Гжельская художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.

Содержание работы

Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

Файлы: 1 файл

диплом керамика.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Самые древние глиняные черепки, выполненные в технике черно-лощенной дымленой керамики, были найдены при раскопках в районе села Трепилье Полтавской области и датируются V - VI тысячелетием до нашей эры. Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипильской.

Керамика принадлежит  к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов первоначально не было. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

На территории нашей страны керамическое производство развивается  с глубокой древности, о чем свидетельствуют  раскопки в селе Триполье близ Киева (III тыс. до н.э.). Вблизи Керчи обнаружены остатки печей для обжига керамики, сооружение которых относится к IV веку, но относительная сложность  конструкций печей указывает  на то, что керамическое производство возникло здесь значительно раньше [35,54].

Уже в период раннего средневековья, в X веке, в Киевской Руси был хорошо известен гончарный круг. Изготовлялись разнообразные гончарные изделия: миски, блюда, ковши, рукомои, светильники, фонари, кувшины. В результате тесных связей с Византией русские гончары в XI веке стали изготавливать сосуды с двумя ручками, напоминающими по форме античные амфоры. В то же время совершенствовались обжигательные печи, температура обжига в которых была достаточно высокой – до 1200°С. Высшим техническим достижением этого периода было изготовление поливной (глазурованной) посуды, а также плит для стен и полов. Для декорирования изделий применялись разноцветные глазури и эмали: белые, зеленые, синие и др. [29,24].

Примером высокого технического и художественного качества керамики Киевской Руси является плоская чаша II века, найденная в Тамани. На чаше изображены две птицы на священном  дереве (мотив поклонения священному дереву жизни отражал языческий  культ природы и встречается  в самых различных материалах). Для нее характерны трехчастное симметричное построение и четкий контурный рисунок, залитый яркими красками. Эта манера росписи говорит о влиянии техники ювелирных перегородчатых эмалей. В изображении преобладают зеленые и синие цвета, положенные на светло-желтоватый фон черепка. По степени твердости и тонкости черепка эта чаша близка к фаянсовой керамике.

Монголо-татарское нашествие, разорившее Русь в XIII веке, губительно сказалось и на керамическом производстве, почти полностью уничтожив высокие  достижения русских гончаров. В период татарского ига изготовлялись самые  простые и грубые темно-бурые  горшки.

Говоря о древнерусской  керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое  было непосредственно связано с  сельским производством и отчасти  городским бытом. На ярмарках обычным  явлением были возы, наполненные «звонким»  гончарным товаром, который недавно  выполняли крестьяне-гончары и  привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар. Гончарная  посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых  на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды» [20,43].

Крупным исследователем  русского народного искусства был  Б.А. Рыбаков. В своих трудах он обращается к народным промыслам, уделяет значительное внимание гончарному искусству. Исследователь  даёт описание керамики, включая все  мельчайшие детали того или иного  описываемого изделия. Особое внимание он уделяет промыслам северной Руси, другие районы были им описаны мало: «Областные различия древнерусской  керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII-X веках: один – низкий, широкий, с прямым горлом, другой – более стройный, высокий, с отогнутым венчиком» [28,122].

Рыбаков Б.А, пишет о наличии  в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор» [28,122]. Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок – «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городищенских находок. Тулово горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городской керамике (напр., горшок из Черной Могилы из Государственного исторического музея в Москве) эта эволюция венчика произошла уже в X веке.

Второй тип посуды –  «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями – низкий, широкий. Глиняные сковороды в X веке выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными. Древнее название их неизвестно.

Кувшины и кринки в деревенской  керамике встречаются лишь в виде исключений и вообще более характерны для города. Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом. На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова [28,123].

В грубоватых деревенских  горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего  заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил [28,123]. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой, показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов не всегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён» [28,123].

С XIV в. начинается новое развитие керамического производства, которое  достигло своего подъема в XVII веке. К этому времени широко распространенными видами керамики становятся чернолощеная и муравленная (глазурованная) посуда, а также изделия, покрытые белыми ангобами по красному черепку и расписанные коричневой краской.

В XVII-XVIII веках московские гончары виртуозно выполняли  черную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали металлическим изделиям. Другой, более простой способ украшения – обварка  – состоит в том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент. Один из видов облагораживания и украшения глиняных изделий – покрытие и роспись ангобом – жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет [44,59].

От Древней Руси до нас  дошло и значительное количество глиняных игрушек – это глазурованные  или расписанные ангобом свистульки, ручные медведи и др. Из них особенно интересны московские коники XVI–XVII веков. Отточенные по силуэту, обобщенные по форме, они напоминают изображения коней на древних иконах. Мастер предельно лаконичными средствами передал стройные очертания фигуры коня с крутой лебединой шеей. Довольно много сохранилось птиц-свистулек. Происхождение их связано с древним славянским обрядом – встречать весну, подражая пению и свисту птиц. Обрядовый смысл свистулек со временем забылся, и они превратились в забавные детские игрушки.

Особое место в древнерусской  керамике занимают изразцы. После перерыва, вызванного монгольским нашествием, возрождение производства архитектурной керамики начинается с XV века. В ряде русских городов – Москве, Угличе, Волокаменске и др. – фасады зданий в XV–XVII веков украшались фризами из рельефных терракотовых плит, покрытых слоем белого ангоба в подражание резному камню, применявшемуся в домонгольский период [16,96].

С конца XVI века красивыми  терракотовыми изразцами стали  украшать печи. Рельефные изразцы  изготовлялись в деревянных и  глиняных формах.

В XVII веке на смену  терракотовым пришли муравленые, покрытые зеленой прозрачной глазурью изразцы. Их стали применять и для украшения архитектуры, и для облицовки печей. Чтобы получить чистый зелёный цвет, на изразцы вначале наносился слой белого ангоба. Глазурованные изразцы обогатили цветовое решение украшаемых поверхностей, к тому же оказались гораздо лучше терракотовых, так как не пропускали дыма и газов, не нуждались в побелке и легко мылись. Рельефные изображения отличались большой узорностью. В них преобладали мотивы полуфантастических существ – «зверя лютого», «птицы-сирина» и др.

Особой декоративности древнерусские  изразцы достигли во второй половине XVII века, когда  стали покрываться  многоцветными непрозрачными эмалями. Использовались эмали белого, желтого, синего и зелёно-бирюзового цвета. Расширился круг мотивов, появились разнообразные узорно решённые растения, цветущие кусты, виноградные гроздья, нарядные вазоны и т.д. [16,96].

В XVIII веке рельефные изразцы  постепенно вытесняются гладкими с  расписными изображениями пейзажей, различных занимательных или  поучительных сценок, а в XIX–XX веках  заменяются однотонными белыми.

Наиболее значительную роль в формировании художественных вкусов на рубеже XIX-XX веков сыграл абрамцевский кружок, с которым связаны имена  Репина, Васнецова, Поленова, Врубеля, Серова, К. Ковина. По проекту В.М. Васнецова в 1882 году в Абрамцеве была построена белокаменная церковь, в оформлении которой нашли скромное применение изразцы, опоясавшие барабан купола, расписанные ярким цветочным орнаментом. В 1889 году к церкви пристроена надгробная часовня, также украшенная стилизованными рельефными изразцами. Особое влияние на характер абрамцевской керамики оказал К.А. Врубель. Мастерская выполняла разнообразные заказы на производство облицовочных плиток, фигурных майоликовых деталей для печных и фасадных украшений. По рисункам художников и самого владельца мастерской С.И. Мамонтова создавались небольшие серии оригинальных произведений с применением лепки и росписи: декоративные сосуды, скульптура, изразцы. В течение недели производился обжиг, и выпускалась очередная серия работ [16,96]. Желанием Мамонтова и его друзей было восстановить в быту и в архитектуре живописность и сказочность, присущие древнерусским изразцам.

Наряду с изразцами  в XVII-XVIII веках в России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Это народные промыслы. В XVII веке на рязанской земле возник скопинский гончарный промысел. Годом его рождения считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сына Берникова. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей здесь в больших количествах. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами района, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы [5,52].

Скопинский промысел отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, ни и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.

Исстари известны русские  глиняные игрушки. Некогда это были ритуальные фигурки, связанные с  обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождавшихся громким  свистом. Поэтому не случайно преобладали  фигурки-свистульки. Служили они  и талисманами-оберегами. Характерна их основная традиционная тематика: женские  фигуры, изображения коня, всадника, птицы, оленя, барана, которые встречались  в разных районах. Игрушки XIX века подчас очень близки по своим формам и  обобщенному силуэту к древним археологическим находкам. Но магическое содержание их к тому времени утратилось, и они превратились в обычную детскую забаву. Лепят фигурки из местной гончарной глины с добавлением песка: головки-шарики, ножки и ручки-колбаски, соединяются между собой с помощью жидкой глины. Нарядность им придают лепные оборки и воланы, высокие головные уборы, вносят разнообразие и создают сюжетную завязку скульптурные детали — небольшая собачка, птичка, корзинка, муфта, сумочка, зонтик и т. п.    После сушки и обжига фигурки грунтуют — окунают в мел, разведенный молоком, а потом расписывают анилиновыми красками, приготовленными на курином яйце (яичная темпера), дополняя роспись листочками сусального золота. Прежде игрушки обжигали в русских печах. Их название «дымковские» пошло от заречной слободы Дымково в быв. г. Вятке (теперь г. Киров), где постоянно над домами поднималось много дымков, так как там жили игрушечники, которые и обжигали свои изделия. Теперь в новых мастерских их обжигают в специальных электрических муфельных печах [3,68].

Информация о работе Гжельская художественной керамики