Лекции по "Системы и технологии еврологистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций

Описание работы

1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

Файлы: 1 файл

Лекции - Системы и технологии еврологистики.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

– техническая  сопряженность – в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средства как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами;

– технологическая  сопряженность – подразумевает  применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение;

– экономическая  сопряженность – общая методология  исследования конъюнктуры рынка  и построения тарифной системы.

К задачам транспортной логистики также относят:

– создание транспортных систем, в  том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей. Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами; транспортная цепь – этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта;

– совместное планирование транспортных процессов на различных видах  транспорта (в случае смешанных перевозок);

– обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

– совместное планирование транспортного  процесса со складским и производственным;

– выбор вида транспортного средства;

– выбор типа транспортного средства;

– определение рациональных маршрутов доставки.

Основная цель транспортной логистики, как и логистики в целом, –  минимизация издержек.

 

4.5. Информационная логистика.

Сущность информационной логистики. Информационная логистика – это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.

Задача информационной логистики заключается в доставке информации к и от системы управления предприятием. При этом каждый уровень иерархии предприятия должен получать только необходимую ему информацию, причем в требуемые сроки. Ниже приведена структура информационной пирамиды организации. Она отображает уровни иерархии предприятия и необходимую на этом уровне информацию.

Высший уровень руководства  – Информация для выработки стратегии  и политики для принятия решений.

Средний уровень руководства –  Управленческая информация для тактического планирования и принятия решений.

Контролирующий орган –  Информация для оперативного планирования и контроля.

Оперативный контроль – Обработка  оперативных сделок, ответ на запросы.

В ходе протекающих в логистической  системе процессов информационная логистика должна реализовывать следующие функции:

– сбор информации в местах ее возникновения;

– анализ информации и ее преобразование;

– накопление информации и ее хранение;

– транспортировка информации;

– фильтрация потока информации, т.е. отбор необходимых для того или  иного уровня управления данных и документов;

– объединение и разъединение информационных потоков;

– выполнение элементарно-информационных преобразований;

– управление информационным потоком.

 

ТЕМА 5

Управление  закупками

5.1. Обеспечение производства материалами.

5.2. Виды закупок.

5.3. Выбор поставщика.

 

5.1. Обеспечение производства материалами.

Методы материального обеспечения  производства можно разделить на две группы:

– показательный метод. Используется при единичном и мелкосерийном  производстве. Он целесообразен при приобретении высококачественных материалов и деталей с большими габаритными размерами, т.е. деталей, складирование которых связано большими затратами или затруднено. При данном методе приобретения материальных ресурсов запасы не создаются, они приобретаются только в случае возникновения потребностей. Заказы подразделяются на единичные и по нескольким позициям;

– материальное обеспечение на основе плановых заданий. Основано на детерминированном методе расчета потребностей. Исходными данными являются первичная потребность и спецификации. На их основе определяется вторичная и дополнительная потребность, если она возникает. Общая брутто-потребность рассчитывается как сумма первичной, вторичной и дополнительной потребностей. Далее рассчитывается наличный запас, равный сумме складского запаса и планируемого поступления за вычетом намеченного запаса и нетто-потребность. В процессе применения данного метода используются следующие понятия:

1. складской запас – количество  материалов, предназначенных для  производственного потребления и имеющихся в наличии по данным бухгалтерского учета. В целях реальной потребности в материалах складской запас делят на две части: материалы, которые выделены в распоряжение под намеченную программу выпуска, но еще не востребованные цехом, и материалы, которые еще можно получить (наличный запас);

2. намеченный запас – количество  материалов, предназначенных для  реализации и поэтому не рассматриваемых  как имеющиеся в распоряжении;

3. цеховой запас – материалы,  полученные со склада и находящиеся  в цехе с целью дальнейшей переработки;

– материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. Данный метод основан на создании дополнительного запаса материальных ресурсов на складах предприятия с целью покрытия любой возникающей потребности до прибытия новой поставки материалов. Он предполагает своевременное пополнение запасов. В процессе использования метода основная задача – определение времени поступления дополнительного заказа. Данный метод можно разделить на два подметода. Особенность первого – метода обеспечения своевременных заказов – фиксированный размер заказа. Второй – метод необходимой ритмичности – выделяется регулированием запасов с фиксированной периодичностью.

При планировании закупок после  определения потребности и расчета  количества часто возникает необходимость принять решение (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самому. Принятие решения по проблеме "Сделать или купить" базируется на учете внешних и внутренних факторов.

Преимущество самостоятельного производства: снижение зависимости предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия.

Преимущество внешних закупок: высокое качество и низкая себестоимость  комплектующих (вследствие специализации производителя).

К внешним факторам ПР относится  степень развития логистических  отношений в данной экономической  системе. Чем более развиты логистические  связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.

К внутренним факторам ПР относятся  условия на самом предприятии. Решение о выгодности закупок может быть принято  в случае, если:

– потребность в комплектующих  невелика;

– отсутствуют необходимые для  производства мощности;

– отсутствуют кадры необходимой  квалификации.

Решение о выгодности собственного производства может быть принято в случае, если:

– потребность в комплектующих  стабильна и достаточно велика;

– комплектующее изделие может  быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Помимо качественного анализа  перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.

Затраты на закупку определяются ценой  поставщика, но при этом включают затраты:

– на оформление заказа;

– транспортировку;

– страхование;

– упаковку;

– складирование;

– обработку (переработку, сортировку и т.п.);

– оплату персонала, связанного с  закупками.

Затраты на собственное производство состоят:

1. из затрат на производство  – стоимости сырья, энергии,  рабочей силы, хранения, накладных  расходов;

2. Возможных капитальных затрат  на организацию требуемого производства: покупку, доставку, монтаж оборудования, обучение рабочих.

Сравнив затраты на собственное  производство по каждому материалу (детали, изделию) с учетом необходимых капиталовложений, которые должны будут окупиться, и затраты на закупку, можно принимать окончательное решение.

 

5.2. Виды закупок.

Закупки в логистике снабжения  можно классифицировать следующим  образом:

1. по типу потребности: сырье,  особые товары, комплектующие, энергоресурсы,  вспомогательные материалы, инструмент, запасные части, упаковка, услуги;

2. частоте закупок: разовые, повторяемые,  редкие (эксклюзивные);

3. назначению: замещение запаса, обеспечение  потребности;

4. природе товарно-материальных  ценностей: физически, химические;

5. виду транспортировки: автомобильные перевозки, авиаперевозки, ж/д перевозки, речные и морские перевозки;

6. предназначению товара: для внутреннего  потребления, для конечного пользователя;

7. принципу Парето: товары классов  А, В, С.

Данная классификация приведена  для закупок производственных организаций. Кроме этой классификации, можно еще выделить международные и государственные закупки как отдельные виды.

Международные закупки, как правило, имеют место по причине более  низкой цены товара по сравнению с  ценой внутренних поставщиков. Также международным закупкам способствуют такие факторы, как:

– выгодный курс обмена валют;

– высокое качество;

– отсутствие товара на внутреннем рынке;

– высокое качество обслуживания;

– наличие дочерних предприятий  за рубежом и др.

В процессе принятия решения о закупке товаров за границей следует учитывать ряд факторов. Необходимо не только оценить товар  у поставщика, но и учесть увеличение цикла поставки в связи с оформлением таможенных документов, транспортными задержками. Вследствие этого увеличиваются общие расходы на закупку.

Государственные закупки также  имеют в своей основе методы закупочной логистики производственных организаций, но добавляют свою специфику. Государственные закупки направлены на гарантированное снабжение, повышение качества закупаемой продукции.

Основной особенностью государственных  закупок является то, что они осуществляются в строгих законодательных и бюджетных рамках. Это усложняет внесение изменений в процесс закупок и уменьшает их гибкость при изменении экономической ситуации. Еще одной особенностью государственных закупок является отсутствие конфиденциальности. Очень часто решение о выборе поставщика принимается на основе государственных целевых программ, направленных на поддержку предприятий в слаборазвитых районах, а не исходя из экономической выгоды. Контроль качества приобретаемой продукции является формальностью, а потребности удовлетворяются с опозданием. Все это усложняет грамотное решение логистических задач.

 

5.3. Выбор поставщика.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги и письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в том случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбора наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение тендера включает следующие этапы:

1. реклама;

2. разработка тендерной документации;

3. публикация тендерной документации;

4. приемка и вскрытие тендерных  предложений;

5. оценка тендерных предложений;

6. подтверждение квалификации участников  торгов;

7. предложение и присуждение контракта.

Организация конкурсных торгов –  сложная и многоплановая работа.

Тендерная документация, как правило, имеет довольно большой объем  и исполняет ряд важных функций, а именно:

– инструктирует участников тендера  о процедуре торгов;

– дает описание закупаемых товаров или услуг;

Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"