Гжельская художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.

Содержание работы

Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

Файлы: 1 файл

диплом керамика.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

I.Керамическое искусство 6

1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6

1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17

II. Гжельский народный промысел 32

2.1. История развития и технология производства  гжели 32

2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45

Заключение 57

Список использованных источников 58

Приложение А 63

Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Народное декоративно  – прикладное искусство – результат  творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная  с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материалы для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм жизни людей сменой дня и ночи, чередованием времен года. И все это находит отражение в произведениях народного творчества, составляет целостное явление культуры каждого народа. Народное декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки –  все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь у родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера  в своем творчестве использовали, то что давала им сама природа – дерево, глину, кость,  железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. За время своего бытования декоративно-прикладное искусство освоило множество видов: резьба по дереву и кости, роспись по дереву и папье-маше, литье и чеканка металлических изделий, финифть, скань, флигрань.

 С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве. Развиваясь на всей территории Руси, основные художественные центры русской керамики  сконцентрировались в определенных регионах: город Скопин Рязанской области, слобода Дымково близ города Вятка, город Каргополь Архангельской области, деревня Филимоново Одоевского района Тульской области.

Гжельский керамический промысел расположен в Подмосковье. Это один из самобытных видов гончарного искусства, мало исследованный современными искусствоведами.

 Объектом дипломной работы является художественная керамика.

Предмет – гжельская художественной керамики.

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.

Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:

- изучить виды и технику  изготовления керамики;

- рассмотреть  историю возникновения керамики и основные исторические центры;

- раскрыть историю и  технологию производства  гжели;

- охарактеризовать художественное  оформление гжельских изделий.

Методологической основой дипломной явились труды: Аверьянова, М. Г. Гжель – российская / М.Г. Аверьянова. М.: Энциклопедия рос. деревень, 1993, Бурдейный, М.А. Искусство керамики / М.А. Бурдейный. М.: Профиздат, Горожанина, С. Гжельская керамика / С. Горожанина // 60 лет - не возраст.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе мы рассматриваем  виды и технику изготовления керамики; историю возникновения керамики и ее основные исторические центры. Вторая глава посвящена исследованию гжельского промысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Керамическое искусство

1.1 Виды керамики и техника ее изготовления

 

Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает глина. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства [15,21]. Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.

Существует разделение керамических изделий по черепку на фарфор, фаянс, майолику и терракоту. Эта классификация  достаточно полно отражает состояние  керамической технологии к началу XX века, когда в качестве основного  сырья для изготовления изделий  используется преимущественно глины  или их смеси с минеральными непластичными  материалами (кварц, полевой шпат и  др.).

Фарфоровые изделия изготовливаются из тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор; Фарфор (немного переделала) применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, коррозионно-стойких аппаратов химических производств, электро- и радиотехнических деталей, низкочастотных изоляторов и т.д. [27,114].

Отличительными признаками фарфора являются белый цвет, отсутствие пористости, прочность, термостойкость и химическая стойкость, которые - определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфоровая посуда имеет черепок, просвечивающий в лучах света.

В России состав фарфора был  самостоятельно разработан в 1744 году бергмейстером Д. И. Виноградовым. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин фарфор в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала [28,21].

Фарфор также различают  в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твердого не твердостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твердого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге. Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной и просвечиваемостью.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения  необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C. Он используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда) [45,18].

Фарфор бывает покрытый и  непокрытый глазурями. Фарфор не покрытый глазурями называется «бисквитный фарфор». Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два.  Бисквитный фарфор нечасто встречается в посуде, (глянцевую глазурованую поверхность удобнее мыть) его матовая, шелковистая поверхность гораздо шире востребована в пластике. Чем качественнее фарфор, тем лучше он выглядит без глазури. Дорогие сорта мягкого фарфора, применяемые для художественных целей, в бисквите искрятся как рафинированный сахар, или свежевыпавший снег. Из тонированного пигментами бисквита делаются тела и лица фарфоровых кукол.

Фарфор сегодня декорируют несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.

Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожженную глазурованную поверхность фарфорового изделия.

Обжиг высокотемпературных  надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их еще называют) проходит при 1200- 1350 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок [45,18].

Среди красок для росписи  фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

Фарфор расписывают матовой  или блестящей позолотой. В обоих  случаях это вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8 - 12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18 - 52% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым "карандашом". Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске [27,25].

Фаянсом называют керамические крытые прозрачной глазурью изделия  с водопоглощением от 9 до 12%; цвет фаянса может быть различным: преимущественно от светлых тонов до белого. Это плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики; применяется в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики (глазурованных белых и цветных плиток), санитарно- технических изделий [20,27].

Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс - из глины и молотого обожжённого кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) - из глины, обожжённых кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твёрдый (steingut), - из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии. Фаянсы первых двух групп считаются мягкими, обладают довольно значительной пористостью, характеризующейся водопоглощением 19-22%. Фаянс третьей группы твёрдый, имеет гораздо меньшую пористость (водопоглощение 9-12%), ему предшествовал в Германии 1526 года мягкий фаянс [17,108].

В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Этому способствовал  расцвет ремёсел в предыдущие века. Первый известный нам завод  был основан в Москве в 1724 году и принадлежал купцу первой гильдии  Афанасию Гребенщикову. В 1752 году в  Петербурге был открыт Казённый фаянсовый  завод, а затем и Императорский  фаянсовый завод, на котором работал  Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский завод (Кузнецовский). Крупнейшим фаянсовым предприятием своего времени (1789 год) стал Казенный Киево-Межигорский фаянсовый завод.  Существовали и другие производства, сведения о которых весьма кратки.

Фаянс отличается от фарфора  тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85%, температура обжига была 950-960 °С, такой фаянс покрывали цветной и глухой глазурью. Этот фаянс характеризовала высокая пористость по водопоглощению (19-20%) и малая механическая прочность.

Глазурь для фаянса применяется  фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4% мела, MgCO., и доломит, а также повышение температуры обжига на 20-40 °С может устранить цек. Обычно многие фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объёма через два-три года [42,33].

Майолика – это изделия  из цветной обожжённой глины с  крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий  блеск полив, контрастные сочетания  цветов [49,129]. Блюда, вазы, аптекарские  банки, различная посуда для домашнего  употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения и вообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачною глазурью и раскрашенные огнеупорными красками.

Название майолика произошло  от острова Майорки (Maiolica - имя о-ва, смягченное итальянским народным произношением) откуда в 1115 г., были впервые вывезены генуэзцами, как военная добыча в борьбе с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских гончаров образцами при их опытах производства Майолики [53,109] . Кроме этих образцов, между которыми особенно замечательны вазы и блюда, орнаментированные чаще всего немного цветными узорами и отсвечивающие на своей поверхности металлическим отблеском стали или меди, на развитие Майолики несомненно имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии, занесенные в Италию через сношения ее торговых городов с Сицилией и Востоком.

Информация о работе Гжельская художественной керамики