Лекции по "Системы и технологии еврологистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций

Описание работы

1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

Файлы: 1 файл

Лекции - Системы и технологии еврологистики.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Приазовский государственный  технический университет

Кафедра технологий международных  перевозок и логистики

 

 

 

 

 

 

 

Нефёдова  Я.И.

 

 

Конспект  лекций

по дисциплине "системы и технологии еврологистики"

(часть 1)

 

Для студентов специальности 7100 403

(дневная и заочная  формы обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь, 2007

Тема 1

Введение

1.1. Концепция еврологистики.

1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.

1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

 

1.1. Концепция еврологистики.

Еврологистика является составляющей частью общей стратегии  логистики. Разграничительную черту между внутренней и еврологистикой провести сложно. В основном еврологистика изучает движение товаров через национальные границы в Европе, а экономические особенности европейских государств и Украины диктуют условия этих переходных процессов, которые сводятся к гармонизации обычаев государств, технических, технологических, правовых, экономических и др. факторов.

С целью усовершенствования системы  пропуска через границу внешнеторговых и транзитных грузов в 2002 году Украина присоединилась к Конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границе и конвенции КОТИФ, что дало возможность унифицировать контрольные процедуры на границе и ускорить движение товаров.

В связи с приемом в члены  Евросоюза целой группы стран, в  том числе Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Прибалтийских стран, границы  ЕС реально достигли Украины, Белоруссии и России. Таким образом, таможенная граница ЕС совмещена с таможенной границей этих стран, и все таможенные процедуры выполняются здесь. Чтобы ускорить движение товаров, необходимо стремиться к гармонизации всех таможенных процедур, а также транспортного законодательства Украины и ЕС.

В связи с постоянным увеличение стран-членов ЕС, все большее распространение получает процедура общего транзита, позволяющая также перевозить товары автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом под таможенным контролем, как транзитом, так и до внутренних таможен назначения стран Сообщества Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Вышеградского соглашения.

Еврологистика как в  целом логистика базируется на трех взаимосвязанных в единой системе составляющих, а именно, средствах, функциях и управляющих воздействиях. Теоретическую базу-фундамент еврологистики составляют экономическая теория и межгосударственные отношения в Европе; закономерности глобализации процессов в Европе; теория переходных потоковых процессов через национальные границы; теория компромиссов и процессы интеграции Украины в Европейское Сообщество (рис. 1.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Концепция образовательного курса «Еврологистика».

Интеграция Украины  в содружество европейских стран  является одним из главных направлений в еврологистике.

Украина рассматривает  свои отношения с Европой как один из приоритетов своего внешнеполитического курса, ставит целью политической и институциональное сближение и постепенное продвижение к конечной цели: стать ассоциированным, а в перспективе – полноправным членом ЕС. Соответственно возникают новые задачи по реструктуризации украинской экономики, изменения механизмов сотрудничества  с ЕС, адаптации законодательства к правовому полю Евросоюза.

В структуре Комитета по вопросам сотрудничества Украина  – ЕС работают подкомитеты по ключевым вопросам соглашения о партнерстве; торговле и инвестициям, экономике, финансам и статистике; энергетике, сотрудничеству в гражданском секторе и охране окружающей среды; таможенного и приграничного (транспограничного) сотрудничества; угля и стали, горной промышленности, сырья и материалов; по транспорту, телекоммуникациям, науке и технологиям, образованию.

Концептуальную основу еврологистики составляют также  гармонизация стандартов Украины и Европейских стран. В настоящее время в Украине имеется свыше 22 тыс. стандартов, приблизившись по их количеству к уровню развитых стран. Однако показатель уровня гармонизации с международными стандартами составляет всего 10%. 90% стандартов не пересматривались на протяжении 10 лет. Для получения ассоциированного членства в ЕС уровень гармонизации должен составлять не менее 80%.

И если интеграция Украины  в содружество европейских стран  одно из главных направлений – то следует это направление обеспечить твердой теоретической основой.

Одним из инструментов этой теоретической основы и является еврологистика.

Под термином еврологистика  понимается стратегия и тактика  создания и управления большими системами с устойчивыми структурами материальных и информационных потоков, функционирующих на основе интегрированных интересов европейских государств – разделении труда, партнерстве и кооперировании, закономерностях рыночной экономики.

Предметом теории еврологистики  являются:

- закономерности функционирования  и развития в европейском масштабе  рыночной системы организации хозяйственной жизни;

- закономерности глобализации  и формирования потоковых процессов  совокупного спроса и совокупного  предложения на товары и факторы  производства, находящиеся в международном обороте;

- теория компромиссов  и процессов интеграции в Европейское  сообщество, инструменты анализа и программирования открытой национальной экономики в условиях взаимодействия со странами Европы.

В глобальных еврологистических  цепях увеличивается отдача от вложенного капитала за счет более низких тарифов логистических посредников, лучших финансовых условий. Созданию еврологистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети.

В практике реализации еврологистики  представляет интерес опыт стран ЕС, осуществляющих разработки в рамках программ и проектов Collomodul, Hermes, Docimel, TEDIM, TACIS.

В то же время, опираясь на достижения в области логистики в Европе и США нельзя не учитывать особенность национальной экономики.

Для базы знаний в области логистики их можно сформулировать следующим образом.

- Существует фактор  перехода от воспринятой несколькими  поколениями идеологии деления Европы на капитализм и социализм к рассмотрению современного мира как взаимосвязанного целого с едиными общими закономерностями экономического развития.

- Существует значительный  разрыв между теоретическими  постулатами в переводных и во многих отечественных учебниках, пособиях, монографиях применимым в основном к идеальным ситуациям и между только еще формирующейся в бывших социалистических странах несовершенной, подчас искаженной системой рыночных отношений.

- Необходимо рассматривать  важнейшие базисные структуры  еврологистики, такие с помощью которых отдельные страны формируют глобальную систему международных экономических отношений.

- Необходимо на уровне  связать теорию экономических  отношений между субъектами национально обособленных, суверенных территорий, с реалиями украинской экономики.

- Наряду с традиционным  содержанием материального потока  еврологистических систем появляются новые формы быстро увеличивающейся «невидимой торговли» – долгосрочная аренда оборудования, консалтинговые услуги, сбор, хранение и передача информации и т. п.

В странах Западной Европы уже сложилась определенная система  логистического образования, включая лекционные курсы, лабораторные практикумы и целевую подготовку специалистов в области международной логистики, логистики менеджмента, общей логистики.

Вслед за этим в 80-х годах  началась активизация образования  в Центральной и Восточной Европе. Этот опыт и непосредственное участие в европейских логистических образовательных программах стали основой постановки, начиная с 1995г. курса «Еврологистика» в Приазовском государственном техническом университете.

 

1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.

Одним из феноменов XXI века в мировой экономике является глобализация и в том числе глобализация логистических процессов в Европе.

Под термином «глобальная  логистика» понимается стратегия и  тактика создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих материальные потоки различных стран на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные материальные и финансовые потоки будут сосредоточены в треугольнике США – Европа – Дальний Восток.

Глобальные логистические  системы являются мощным средством  экономии дефицитных национальных ресурсов: материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей, причем они являются необходимыми элементами расширенного воспроизводства. Именно глобальные логистические системы позволяют в современных условиях найти наиболее продуктивные варианты и формы организованных товарных рынков и материальных потоков.

Следует воспринять глобальные подвижки в мире  и в соответствии с ними выстроить свою национальную систему внешнеэкономических связей. При этом необходимо обратить внимание на ряд принципиальных новаций и связанных с ними процессов:

  • формирование геоэкономического пространства на смену мировому рынку как результат взаимопроникновения между геоэкономикой, геофинансами, геоуправлением, геосознанием, этнокультурами, правовыми системами и другими компонентами;
  • массовую замену публичных субъектов международного общения (государств) на частные (воспроизводственные анклавы новых мирохозяйственных структур);
  • превращение мирового хозяйства в единую «мегакорпорацию», функционирующую вне национально-государственных образований.

Важным для развития экономики Украины является опыт стран ЕС формирования глобальных торговых, транспортных  и телекоммуникационных логистических систем, разрабатываемых в рамках программ и проектов, например, «Collomodul», «Hermes», «Docimel», «TEDIM». Целью большинства этих проектов является повышение эффективности  и качества сервиса при управлении товародвижением, улучшение экологии, снижение логистических издержек (в частности, на транспортировку и управление запасами) за счет снятия таможенных, тарифных, налоговых и других барьеров, рационализации грузопотоков, создания сети распределительных логистических центров, формирование торговой, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Для Украины формирование и развитие глобальных торговых, транспортных и информационных логистических систем имеет основополагающее значение, т. к. позволяет ускорить интеграцию в европейское экономическое и информационное пространство.

Основными движущими  силами глобализации в логистике  являются:

  • экономический рост;
  • перспективы развития глобальных рынков;
  • регионализация;
  • глобальная конкуренция;
  • экспансия технологий;
  • дерегулирование транспорта и развитие логистической инфраструктуры.

Возрастающая роль европейских  стран во внешней торговле делает необходимым обобщение  и развитие еврологистических методов и технологий.

Уже со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Так, если в 1950 году на долю США приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1990 году – только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа – главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.

Наилучших результатов  в глобальной логистике добиваются за счет пяти основных комплексных факторов: позиционирования, интеграции, гибкости, измеримости, регионализации.

Концепция позиционирования определяет отличительные особенности  Украины в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция является основным фактором ГЛС. Она достигается  путем использования современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Это подразумевает высокую степень связности партнеров, обмен данными между ними в стандартизированных форматах (например, EDIFACT), как правило, в режиме реального масштаба времени («on line»).

Гибкость – фактор быстрого реагирования на специфические  запросы потребителей, позволяет адекватно вносить изменения, как в производство, так и в дистрибъюцию.

Измеримость характеризует  наилучшие глобальные компании с  позиций возможности мониторинга логистического менеджмента и идентификации возможностей фирмы в плане дальнейшего улучшения ее деятельности на еврорынке.

Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные особенности глобальной логистики наиболее ярко проявляются для стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне.

Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"