Лекции по "Системы и технологии еврологистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций

Описание работы

1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

Файлы: 1 файл

Лекции - Системы и технологии еврологистики.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

принцип надежности и адаптивности еврологистической системы.

 

2.2. Основные положения еврологистики.

В теории и практике исследований, изысканий и применений имеет  место некоторое множество различных концепций, а отсюда и определений логистики, однако все они имеют общими, по крайней мере, два основополагающих концепта:

1. Объектом логистики  является некоторый потоковый  процесс (как правило, многозвенный и многослойный – материализованный, финансовый, информационный, другого рода и их сочетания).

2. Охватывающая исследования  и изыскания некоторая системная  целостность, включающая все узлы и элементы потокового процесса, а также некоторые аспекты внимания (рассмотрения).

Отсюда и основные постулаты построения универсальной  концепции теории логистики  могут быть сведены к следующим четырем положениям.

– Объектом логистических исследований, изысканий и приложений являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономике воспроизводства и обращения.

– Предметом (т.е. что  в объекте исследуется) – является оптимизация соответствующих потоков.

– Оптимизация осуществляется сквозная (глобальная) с позиции  единого целого как системы.

– В основе методологии  синтеза, анализа и оптимизации  таких систем лежит парадигма – система концепций определенных объективно обусловленных направленностью и последовательностью исследовательской логики науковедческих дисциплин.

Еврологистика с точки  зрения теории – это новое научное  направление, связанное с разработкой  рациональных методов управления материальными  и информационными потоками с межгосударственными переходными процессами в границах Европы. С позиции науковедения еврологистика – наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно, с системных позиций, охватывает вопросы снабжения предприятий сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, переходные процессы организации сбыта и распределения готовой продукции с минимальной затратой трудовых и материальных ресурсов.

Методология теории еврологистики  как учение о комплексе методов  и средств изучения ее объекта и предмета исследования имеет несколько уровней общности – от методологической базы в форме парадигмы – системы концепций таких методологических дисциплин, как общая теория систем, кибернетика, исследование операций, прогностика, до специальных методов исследования.

В функционирующих еврологистических  системах постоянно возникают проблемы различной сложности. Причиной возникновения  проблемы является расхождение между желаемым и действительным результатом при неизвестных путях преодоления этого расхождения. Для решения проблемы необходимо выделить и достаточно чётко сформулировать цели логистического менеджмента, осуществление которых существенно снижает или устраняет различие между желаемым и действительным результатом, т.е. решает проблему.

Глобальная еврологистическая цель интеграции Украины в ЕС предполагает использование приёма декомпозиции, в результате которой формируются взаимосвязанные частные цели, которые в общем случае могут быть подвергнуты дальнейшему членению на более простые составляющие (подцели и задачи).

Согласно определению еврологистической  системы она представляет собой  совокупность элементов (предметов любой природы), находящихся в отношениях  и связях друг с другом. При объединении элементов в систему, последняя приобретает специфические системные свойства, не присущие ни одному из элементов. Эти свойства называют интегративными или эмерджентными. Свойства еврологистической системы шире суммы свойств составляющих её элементов.

Методологическим основанием подготовки и  обоснования решений по сложным проблемам научного, экономического и технического характера глобальных еврологистических систем является системный анализ. Привлечение методологических средств системного анализа для решения глобальных проблем обусловлено, прежде всего, тем, что приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, вызванной наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Приёмы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ рекомендует всесторонне  изучить проблему в еврологистических системах, выявив её масштабы, актуальность, источник возникновения, связи с другими проблемами, наличные ресурсы для её решения, возможность решения в приемлемые сроки. Все эти вопросы составляют предмет проблемного анализа, результатом которого является формирование системы согласованных или альтернативных целей деятельности, направленной на решение проблемы.

Эффективность еврологистической  цепи оценивается на основе решения  следующих задач:

- принятия решения относительно  допустимости практического использования способа действий в той или  иной ситуации;

- выявления вкладов (эффектов) различных факторов в общую эффективность операции, влияния взаимодействий факторов на эффективность;

- установления путей повышения  эффективности операции (выявления  резервов эффективности);

- выявления функциональных возможностей  технических средств, используемых в операции;

- сопоставления (сравнения) нескольких  альтернативных вариантов действий или технических средств, их ранжирование по уровням эффективности (установление отношения предпочтения на множестве возможных вариантов).

Процесс выработки решений в  сложных логистических системах изучается современной теорией решений. В рамках этой теории формируются принципы принятия решений, на основе которых вырабатываются подходы к отбору совокупности допустимых стратегий, к формальному описанию предпочтений лица, принимающего решения, к выбору принципов компромисса при наличии противоречивых интересов субъектов системы в условиях различной степени неопределённости обстановки и, наконец, к выбору рациональных способов использования активных средств в операции на основе выдвинутых критериев эффективности операций.

 

2.3. Дефиниции еврологистики.

На основе вышеприведенных  принципов и положений постулируются  предпосылки и утверждения, принимаемые в качестве исходных посылок дедуктивного построения теории еврологистики.

В качестве таких исходных посылок сформулированы и предложены нижеприведенные дефиниции.

Дефиниции (лат. definitio – определение) как логистическое определение понятий, установление их содержания и отличительных признаков составляют исходные положения еврологистики.

Еврологистическая стратегия формируется под влиянием факторов конкуренции, различий рыночного потенциала, смены технологий, доступности энергетических и иных материальных ресурсов, структуры каналов распределения, перспективы развития, правил межгосударственного регулирования.

Потоковые процессы: материальные, информационные, финансовые, энергетические, а также потоки услуг, объекты которых имеют надлежащее техническое и технологическое оснащение, и которые протекают в конкретных географических, политических, правовых, экономических и финансовых условиях между и внутри европейских стран составляют предмет еврологистики.

Еврологистический поток – { } – это синтез – поток состоящий из материальных { м}, информационных { и}, энергетических { э}, финансовых { ф} потоков и потоков услуг { у}, подчинённых целевой функции еврологистической системы. Он отражает совокупность потоков, происходящих в них процессов и участвующих при этом объектов, совокупность воспринимаемую как единое целое, существующую как динамический целенаправленный синтез – поток на некотором временном интервале.

;

Синтез структуры еврологистического потока основывается на принципах реализации целей и задач, цикличности структуры и размерности самой еврологистической системы и её функциональных подсистем.

Материальный поток – это материальные ценности (ресурсы, полуфабрикаты, готовая продукция), рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических и/или технологических операций функциональных подсистем еврологистики и отнесённые к определённому временному интервалу.

Материальный поток между рынками  сырья и рынками сбыта готовой  продукции, между поставщиком и  потребителем определяется спросом  и предложением. Уравнения спроса Д=f(П) и предложения S=f(П), решаемые совместно, позволяют определить установившийся объём материалопотока, который генерирует все остальные потоки системы.

Информационный поток  – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой еврологистической системе между её звеньями, её функциональными подсистемами или еврологистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих воздействий.

Энергетический поток – это направленное использование всех видов энергетических ресурсов, генерируемых исходными материальным, информационным потоком, потоками услуг в еврологистической системе, между её звеньями и функциональными подсистемами, а также внешней средой и обеспечивающих жизнедеятельность звеньев и еврологистической цепи в целом.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между нею и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Потоки услуг – целенаправленные действия посредников еврологистической системы, направленные на продвижение материальных потоков.

Взаимосвязанная совокупность перечисленных  выше факторов и условий приводит нас к понятию еврологистической  системы (ЕЛС).

Еврологистическая система (ЕЛС) – это взаимосвязанная совокупность средств, функций и управляющих воздействий на материальные, информационные и сопутствующие им потоки в географических, экономических, правовых и политических условиях стран Европы.

В этой связи и применительно к системам международного товародвижения – это технический комплекс, включающий:

- технические средства, коммуникации  и устройства всех видов транспорта;

- складское хозяйство промышленных  фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний;

- материально-техническую базу  стивидорных, брокерских и агентских  фирм;

- обустройства транспортно-экспедиторских  компаний для осуществления операций по подгруппировке, комплектации отправок и т.п.;

- материально-техническую базу  лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры;

- технические средства информационно-управляющих  систем.

Названная система охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, специальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, складского, информационного и иного обеспечения международных связей. Система товародвижения, выходящая за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная система.

Интегрированная еврологистическая  система предполагает сквозное управление всеми логистическими функциями как составляющими единого процесса управления потоками в системе.

Логистический канал (logistical chanеl) частично упорядоченное подмножество состоящее из подобъектов потребителя, поставщика, посредников, перевозчиков, страховщиков и других объектов и лиц, участвующих в товародвижении.

Логистическая цепь (logistical chain; supply chain) является в свою очередь подмножеством логистического канала и представляет собой линейно-упорядоченное подмножество участников доведения конкретной партии продукции до потребителя через звенья цепи.

Логистическая сеть – полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы.

Конфигурирование еврологистической  сети – определение состава звеньев системы, их мощности и размещение в пространстве в соответствии с принятой логистической стратегией. Структура еврологистической системы определяется также номенклатурой услуг, для оказания которых создается организация.

Логистический процесс (logistical process) как множество {В} функциональных процессов системы есть упорядоченная по оси времени последовательность операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место. Формой логистического процесса может быть, например, перевозочный процесс, технологический процесс грузопереработки на складе, таможенная переработка грузов, процесс снабжения пром. предприятия сырьём и материалами.

Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"