Гжельская художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.

Содержание работы

Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

Файлы: 1 файл

диплом керамика.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, крытые глухой глазурью для сокрытия красного цвета черепка, водопоглощением 10-15%. Изделия, как правило, расписывались или покрывались живописными горельефными и барельефными изображениями цветов, фруктов, пейзажей и т.д.

Майоликовые изделия декоративно-художественного  назначения изготовляют способами  пластического формования, литья, а  также лепкой вручную. Приклеивание приставных деталей из белой массы  производится при влажности ее 17—19%, из цветной — при влажности 18—20%.Изделия, декорируемые ангобами, вначале подвяливают  в специальной камере до влажности 12—16%, а затем оправляют. После  оправки изделия из цветной массы  направляют на декорирование ангобами и досушку. Наносят ангоб окунанием, поливом или при помощи резиновой груши. Сушат изделия в естественных условиях на стеллажах либо в камерных или туннельных сушилках с температурой теплоносителя 60—70° С и относительной его влажностью 50—80%. Длительность сушки в зависимости от вида и размера изделий колеблется от 12 по 48 ч. Глазуруют изделия хорошо высушенные или обожженные на утель. Глазурь наносят на изделия окунанием, поливом, кистью, пипеткой. Могут применяться и комбинированные методы глазурования. После сушки изделия обжигают в туннельных печах, газовых или электрических, и реже в горнах.

В настоящее время мастера  всё чаще и чаще расписывают изделия, как и в старину - по сырой эмали  или прямо по черепку, закрепляя  такую роспись прозрачной глазурью. Это происходит по двум причинам: во-первых, роспись по сырой эмали выглядит более живой и непосредственной, хотя и требует твёрдой руки (стереть  неправильный мазок при такой  технике невозможно), а во-вторых, такая техника экономичней, чем роспись надглазурными красками, требующая ещё одного обжига.

Декорируют майоликовые  изделия росписью ангобами, гравировкой  по ангобу, одноцветными и потечными глазурями, глазурями внесенными в «кракле», восстановительного огня и др.

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое [27,122]. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, «мрамор», лепка, лощение, резерваж и другие.

Декор наносят также путем лепки на поверхность изделий, находящихся в кожетвердом состоянии (подвяленном). Заглубленный декор получают на поверхности изделий гравировкой проволочной петлей, процарапыванием подвяленного изделия или вдавливанием изображения (инкрустация). Вырезанные линии рисунка заполняют цветным ангобом или красками шпинельного типа, затем изделие сушат и покрывают прозрачной глазурью. Иногда рисунок (сграффито) процарапывают сквозь слой нанесенной еще сырой глазури до обнажения черепка или подглазурного ангоба, зачищают края линий и обжигают. Рельефный декор обычно наносят на изделия художественно-бытового назначения (вазы, кружки и др.) [27,124].

Гладкий декор — основной способ декорирования изделий. Существует много видов гладкого декора: ручная роспись и отводка, декорирование  аэрографом, печать, полиграфические  методы, шелкография, штамп, деколь и др.

Ручная роспись и отводка являются самостоятельными методами декорирования при нанесении высокохудожественных многоцветных рисунков или рисунков, многократно повторяемых, несложных рисунков массового характера, при комбинированном декорировании (роспись к трафаретным рисункам, отделка декалькоманией и др.).

После обжига у  терракоты появляется специфическая фактура (от грубозернистой до тонкой, с частичной или сплошной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светло-кремового). Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой, в отличие от неглазурованной терракоты.

В России архитектурную терракоту  изготавливали ещё в Киевской Руси. С XV века терракоту использовали при декоративной отделке фасадов, а с XVIII века – в скульптурных бюстах, эскизах и пр. В наше время поливная терракота также иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь. В современной скульптуре терракота также особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда [19,265].

Лучшими исходными материалами  для терракоты являются естественно  окрашенные тугоплавкие глины, свободные  от растворимых солей, дающие после  обжига пористый, равномерно окрашенный материал, обладающий незначительной усадкой. Большую роль при обжиге терракоты играет газовая среда  печи, где ведётся обжиг, а именно: при наличии слабо восстановительной  газовой среды материал приобретает  серый цвет, резко выраженной –  черный, при наличии окислительной газовой среды глина, содержащая соединения железа, придаёт материалу после обжига красный цвет. Степень окраски терракотового материала усиливается с повышением температуры обжига.

Терракота выпускается промышленностью  в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или  кремового цветов. Цветовой оттенок  терракоты в значительной степени  зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Глины для производства терракоты распространены довольно широко. В современном строительстве  терракота используется в виде архитектурно-декоративных изделий и применяется для  художественной отделки интерьеров, оформления садов и парков в виде вставок, розеток, барельефов, плиток для  стен и садовых дорожек, камней для  оград и штакета для клумб [19,265].

Отощающим материалом для производства терракоты служит тонкомолотый шамот, вводимый в глину только в случае её большой усадки. Для каждого цвета терракоты должен выдерживаться определённый режим обжига во избежание получения нежелательного оттенка.

Шамот представляет собой  перемолотый керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности  растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства. Температура обжига – 980 -1050 °С [8,64].

Декорирование изделий из глины имеет множество видов  и способов. Одним из старейших приёмов украшения является лощение. При «лощении», поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Так покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, ещё не обожжённого. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.

Существует краснолощеная  и чёрнолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымлённая, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпьё, сырой навоз и траву - словом всё, от чего возникал густой чёрный дым. После томления сосуды получали глубокий чёрный цвет. На бархатистом чёрном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками» [41,23].

Также чёрную керамику ещё  называют томлёной или морёной. Этот древний тип гончарства распространён  в разных районах России и сохранился до наших дней. Чернолощёная керамика известна на территории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века.

Задымливание применялось с VII века. В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi». Задымливание в VII веке производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова – «смоляки» и ждали, чтобы от них пошёл дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землёй, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела чёрный с синеватым отливом цвет, её называли «синяй», реже «чёрнай».

Эта технология применялась  в сочетании с лощением и в  начале XX века. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная. Эту посуду изготавливали специально к еврейскому празднику «Песах», т.к. евреи не употребляли по религиозным соображениям обварную и глазурованную керамику. Также эта техники называлась – техникой Букеро. При помощи её поверхность керамических изделий приобретает чёрный и блестящий цвет, была усовершенствована Этруссками. Изделия отличаются особой элегантностью [47,113].

Лощение производилось в Погосте-Загородском на Пинщине, применялось чаще всего для кухонной посуды. Оно производилось на подсушенной поверхности изделий. В качестве лощила местные ремесленники употребляли обычный кремень – «крамушку». Пользовались сплошным и орнаментальным лощением в виде разнообразных узоров («ёлачак», «пасачак»). В XV-XVIII веках московские гончары виртуозно выполняли чёрную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.

В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась  традиция изготовления чернолощённой посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершённость и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоек и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В экспозиции Брестского художественного музея чёрнолощеная керамика представлена в работах. Можно добиться эффекта задымления применяя при обжиге активированный уголь [41,42].

Материалом для изготовления чёрно – лощённого изделия является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая, с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свой цвет. Прочность обожженных изделий также сильно отличается. Сейчас наиболее распространена голубая глина, у неё хорошие свойства, состав, с ней проще работать. Любая глина бывает двух видов в порошкообразном и в виде готового глиняного теста. Для отливки по гипсовым формам лучше выбирать глину-порошок, она отлична как шликер. Иногда в состав такой глины входит стекло, что увеличивает прочность изделия, но значительно ухудшает её свойства. Идеальным вариантом является глина с высоким содержанием оксида железа [41,46].

1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры

 

С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического мастерства от примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних  на земле. Наличие легкодоступного  материала - глины обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Археологические  раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека [46,73].

Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытнообщинного  строя. Появившись, как свидетельствуют  археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15-12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налета). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили, очевидно, для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900°С), позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами [35,51].

В период позднего неолита  и энеолита (медного века) – IV-II тыс. до н. э. – формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров, так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д.  Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, черных и других красок [35,51].

Информация о работе Гжельская художественной керамики