Лекции по "Таможенной системы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.


Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.

Файлы: 1 файл

ВОПРОСЫ ПО ТАМОЖЕННОМУ ПРАВУ.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

3. Рассмотрение жалобы на решение,  действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.

4. При обжаловании в упрощенном  порядке по желанию лица, обратившегося  с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа  составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке.

В случае отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа.

 Форма акта определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке подписывается должностным  лицом таможенного органа, рассматривающим  жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой.

 Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

5. Рассмотрение жалобы на решение,  действие (бездействие) должностного  лица таможенного органа в  упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

6. Акт о рассмотрении жалобы  на решение, действие (бездействие)  должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке может быть обжалован в общем порядке в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

акрепляя основные способы обжалования, п. 1 ст. 46 ТК РФ предусматривает возможность  досудебного и судебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (обращение с жалобой в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд). Однако по сравнению с обязательным двухступенчатым порядком обжалования, который был предусмотрен ТК РФ 1993 года, новый ТК устанавливает более демократичный – альтернативный порядок, в соответствии с которым лицо по своему усмотрению определяет, обращаться ли ему с жалобой непосредственно в суд либо сначала в таможенные органы, а потом в суд.

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Во избежание принятия по одному спору двух решений законодатель предусмотрел и последствия изменения лицом выбора процедуры обжалования, отдав приоритет в принятии решения по жалобе суду, т. е. жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, будет рассматриваться только судом.

Таким образом, выбор между досудебным и судебным порядком обжалования  предоставлен лицу, подающему жалобу.

До 2004 года суды в России отказывали в принятии жалобы к рассмотрению по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования таможенных споров. Однако такое положение весьма ограничивало возможности защиты своих прав и законных интересов участниками внешнеэкономической деятельности.

 

Статья 47 ТК РФ определяет порядок  подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы. Данная статья регламентирует порядок досудебного обжалования.

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа  подается в вышестоящий таможенный  орган;

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица  таможенного органа подается  в таможенный орган, в котором  проходит службу (замещает государственную  должность) это лицо;

3. Жалоба на решение, действие (бездействие) начальника таможенного  органа подается в вышестоящий таможенный орган;

4. Жалоба на решение, действие (бездействие) Федеральной таможенной  службы России подается в этот  орган.

В соответствии с пп. 3 п. 1. ст. 47 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуются.

Согласно п. 2 ст. 47 ТК РФ таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.

Законом предусмотрена дополнительная гарантия надлежащего рассмотрения жалобы, поступившей в таможенный орган. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать (прежде всего имеются в виду случаи ошибочной подачи жалобы в ненадлежащий таможенный орган), он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с положениями ст. 47 ТК РФ, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу. Указанная норма преследует цель обеспечения реагирования на обращение лица в максимально короткие сроки.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой статус декларанта.

 

 

 Понятие декларанта - одно из наиболее важных в  понятийном аппарате таможенного законодательства. Не случайно определение декларанта содержится в ряде нормативных актов по таможенному делу. В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" декларант - это "лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее и предъявляющее товары для целей таможенного оформления" (ч. 7 ст. 5). ТК приводит определение декларанта дважды (ч. 10 ст. 18; ч. 1 ст. 172), но, к сожалению, ни одно из них не содержит сущностной характеристики этого субъекта таможенных правоотношений. В ТК законодатель только отвечает на вопрос, кто может быть декларантом. По действующему законодательству декларантом может выступить:    

1) лицо, перемещающее товары и  транспортные средства;    

2) таможенный брокер.    

 Понятие и правовой статус  таможенного декларанта установлен в гл. 24

ТК (ст. 157-163). Под "лицами, перемещающими  товары и транспортные средства", понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами  либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с  российским таможенным законодательством для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК, от собственного имени (ч. 9 ст. 18 ТК). Примером последних могут быть лица, управляющие транспортным средством: "При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу краткой декларации, таковым для таможенных целей является капитан, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством".     

 Декларантом может быть только  российское юридическое или физическое  лицо. Иностранное лицо может выступать декларантом в случае перемещения через российскую таможенную границу иностранными физическими лицами товаров не для коммерческих целей.    

 При определении правового  статуса декларанта законодательство  особо обращает внимание на  то, что, независимо от того, является ли декларант лицом, перемещающим товары и транспортные средства, либо таможенным брокером, он выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную российским законодательством.     

 Современное таможенное право Российской Федерации демонстрирует примеры нового подхода к определению понятия декларанта, устанавливая начала равных взаимоотношений таможенных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности.

Это находит свое выражение в: положениях, фиксирующих материальную ответственность таможенных органов за причинение своими действиями ущерба участникам внешнеэкономических связей;     

- четко определенной процедуре  обжалования принятых решений,  действий или бездействий должностных  лиц таможенных органов, вплоть до обращения в суд;    

- установлении обязанности должностных  лиц таможенных и налоговых  органов не разглашать находящуюся  в их распоряжении внешнеэкономическую  информацию, носящую конфиденциальный  характер.    

 Все основные особенности института декларирования так или иначе связаны с "пограничным" характером таможенного регулирования. Это и возможность делегирования налоговых обязательств иному лицу, самостоятельно действующему по этому вопросу с таможенным органом, и обязательное обеспечение фискальных интересов государства: декларант может вступать в таможенно-тарифные отношения, только имея гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов.    

 В таможенно-тарифном механизме  декларант - это не только лицо, обладающее правом подать в  таможенный орган декларацию, служащую основной для расчета таможенных платежей (в ряде случаев должностное лицо таможенного органа может не принять стоимостные характеристики, содержащиеся в декларации, и воспользоваться своими оценками или справочными данными), но прежде всего лицо, принимающее на себя обязательство по уплате таможенных пошлин и налогов. Поэтому таможенно-тарифное законодательство при множественности лиц, которые могут быть наделены правом подачи таможенной декларации (владелец товара, перевозчик товара, таможенный брокер и т.д.), как правило, не отдает предпочтение никому из перечисленных потенциальных декларантов. Такое "безразличие" к конкретной личности декларанта объясняется тем, что он воспринимается преимущественно как плательщик установленных экспортно-импортных налогов, а поэтому таможенные органы интересуются в первую очередь проблемой обеспечения уплаты таможенных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Правовой статус уполномоченного экономического оператора.

 

Что касается процедуры получения статуса уполномоченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу, во-вторых, по оценкам экспертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной  внеплановой проверки, может составить около 9 месяцев.

В итоге, что дает юридическому лицу статус уполномоченного экономического оператора:

1. Прежде всего, речь идет  о возможности хранить и осуществлять таможенное оформление ввозимых в Таможенный союз товаров на площадях (складах) оператора, выпускать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.

2. Уполномоченному экономическому  оператору предоставляется возможность  осуществления доставки иностранных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутренний таможенный орган).

3. Отсутствуют ограничения по  местам декларирования отдельных  категорий товаров. 

4. Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и(или) периодической декларации; периодическое таможенное декларирование.  

5. При применении уполномоченным  экономическим оператором предварительного  декларирования (т.е. подача таможенной  декларации в отношении иностранных товаров до их прибытия на таможенную территорию ТС) таможенный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров. 
Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров.

6. Более того, уполномоченный экономический  оператор имеет право «выпускать  товары до подачи таможенной  декларации с уплатой платежей»,  получая тем самым на срок  от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку  таможенного платежа.

7. Уполномоченный экономический  оператор может указывать один  классификационный код ТН ВЭД  в отношении товара в несобранном  или разобранном виде, в том  числе в некомплектном или  незавершенном виде, ввоз или  вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями

8. Кроме того, предусматривается  возможность заключения между  уполномоченным экономическим оператором  и таможенным органом специального  соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи таможенных пломб и иные вопросы.

Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия  применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на переработку.

9. Относительно таможенного транзита, уполномоченному экономическому оператору предоставлено право  доставки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа,

Информация о работе Лекции по "Таможенной системы"