Гжельская художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.

Содержание работы

Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

Файлы: 1 файл

диплом керамика.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

В изображении человека более  устойчивыми являются скульптурные образы. Прежде всего, следует отметить тип стоящей статуарной фигуры с  прямой посадкой головы. Такая, придающая  образу значительность и монументальность, поза успешно воспроизводится в  мягких, обобщенных майоликовых формах и зачастую становится частью многофигурных композиций.

Характерен для Гжели  известный в керамической пластике XIX века тип лежащей фигуры. Наиболее интересен в чистом виде он у Ю. Петлиной в «диванной» серии; кроме того, часто подобные фигуры украшают плечики сосудов. Сидящие фигуры весьма разнообразны по имеющимся у них атрибутам, но их объединяет общее состояние покоя - ожидания, которому соответствует отсутствие активных жестов. Особая группа сидящих - влюбленные парочки, как правило, развернутые вполоборота друг к другу, иногда целующиеся (Скульптура О. Талагаевой «Поцелуй». 1988).

Необходимо упомянуть  и характерные особенности трактовки  деталей. Так, черты лица даются четкой прорисовкой по слабо моделированному объёму головы. Среди жестов рук выделяются, как устойчивый тип, «крендельки» - согнутые в локте руки, трактованные как полуциркульная кривая, которые упираются в пояс или поддерживают головной убор (скульптурный сосуд «Осень» М. Коваленко).

Каноническая майоликовая  живопись XX века включает в себя также  орнаментальную часть: мотивы геометрического  орнамента - сетки, решетки, шашки, звезды, розетки, цепочки.. Растительный орнамент представлен мотивом дерева, куста, травами и цветами, которые передаются сочетанием пятна, штрихов, линий. Трактовка объема в XVIII веке развивалась от сложного к простому по пути адаптации к обобщенным майоликовым формам. В XX веке - от простого к сложному, что отражало тенденцию к изысканности и многодельности[42,117].

Мифологическая тема не получила распространение в искусстве  гжели, однако эта тема  звучит в  творчестве Коваленко. Миф трактуется широко, проецируется в бытовые сцены. Мифические кентавры, полканы, сирины М. Коваленко решаются подчас иронично, их трактовка дополняется игровым моментом, чему соответствует изысканная, «кукольная» эстетика, перекликающаяся с поисками мир-искуссников в фарфоре в начале XX века.

Фарфоро-эмалевый характер в тарелках Коваленко представляет собой соединение декоративных, станковых и ретроспективных (стилизация под гжельский фарфор XIX века) мотивов и обозначает особое направление, ориентированное в наименьшей степени на собственно местную майоликовую традицию. Тарелки М. Коваленко с изображениями усадеб - самостоятельное направление, базирующееся на широком спектре наследия отечественной керамики. Так, встречающаяся кайма имеет прототипом орнаментальный пояс с печатного фаянса XIX века, другая разновидность каймы с бантами или с цветочным орнаментом классицизма - фарфоровые изделия. В то же время, в подобных видовых работах чувствуется отношение автора к орнаментальной части как к своеобразной багетной раме для изобразительного, по-разному трактованного мотива. Блюдо «Зимняя деревня» имеет условно-реалистическое решение пейзажа, блюдо «Две усадьбы» - симметрично решенную, «геральдическую» композицию [37,46].

В росписи применяется  широкий мазок с его переходами от звучного синего к размытому голубому, от четкого очертания к истаиванию и слиянию с белым фоном; сплошной мазок, широкий и узкий, образующий узор силуэтного характера, сочетается с тонкой линией, четкой в штриховке, мягкой, уходящей в белизну фона в легких травках и усиках.

В целом роспись представляет собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Это единство стиля - итог глубокой творческой переработки всего традиционного  материала и современного опыта. Индивидуальный почерк каждого художника - мастера живописного цеха - является своеобразным вариантом единого  стиля росписи.

Гжельская роспись делится  на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись, орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки. Сюжеты самые разнообразные, но в основном - это природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п. 

Главная особенность гжельских  изделий – это использование  в росписи нескольких оттенков одного цвета - синего. Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно  синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Но сохранились еще гжельские мастера, которые не стесняясь новой синей моды, для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Их основу составляют цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта) и основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка».

Главный секрет гжельской  розы - это мазки. Мазок – это  родовая примета Гжели. Главный  приём – правильное соотношение  синего и белого или сочетание  «белизны заснеженных полей Подмосковья  и прозрачной синевы ясного неба». Другое правило – каждый последующий  мазок отличается от предыдущего. Сначала  на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые  сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.  Краска набирается на одну сторону  кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры.

Второй вид росписи  – «мазок стенами» - обладает еще большим тональным диапазоном. Художник набирает краску на беличью кисточку плавным круговым движением, затем точно также, по кругу, наносит её на черепок. Где ворсинки гуще и толще, цвет получается темно-синий, почти черный. Средняя часть кисти тоньше прозрачнее – соответственно, и краска ложится мягче и легче. И, наконец, легкий, невесомый кончик дает почти неразличимый светлый след. Помогают завершить изображение второстепенные элементы росписи – тонкие изящные усики, спиральки, сеточки, точки, штрихи, росчерки.

Мотивы подсказывала сама природа - это земляничные листки или луговые травы на чайном блюдце. Позже – цветы: обязательно розы, еще пионы и даже клевер. Времена года, снежинки, облака, радуга. Еще это сценки из деревенской жизни – баба с коромыслом, крестьянин у колодца. Деревенский пейзаж, быт. Русские сказки: жар-птицы, кот-баюн, русалки. И свой, гжельский, особый мазок – от темного к светлому, сначала гуще, затем бледнее. Лепестки толстыми мазками, листики и окантовка – тоненькие. У каждого живописца – свои кисти, штук двадцать. Если нужно, правят их лезвием, каждый под себя. Говорят, раньше еще такая профессия была – кистевязы. Эти люди специально для писарих и художников работали, вручную делали кисти из беличьего ворса [21,106].

Обращает на себя внимание композиция растительного мотива. Присутствуют несколько вариантов, начиная от наиболее сложного, до упрощенного — таковы извивающийся, раскидистый побег, раздваивающийся и охватывающий боковые стороны предмета; извивающийся, раздваивающийся побег, ширина которого уже меньше его высоты; слабо изогнутый побег, отклоняющийся единственной вершиной в одну из сторон; практически прямой побег. Отметим, что для тех или иных вариантов композиции практически всегда характерна и соответствующая степень детализации изображения: от изображения многочисленных, сложно чередующихся, отходящих от центрального ствола и изгибающихся отростков, покрытых листьями и бутонами нескольких форм и расцветок, до упрощенного изображения единственной ветки с противолежащими листьями простой формы и цветов в единственном схематическом варианте.

Таким образом, гжельский  промысел возник в московской области, а центром гончарства была Гжельская  волость. Уже в ХVII веке Гжельский промысел становится одним из самых известных промыслом в России. Гжельские мастера  выпускают изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. Также  Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами.

Гжельские мастера выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, в ХIХ веке он достиг совершенства именно в полуфаянсе . А именно: голубые и синие узоры, цветы, орнаменты, выполненные на белом фоне. Роспись осуществляется кобальтом, что и придает после завершения всего технологического процесса изделиям характерный именно для гжели синий цвет. Самый популярный узор на изделиях из гжели - роза, иногда рисуются только лепестки этого цветка. Орнамент, украшающий гжельские изделия- растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные.  Кроме того, украшают гжельский фарфор изображениями диковинных птиц и сценками из деревенской жизни.

В этом бесконечном богатстве  вариаций заключается одна из привлекательных  сторон ручной росписи гжельских  мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного  декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями  талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его  произведения разнообразны: от маленькой  брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Гжель – название народного  «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели  находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные  деревни (перечисляю по ходу движения): Трошкóво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речúцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».

Список использованных источников

 

1 Абрамычева, Н. Мир народной игрушки / Н. Абрамычева // Юный художник. 2007. N 4. С. 43-45.

2 Аверьянова, М. Г. Гжель – российская / М. Г. Аверьянова. М.: Энциклопедия рос. деревень, 1993. 48 с.

3 Айгишева, А. В. Дымковская игрушка / А. В. Айгишева //  Начальная школа. 2002.  N 4. С.15-20.

4 Андреева, А. А. Гжель - его судьба... / А.А. Андреева // Специалист. 2010. N 12. С. 17-19.

5 Асташина, Е. История глиняной игрушки: гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево, Петровское, Сомово / Е. Асташина ; фото О. Кузнецовой // Народное творчество. 2007. N 2. С. 50-53.

6 Барадулин, В.А. Подсобные художественные промыслы России / В. А. Барадулин.  М.,1982. 284 с.

7 Богуславская, И.Я. Дымковская игрушка/ Л.: Художник РСФСР, 1988. 334 с.

8 Бурдейный, М.А. Искусство керамики / М. А. Бурдейный. М.: Профиздат, 2005. 104 с.

9 Бурлакова, А. М. Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. 2011.  N 10. С. 34-36.

10 Водчиц, С. Гжель: образование для производства / С. Водчиц // Высшая школа XXI века: альманах. 2009.  N 12. С. 88-89.

11 Гжель : Керамика XYIII - XIX веков: Керамика XX века / Сост. В.М. Логинов. М.: Планета, 1989. 184 с.

12 Гончар, С. И. Сказочный мир Дымкова / С. И. Гончар // Начальная школа. 2008. N 4. С. 45-46.

13 Горожанина, С. Дымковская игрушка / С. Горожанина // 60 лет - не возраст. 2011.  N 4. С. 67-70.

14 Горожанина, С. Гжельская керамика / С. Горожанина  // 60 лет - не возраст. 2011. N 3. С. 65-69.

15 Долорс Р. Керамика : техника, приемы, изделия / пер. с нем Беем Ю.О.; Р. Долорс. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. 144 с.

16 Дулькина, Т. И. Керамика Гжели XYIII – XX / Т.И. Дулькина. М. Художник РСФСР, 1998. 212 с.

17 Изделия из керамики / авт.-сост. Т. Н. Дорошенко ; худ.-оформ. Ленчик А. С. Харьков: Фолио, 2007. 222 с.

18 Илькевич, Б. В. Художественно-промышленное образование в Гжели / Б.В. Илькевич // Высшее образование сегодня. 2011. N 3. С. 58-61.

19 Ионина, Н. А. Сто великих сокровищ / Н.А. Ионина. М.: Вече, 2007.  265 с.

20 Керамика как исторический источник : Подходы и методы изучения: Тезисы докладов Всесоюз. науч. археол. конф., 11-16 февр. 1991 г. / Редкол.: Бобринский, А.А. и др. Куйбышев: КГПИ, 1991. 90 с.

21 Киселева, Д. За синей птицей / Д. Киселева // Крестьянка. 2012. № 5. С. 106-108.

22 Колодиева, С. В. Гжельское чудо / С.В. Колодиева // Культура и время. 2009. N 1. С. 199-211.

23 Кришталева, Л. Гжельские мотивы / Л. Кришталева // Идеи вашего дома. 2010. N 8. С. 96-99.

24 Лаевская, Э.Л. Мир мегалитов и керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы / Э.Л. Лаевская. М.: Библейско-богословский ин-т св.Ап. Андрея, 1997. 263 с.

25 Левченкова, Т. В. Особенности физкультурно-оздоровительных и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста : дайджест / Психология обучения, 2003. N 5. 18-2с.

26 Логинов, В. М. Новь древней Гжели / предисл. В.К. Успенского; В. М. Логинов. М. : Моск. рабочий, 1986. 110 с.

Информация о работе Гжельская художественной керамики