит перенёс кафедру из Киева во Владимир. В 1326 году митрополит Пётр умирает в Москве. Следующий митрополит переносит кафедру в Москву. 3. Новая политика московских князей по отношению к Золотоордынским ханам. Они открыто встали на службу к хану.

Значительным этапом в усилении Москвы было правление Ивана Даниловича (Калита). При нем Москва становиться самым богатым княжеством. Он получил ярлык от ига на великое княжение и на право сбора дани с других княжеств.

В процессе объединения  Руси внутри Московского княжества  во второй половине 14 века вспыхнули феодальные распри, а к концу образовались несколько удельных княжеств. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы пришлось на годы правления Ивана 3 и Василия 3. Московское княжество превратилось в мощную централизованную державу. Бояре из других княжеств охотно переходили на московскую службу, а князья присоединяемых к Москве княжеств или признавали власть великого князя, или бежали в Литву. Новгородская земля была самой крупной территорией на Руси. И она была взята силой на подчинение великому князю. Социальный строй московского государства: великий князь > удельные князья > служилые князья (дворяне)> бояре > окольничьи > служилые люди > крестьяне(черносошные, обельные). Управление Московским государством: великий князь > боярская дума (совещательный орган при великом князе) ведущим при её составлении был фамильно-родовой принцип. Боярская дума действовала в соответствии с правилом государь указал, и бояре приговорили.: а) Дворец, (управлялся дворецким. Этот орган управлял личным земельным фондом великого князя), б) Казна (казначей). Территория страны делилась: 1. уезды во главе с наместниками. 2. Волости и станы во главе с волостителями. Наместники и волостители получали эти территории в кормление как награду за прежнюю службу. Порядок назначения на должности назывался местничеством. Значение имело не просто знать, а служебные заслуги рода перед московскими князьями.

9. Россия и средневековье

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков лишь в  немногих странах, народы которых создали  высокие цивилизации в древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства  других народов феодальные отношения  зарождались в результате разложения первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских  стран). Известен и путь формирования феодализма, коеорый характеризуется  взаимодействием названных процессов (примером может служить Франкское  государство, которое возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).  
Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил. 
Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм» не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период приходится на IX-XIX век. 
Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития производительных сил, и следовательно, было более эффективно. 
Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер. 
В усовиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую часть своей земли раздавали в держание крестьянам , которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога . Рента для земледельца была единственным способом получения дохода от его земельной собсттвенности , а дя кррестьян-повиннстью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина) , продутовый (натуральный оброк) и денежной . 
Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле . Прикрепление же крестьян к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии). 
Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный характер экономики. 
Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе. 
В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы: купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и ремесленники , входившие в третье сословие (производившие материальные блага). 
Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так, воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои обязательсьва перед цехом или гильдией. 
Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства. 
Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет средневекового человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"