Художественная керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:09, реферат

Описание работы

Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного художественного ремесла, использующего легко доступный природный материал. Различного назначения посуда – кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического творчества.
Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполненных из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования.

Файлы: 1 файл

Художественная керамика.docx

— 210.99 Кб (Скачать файл)

Введение

Изделия из обожженной глины  представляют широко распространенный и очень древний вид народного  художественного ремесла, использующего  легко доступный природный материал. Различного назначения посуда – кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического творчества.

Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполненных  из глины. В зависимости от основного  исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования.

Терракота. Имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.

Майолика. Имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангобо-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность.

Фаянс. В отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.

Фарфор. Представляет собой наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптур и др. художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц – непременные компоненты фарфоровой массы - дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок.

Некоторым особняком в  искусстве керамики стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную, расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связано с  технологией, не требующей обжига. Выполненные  из глины игрушки можно встретить  во многих областях России. В центрах  народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет  мотивы и образы, которые связаны  с культовыми обрядами, олицетворяющими  силы природы. Поэтому в игрушке  повторяются изображения женской  фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной  и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так в XIX в. в ряде промыслов  изготовляющих игрушки появились  изображения людей – представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, боярынь. В  работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических  фигур все чаще встречаются многофигурные  композиции с изображением жанровых сцен.

Гжель.Самый известный крупный народный художественный керамический народный промысел – подмосковная гжель. Этот район, включающий 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие.

Гжельские мастера создали  нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным  изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся – не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Мелкая декоративная пластика создавалась и вне связи с  посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везет ребенка  на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа; старик дерется со своей старухой; мальчик-поводырь ведет нищего.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, взяв за основу образцы дорогого фарфора. Стараниями гжельских мастеров статуэтки приобретали черты, простой глиняной игрушки. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны ближнего Востока. Учитывая вкусы покупателей, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого азиатского фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX-начале XX веков получило название агашка. Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок, и было предано забвению. Только в 1940-1950 годах, благодаря исследованиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и работам московской художницы Н.И. Бессарабовой, искусство Гжели стало возрождаться. Основой возрожденного промысла послужило наследие гжельской майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Н.И. Бессорабова не только создала ряд предметов нового ассортимента: кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы, но и обучила мастериц забытым приемам кистевой росписи.

Скопин.Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопин Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной давно сложившегося здесь производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

До середины XIX в. глазури  здесь не применялись, а делали обычные  черные (синюшки) и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX –начала XX веков выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».

  1. Керамическое сырье

Глина – настоящий природный  материал, так давно известный  человеку. С ней удобно и просто работать, она сохраняет в себе тепло человеческих рук, «душу мастера», историю эпохи. Глина является незаменимым  материалом, в ней можно выразить себя.

Виды глины


Белая глина

Нарезанные куски глины, природная красная глина,фрагмент штампованного орнамента на красной глине

Молотый шамот

Глина для фарфора

Каменная глина.Керамический объект с художественной отделкой на основе магнезиумбиоксида.Работа А.Вилдроза из серии "Керамика".

Граненые гончарные изделия  перед обжигом.

Различные изделия из фарфора.

Шамотная глина.Гигантская скульптура из грубой керамики из серии "Двери", автора Мадола.


 

Природная красная  глина.В природе эта глина имеет зеленова­то-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Ре2О3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от тем­пературы или типа печи глина при­обретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 °С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

 

Белая глина. Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед  глазурованием рекомендуется выдерживать  работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора  называется бисквитным.)

Пористая керамическая масса. Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто - белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Грубокерамические материалы. Шамот. В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30-40 % собственно шамотной крошки крупностью 0,2—2,5 мм, а также готовые обожжённые изделия из этой массы: шамотные вазы. Шамот предназначен для производства огнеупорных изделий, бетонов, масс и мертелей в цехах комбината. Он представляет собой рубую керамическую массу, в состав которой входят главным образом неочищенная от примесей огнеупорная глина и перемолотый черепок битых капселей. Изделия из шамота грубозернисты, пористы, с шершавой поверхностью. В современной керамике часто используется для создания крупных монументальных декоративных произведений - садовых ваз, панелей и т.п. Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. — Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота.

Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в 1300°С.

  1. Как приготовить глину

Процесс изготовления керамики можно разделить на несколько  этапов. Сначала нужно подготовить  глину, затем сформовать изделие, нанести, если это необходимо, на его поверхность  декоративные элементы, высушить, обжечь в печи и остудить вместе с ней. Вот и вся премудрость.

Свежую глину оставьте на некоторое время на воздухе под навесом, защитив от прямых лучей солнца и пыли. Если она долго не высыхает, подсушите ее возле батареи, печи или в комнате. Подсушенную глину раздробите деревянным молотком, высыпьте в небольшую емкость и налейте воды столько, чтобы она покрывала глину слоем в 10 см. Размешайте все это деревянной лопаткой и оставьте на сутки. За это время глина осядет и образует желеобразную массу. Процедите ее через сито, переложите в широкую посуду и оставьте на несколько дней подсыхать. Лишнюю воду можно удалить после того, как глина осядет.

Когда влага выпарится, глину  перемните. Плохо перемятая глина  для работы не пригодна. Иногда приходится переминать по несколько часов, прежде чем она станет похожей на тесто, начнет легко отставать от рук и при сминании не будет трескаться. Хранить подготовленную для работы глину можно в оцинкованном ведре, покрыв влажной мешковиной.

Поскольку глин в природе  великое множество, единого рецепта  приготовления глиняной массы нет  и установить ее свойства можно только при помощи многочисленных проб. Качество сырья выяснится лишь во время  обжига изделия: если оно потрескалось, глиняная масса жирная и нужно  добавить песка, если очень хрупкое, следует ввести немного жирной глины.

Перед формованием любую  вылежавшуюся глиняную массу нужно  перемять и, как говорят профессионалы, “перебить”, чтобы удалить из нее  пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Скатайте на деревянной доске ролик из глины, возьмите его  двумя руками и, имитируя выкручивание белья, разорвите на две части. Затем  сложите, скатайте и опять разорвите. Повторите эту процедуру 20—25 раз. Однородность массы можно проверить, разрезав ее проволочкой и осмотрев структуру сечения.

 

Второй способ подготовки глины заключается в следующем. Руку с куском глины поднимите  над головой и бросьте его  с силой на стол, затем разрежьте  на две части и бросьте снова; опять разрежьте, но уже в другой плоскости, соедините противоположными концами; и так до 20 раз. После  этого глинистая масса становится совершенно однородной.

 

Часто, чтобы придать глине  те или иные качества, в нее вводят различные примеси. Например, для  ускорения сушки и обжига, уменьшения пластичности и усадки изделия добавляют  измельченный шамот с размером зерен от 0,5 до 2 мм. Однако нужно учесть, что, если из глины будут выполняться крупные предметы, шамот может составлять до 20 % массы, а если мелкие, с тонкой проработкой деталей, эту добавку применять нельзя.

Если в готовую глинистую  массу добавить окись железа, температура  ее спекания опустится до 900—930 °С.

При добавлении в глину  пемзы температура обжига снижается до 800—950 °С. В зависимости от жирности глины ее вводят от 10 до 40%.

Керамика станет легче, если к сырью добавить немного древесных  опилок.

  1. Формовка

Ручная лепка.

Ручная выделка сосудов  не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще  мастера, которые продолжают изготовлять  уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных  на гончарном круге. Но если возможности  гончарного круга ограничены изготовлением  изделий, имеющих форму тел вращения, то искусным рукам мастера подвластны любые формы. Сосуды, выполненные  без гончарного круга, высоко ценятся  в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные  всей стране гончары.

Информация о работе Художественная керамика