Лекции по "Таможенной системы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Характеристика таможенного права как отрасли в правовой системе Российской Федерации.


Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ)). За счет таможенного регулирования государство обеспечивает прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства.

Файлы: 1 файл

ВОПРОСЫ ПО ТАМОЖЕННОМУ ПРАВУ.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

2) ввозимые и вывозимые наличные  денежные средства (банкноты, казначейские  билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;

3) ввозимые и вывозимые денежные  инструменты (векселя, банковские  чеки, ценные бумаги);

4) драгоценные металлы: ввозимые  временно, вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий);

5) драгоценные камни: ввозимые  временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный  жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные  янтарные образования;

6) культурные ценности;

7) вывозимые государственные награды  Российской Федерации;

8) животные и растения, находящиеся  под угрозой исчезновения, их  части, а также полученная из  них продукция;

9) оружие и боеприпасы;

10) ввозимые алкогольные напитки  в количестве, превышающем 3 литра;

11) наркотические средства и  психотропные вещества в виде  лекарственных средств по медицинским  показаниям при наличии соответствующих  документов;

12) радиоэлектронные средства и  (или) высокочастотные устройства  гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;

13) товары для личного пользования,  ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое  лицо имеет несопровождаемый  багаж;

14) иные товары, определенные таможенным  законодательством Таможенного союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система, задачи и правовой статус таможенных органов Российской Федерации.

 

 

Таможенный орган – это федеральный  орган исполнительной ветви власти, наделенный особыми функциями, который  является основным в таможенной политике РФ.

Система таможенных органов – совокупность таможенных органов (ст. 402 Таможенного  кодекса РФ). Таможенные органы могут  осуществлять как исполнительную, так  и распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в осуществлении ими своих непосредственных функций в компетентных рамках. Распорядительная деятельность таможенных органов может определяться в строго очерченных границах различных положений, предусмотренных в таможенном деле.

В соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса РФ система таможенных органов РФ содержит в себе:

федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. Иными  словами, речь идет о Государственном  таможенном комитете – ГТК России, который находится в ведении  Министерства экономического развития и торговли РФ;

региональные таможенные управления;

таможни;

таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 Таможенного  кодекса РФ функции таможенных органов  заключаются в следующем:

осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и  компенсационных пошлин, таможенных сбор, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

обеспечение соблюдения порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

ведение борьбы с контрабандой и  иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

осуществление в пределах своей  компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

ведение таможенной статистики внешней  торговли;

обеспечение выполнения международных  обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление  сотрудничества с таможенными и  иными компетентными органами иностранных  государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

проведение научно-исследовательских  работ в области таможенного  дела.

Принципы деятельности таможенных органов:

законности;

приоритета прав и свобод человека и гражданина;

федерализма;

сочетания единоначалия и коллегиальности;

единства и целостности системы  таможенных органов;

единства целей и задач таможенных органов.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) в соответствии с содержанием Таможенного кодекса  РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет, позже преобразованный в ФТС РФ) является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.

Основными задачами РТУ РФ, закрепленными  в Общем положении о РТУ  РФ (утв. Приказом ГТК РФ от 10 января 1996 г. № 12 (Приложение № 1)), являются: реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ; обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов; организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела и пр.

Основными функциями РТУ РФ в  соответствии с Общим положением являются: разработка и peaлизация программ развития таможенного дела на территории подведомственного региона; организация, координация и контроль начисления и взимания нижестоящими таможенными органами таможенных платежей; организация, координация и контроль производства нижестоящими таможенными органами таможенного оформления товаров и транспортных средств; организация, координация и контроль деятельности нижестоящих таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела и пр.

Основными правами РТУ РФ, предусмотренными Общим положением о РТУ РФ (ст. 4), являются:

издавать в пределах своей компетенции  индивидуальные (т. е. ненормативные) правовые акты, обязательные для исполнения теми участниками таможенных отношений, которым они адресованы в подведомственном РТУ РФ регионе;

взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

контролировать в рамках своей  компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической сферы  и пр.

Возглавляет региональные таможенные управления начальник, который назначается председателем ГТК РФ.

Таможня РФ входит в единую систему  таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК РФ и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена.

Основными функциями таможни, предусмотренными Общим положением о РТУ РФ, являются:

обеспечение в подведомственном регионе  правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики РФ;

обеспечение правильного применения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

начисление таможенных пошлин, налогов  и иных таможенных платежей;

информирование и консультирование заинтересованных граждан по таможенным вопросам;

Таможенные посты действуют  под контролем таможен либо РТУ РФ. Они занимаются взиманием различного рода таможенных платежей, осуществляют таможенный контроль и пр.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов.

 

 

Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей, влекут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Должностные лица таможенных органов  Российской Федерации не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Кодексом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

должностным лицам относятся граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном  настоящим Законом, присвоены специальные  звания (ст. 3 Закона). Статьей 5 Закона установлен перечень специальных званий от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации.

К числу работников относятся должности, перечень которых устанавливает  председатель ГТК РФ, которые предусмотрены  в штатном расписании таможенных органов для технического обеспечения их деятельности.

Очевидно, что достаточно неопределенный термин "должностное лицо", сформулированный в данном Законе, имеет мало общего с понятием, установленным в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, где должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Анализ двух названных определений показывает, что понятие "должностное лицо" в Законе в целом значительно шире, чем в примечании к ст. 285 УК РФ.

Безусловно, сотрудник таможенного  органа только тогда является субъектом  должностного преступления, то есть "должностным  лицом" в уголовно - правовом значении этого термина, если он, при совершении конкретных общественно опасных деяний вопреки интересам службы в таможенных органах, подпадает под признаки, изложенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ.

В соответствии с Законом, служба в  таможенных органах является особым видом государственной службы граждан  РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 Закона "О службе в таможенных органах").

Граждане РФ, работающие в таможенных органах РФ, являются государственными служащими государственного органа, поскольку ГТК РФ (и подчиненные ему подразделения) относится к числу исполнительных органов государственной власти и является правоохранительным органом.

Далее: при решении вопроса о  наличии или отсутствии у конкретного таможенника статуса должностного лица необходимо установить, какие из трех видов полномочий: организационно - распорядительные, административно - хозяйственные или функции представителя власти он использовал (или не использовал) при совершении конкретных общественно опасных деяний.

Пленум Верховного Суда РФ в своем  Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что:

- организационно - распорядительные  функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий;

- к административно - хозяйственным  функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) и таможенных органов и их должностных лиц.

 

 

 

 

 

1. В упрощенном порядке могут  быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица  таможни или таможенного поста  в связи с ввозом в Российскую  Федерацию и (или) вывозом из  Российской Федерации товаров,  стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей.

2. Упрощенный порядок обжалования  решения, действия (бездействия)  должностного лица таможни или  таможенного поста заключается  в обращении лица с устной  жалобой к вышестоящему должностному  лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.

Информация о работе Лекции по "Таможенной системы"