Гжельская художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.

Содержание работы

Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

Файлы: 1 файл

диплом керамика.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

В период расцвета гжельской  промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов — братья Бармины, Я. Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самыми удачливыми среди фабрикантов были Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале XIX в. в деревне Новохаритоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце XIX века пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали основную часть изделий. В 1860—1870-х годах происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с его ручной формовкой и росписью. Остаются только крупные фабрики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после первого обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и сокращало брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением в истории русской керамики, как и майолика. Гжельцам удалось получить "посуду белую, наподобие фаянса" в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный "простым фаянсом" или полуфаянсом, и в течение XIX века создали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

 В деле получения  тонкого фаянса в Гжели, совершенствования  технологии его производства  в течение двух-трех десятилетий выдающаяся роль принадлежала крестьянину села Речицы Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике Тереховых, стал их компаньоном, а позже отделился и создал свое заведение. Он потратил целое десятилетие, чтобы освоить технологию и роспись тонкого фаянса, который не уступал лучшим российским фабрикам, и единственный из Гжели представлял искусство ее на Всероссийских промышленных выставках. Наибольший успех относится к 30-40 годам XIX века.  А.Л. Киселев и его рабочие освоили все виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, сочетание цветных масс и цветных рельефов, люстр - покрытие солями металлов, придающее изделиям металлический блеск под "золото", "медь", "серебро", "перламутр"[16,52].

Первые попытки создания фарфора начались в Гжели еще в XVIII веке. Он уже выпускался за границей и в России на Императорском и некоторых других заводах, о чем было известно гжельцам. А так как его цена чуть ли не приравнивалась к золоту, то гжельцы, имея многовековой опыт гончарства и достигнув высот в художественном воплощении майоликовых изделий, стремились овладеть и высшим достижением керамического искусства - изготовлением фарфора.

В поисках первым из них  в начале XIX века достиг успеха молодой, сметливый и пытливый Павел Куличков. Он в 1802 году начал выпускать фарфоровые изделия и возить их на продажу  в Москву. Секрет изготовления держал в тайне, однако уже в первом десятилетии в Гжели появилось еще несколько фарфоровых заводов в с. Игнатьеве, д. Кузяево, с. Ново-Харитоново.

В 1810 году на берегу речки  Дорки неожиданно для соседей возник завод сельского кузнеца и лесопромышленника Якова Васильевича. Он, взяв фамилию Кузнецов, вместе со своими сыновьями активно принялся за дело,  постоянно расширяя и обновляя производство. Построил он вместо деревянных, каменные стены мастерской, а сын его Терентий в 1832 году уже обосновал новый завод в нескольких десятках верст от Гжели - в местечке Дулево, где в изобилии имелись дешевое топливо, местные глины, вода, а мастеров он сманил из гжельских деревень высокими заработками.

К 30-40 годам XIX века большая  часть фарфоровых изделий России выпускалась в Гжели. Гжельский  фарфор, завоевывая популярность, вывозился не только внутри России, а и в другие страны. Хотя на стиль выпускаемой в России художественной продукции значительно влияли в разные годы западные традиции барокко, классицизма, ампира - народные гжельские мастера создавали свой стиль, использовали традиции народного искусства. Фарфор Гжели был ориентирован на самые широкие круги населения. Яркая, сочная роспись Гжели радовала глаз, ее образы были понятны народу. Характерно, что после Отечественной войны 1812 года появилась новая тематика - расписывалось много портретов героев войны. Именно заводы Гжели, где была сосредоточена большая часть фарфоровых заводов России, познакомили более широко русское население с фарфором, приучая его к этому прекрасному материалу. При массовом выпуске цены на фарфор становились доступными широким слоям населения[16,58].

Во второй четверти XIX века начали выпускать характерный тип  тарелок, отличительным признаком  которых был рельеф "бус" по краю, со стилизованной цветной росписью и золотым орнаментом по центру тарелок. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах. С развитием во второй половине XIX века капиталистической промышленности, выделением крупных фабрик, гжельский район с его мелкими крестьянскими мастерскими утратил сое значение, а многие бывшие владельцы мастерских и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих.

Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX - начале XX века получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только в 40-50-х гг. XX века благодаря исследованиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и работам московской художницы Н.И. Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII века и полуфаянса XIX века. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой — именно такой мы гжель и знаем.

Лишь с 1920-х годов в  Гжели начинают понемногу работать отдельные гончарные мастерские. В 1930-е годы основываются все новые  артели, затем в Турыгине открывается профшкола, преобразованная в 1931 в Гжельский керамический техникум. В 1935 там же был отстроен цех, специализировавшийся на выпуске декоративного фарфора. Выпускали преимущественно глиняную игрушку, но иногда вспоминали и старые, «кузнецовские», модели. В 1936 производство преобразуется в кооперативную артель «Художественная керамика» [14,66].

В 1972 было образовано объединение  «Гжель», ведущее в Гжели; знаком этого объединения до последнего времени была уточка на бегущей волне  в треугольнике. Товарищество «Гжель» создано в результате объединения 6 мелких цехов разных деревень в 1972 году. В д. Жирово выпускают керамические камины, в д. Трошково и д. Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В д. Фенино совместно с итальянской фирмой создается производство по выпуску изразцов и плитки. В д. Коломино-Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства д. Турыгино и д. Бахтеево - главные центры художественного фарфора.

К 70-м годам XX века сформировались эстетические позиции искусства Л.П. Азаровой. Ее творчество органично вошло в художественную жизнь промысла, став частью истории его развития явлением яркой творческой индивидуальности. Человек эмоциональный и порывистый, она всегда охвачена новыми замыслами, которые воплощает быстро, решительно, смело, нередко вступая в спор с материалом, подчиняя его своим творческим устремлениям. Фарфор для художницы - не просто мягкий, податливый, пластичный материал, а изделие - не просто объем для росписи. Ее отношение к материалу сложно. В напряженных ритмах и художественном строе сюжетно-изобразительной пластики ее работ отчетливее всего выразились творческая индивидуальность, нашел живое воплощение неуемный характер. В скульптурных сосудах и сосудах, украшенных скульптурой, нет простодушия и непосредственности крестьянского искусства прошлого. Образный строй произведений сложен, формы укрупнены, архитектоника строго продумана и подчинена законам скульптурной пластики. Изделия Азаровой привлекают смелостью и выразительностью решений, связью с искусством прошлого и современным языком. Народные праздники, быт народа для Азаровой - вечно живой, неисчерпаемый источник вдохновения. Анализируя искусство Азаровой, убеждаешься, что не простые утилитарные изделия, а декоративные сосуды и предметы становятся программными в ее творчестве, стремящееся выйти за рамки обыденности. Обращение к различным видам народного искусства, в частности, к искусству гжельского фарфора XIX века дает ей живые творческие импульсы. Творчество Азаровой - пример того, как много может дать художественное использование традиции. В работе над скульптурными сосудами она обращается к опыту гончаров, к выработанным ими приемам и способам пластического решения. Сосуд воспринимается как скульптура, гармоничная и целостная по пластике.

Масленка «Рыба-кит» Л. Азаровой несет на спине целый город не согласующихся по пластике с самой рыбой зданий, имеющих дробную скульптурную разработку. Глаз у кита смотрит цветком, на лбу декоративный завиток, само животное окружено частоколом одинаковых гребешков-волн. Думается, что излишняя иллюстративность помешала автору создать цельный сказочный образ средствами декоративно-прикладного искусства. То, что годится для завлекательной картинки в детской книге, не выдерживает перевода в вещь, сколь бы иллюзорными ни оказывались ее утилитарные функции. Это тем более обидно, что старая Гжель поражает нас умением объять вещь единым взглядом, даже в сложной композиции, как, например, в квасниках и кумганах, увидеть предмет целиком. Птицы и животные, посаженные на крышки фарфоровых масленок и шкатулок XIX века, являются органичной частью основного объема вещи, всегда масштабной.

Художница добилась больших  результатов в области мелкой жанровой пластики, скульптурных посудных форм (декоративные скульптуры «Чаепитие», «Баба на возу», набор чайников «Диск», шкатулка «Петух» и другое). В  ее творчестве воплотилось, характерное  для народных мастеров, оптимистическое, праздничное понимание бытия, рождающее  чистые, светлые образы [14,65].

Своеобразен стиль художницы  Зинаиды Васильевны Окуловой. Она  расписывает изделия на исторические, морские, олимпийские темы. В данном случае условность декоративной трактовки  живописного мотива соответствует  условности самого образа. Однако авторская  идея создания вещи на пластическом обобщении  и декоративной условности разбивается  здесь конкретной трактовкой выписанного  лика этого зверя, имеющего вполне человеческое выражение и выполненного нарочито в духе базарной поделки.

1970-е –1980-е годы явились  новым, переломным этапом в  жизни промысла. На растущее и  постоянно переоснащаемое производство, стало приезжать большое количество  молодых специалистов: А.Н. Федотов,  В.Г. Розанов, Г.В. Денисов, Н.Т.  и В.С. Бидак, М.В. Подгорная, А.В. Царегородцев и многие другие.

Творчество Натальи Бидак развивается многогранно: она работает как над созданием посудных форм, так и над образцами мелкой пластики. Ее предложения отличаются как зрелым взглядом на традицию, так и самостоятельностью собственного почерка. Увлеченность искусством, которое пришлось художнице по душе, выражается в ее работе в детской художественной школе. Не только личное приятие гжельской традиции, но и умение привлечь к ней окружающих - несомненно, важная и ценная черта в творческом характере Бидак. И в том, что работы гжельских детей трогают нас искренностью, - заслуга их вдумчивого и чуткого педагога.

А. Царегородцев и М. Подгорная в своем творчестве сближают гжельскую традицию и ее современное тематическое и стилистическое звучания, добиваются сложного сочетания традиционной стилистики с современными мотивами, а актуальность тем воплощают через особый «исторический» подход. Так, спортивный кубок, созданный к Седьмой летней Спартакиаде, называется «Из истории спорта», а темой декора фарфоровых часов становится развитие русского флота. Автор многих призов международных соревнований и кинофестивалей, участник отечественных и зарубежных выставок, заслуженный художник РСФСР А. Н. Федотов является главным художником предприятия, которое тиражирует большое количество его работ.

Многие годы возрождению  традиций художественной майолики отдал  руководитель творческой группы Заслуженный  художник РСФСР В.А. Петров. Им созданы  наборы для ухи, ягод, для завтрака, подсвечники и чайницы, и многое другое. И все в традициях лучших образцов майолики старинной Гжели  конца XVIII века. Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает  каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два — майолику. Все производства расположены в радиусе 5—7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию. Налаживаются связи с Финляндией, Швецией, Люксембургом, Францией, Турцией, Болгарией.

Технология изготовления гжельской керамики представляет особый интерес. Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью  и тугоплавкостью, она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина  проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Первоначальный ручной процесс изготовления в начале века заменили на частичную механизацию. На гончарном производстве появляются жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Сейчас же технологическая цепочка строится так: формовка (литье в гипсовых формах), сушка, ручной осмотр, контроль на трещины, обжиг (электропечь), живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием, горячим литьем под давлением.

Наиболее часто применяются  способы пластического формования: ручное — «от руки» (при производстве тонких художественных изделий —  цветов, украшений и т. д.); формовка «полосками»; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью шаблона; на гончарном круге.

Информация о работе Гжельская художественной керамики