Лекции по "Таможенной системы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.


Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.

Файлы: 1 файл

ВОПРОСЫ ПО ТАМОЖЕННОМУ ПРАВУ.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)
  1. Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.

 

 

Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.

Таможенное дело по своему составу  и структуре – явление сложное, многоплановое, оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части – административного и административно-процессуального; гражданского; уголовного; трудового и других отраслей права, а в определенной части – и международного права.

Если попытаться классифицировать общественные отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, то в соответствии с принятой структурой таможенного дела, они могут быть представлены в следующем виде.

Первая группа – общественные отношения  в сфере таможенной политики;

вторая – отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

третья – отношения, характеризующие  статус таможенных режимов;

четвертая – отношения в области  таможенно-тарифного регулирования;

пятая – отношения в области  взимания таможенных платежей;

шестая – отношения, связанные  с таможенным оформлением;

седьмая – отношения в области  таможенного контроля;

восьмая – отношения в сфере  таможенной статистики;

девятая – отношения, связанные  с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

десятая – отношения, связанные  с нарушением таможенных правил и  ответственностью за них;

одиннадцатая – отношения, возникающие  в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая – отношения, возникающие  в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил.

С помощью таможенного регулирования  государство влияет на внешнеэкономический  оборот страны, а также на свой внутренний рынок путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений  на ввозимые и вывозимые товары. Государственное таможенное регулирование импорта и экспорта товаров есть мера объективная, так как от того, как это регулирование будет построено, во многом зависит степень развития экономики страны.

Благодаря постоянному контролю потока товаров через таможенную границу государство стремится обезопасить как свои собственные интересы, так и интересы граждан.

Так, увеличение потока товаров через  таможенную границу, особенно в последние  десятилетия, благодаря переменам, связанным с либерализацией внешнеэкономической деятельности России, заставило ее руководство проводить более грамотную и взвешенную таможенную политику.

Она заключается в тщательных и продуманных импортно-экспортных связях с другими участниками торговых отношений, а именно – установление различного рода взиманий на ввоз-вывоз различного рода товаров из страны (экспорт) устанавливаются одни таможенные пошлины, а на товары, в недостаточном количестве ввозимые в страну (импорт), – другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации.

 

 

 
           Акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации. А также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

1) регулирование отношений, связанных  с ввозом товаров в Российскую  Федерацию и вывозом товаров  из Российской Федерации, их  перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов  государственной власти Российской  Федерации по предмету правового  регулирования настоящего Федерального  закона;

3) определение прав и обязанностей  лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных  основ деятельности таможенных  органов Российской Федерации  (далее - таможенные органы);

5) регулирование властных отношений  между таможенными органами и  лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию  и вывозимыми из Российской  Федерации.

1. Общее руководство таможенным  делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

 Международными договорами, составляющими  договорно-правовую базу Таможенного  союза, может быть предусмотрено  применение актов законодательства  Российской Федерации о таможенном  деле и иных правовых актов  Российской Федерации в области таможенного дела на территории государства - члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация.

  Международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено применение актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

 

 

Статья 19 ТК закрепляет, что все  лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Кроме того, право на ввоз и вывоз товаров тесно связано с рядом общепризнанных норм международного права: ст. 13 и ст. 17 Всеобщей декларации прав человека; ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и др. Обеспечение этого права приобретает особое значение для развития международных гуманитарных контактов. Вот почему государства, подписавшие 1 августа 1975 года в Хельсинки Заключительный акт

Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, большое  внимание уделили "технической стороне" (в том числе и упрощению  таможенных процедур) осуществления  гуманитарных контактов и регулярных встреч на основе семейных связей, поездок по личным или профессиональным причинам, встреч между молодежью, туристических поездок по индивидуальной или коллективной основе     

 В части 2 комментируемой  статьи установлено, что никто  не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК и иных законодательных актах. Должностные лица таможенных органов не могут произвольно, не опираясь на закон, лишить человека права на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств.    

 Законодательный акт  может предусматривать определенные  ограничения  реализации права  на ввоз и вывоз товаров  и транспортных средств. Как  правило, такие ограничения направлены на защиту публичного порядка и нравственных устоев общества.    

 Осуществление гражданином  права на ввоз и вывоз товаров  и транспортных средств не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.ст.17КонституцииРФ).     

 Статья 20 ТК устанавливает правовые основы запрещения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств.

В ТК приводится перечень оснований  для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства:    

1) соображения государственной  безопасности;    

2) защита общественного  порядка;    

3) защита нравственности  населения;    

4) защита жизни и здоровья  человека;    

5) охрана окружающей  природной среды;    

6) защита животных и  растений;    

7) защита художественного, исторического и археологического достояния

народов Российской Федерации  и зарубежных стран;    

8) защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной

собственности;    

9) защита интересов российских  потребителей ввозимых товаров.

Прежде чем говорить о правилах перемещения товаров через границу, целесообразно уточнить, что подразумевается под термином «товар». В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза «товар - это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки и т.д. При этом важно, что для таможенных целей существует четкое разделение на товар для личного пользования и товар для коммерческих целей.

Итак, при перемещении через  таможенную границу Таможенного  союза (напомним, что в Таможенный союз входят Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан) товаров для личного пользования, необходимо:

1) заполнить пассажирскую таможенную  декларацию в случае, если имеются  товары, подлежащие декларированию;

2) предоставить таможенному органу документы, на основании которых заполнена пассажирская таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

3) предъявить декларируемые товары  по требованию должностного лица таможенного органа;

4) в случае необходимости уплатить  причитающиеся таможенные платежи  или обеспечить уплату таможенных  пошлин, налогов.

При следовании через таможенную границу  Таможенного союза таможенному  декларированию подлежат (заполняется пассажирская таможенная декларация):

1) ввозимые товары, таможенная стоимость  которых превышает 1500 евро в  эквиваленте и (или) общий вес  которых превышает 50 кг;

Информация о работе Лекции по "Таможенной системы"