Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

материала и анализ смысловых  механизмов, с помощью которых  в тексте оформляются различные умозаключения и доказательства (совпадение объективного и субъективного); проверку, оценку, а в случае необходимости и совершенствование имеющейся в тексте аргументации (совокупность приемов, при помощи которых доказываются или обосновываются выдвигаемые автором положения).

Весомые, логически правильные и действенные аргументы позволяют читателю не просто воспринимать предлагаемую ему информацию как достоверную, но и формировать на этой основе твердые убеждения.

Убеждение – система взглядов и представлений (концепций) личности о мире в целом или отдельных его сторонах, о социальных ценностях и идеалах, а также о вытекающих из этих концепций практических следствиях, детерминирующих поведение человека.

Убеждения охватывают познавательную сферу личности человека, проявляются  в эмоциональных и волевых  актах, в поведении человека.

Характер издания обусловливает  выбор либо сложной системы теоретических  доказательств (научная литература), либо обоснования при помощи отдельных ярких и доходчивых фактов (публицистика, научно-популярная литература), дедуктивных или индуктивных способов аргументации.

е) вопросы композиции

Композиция – (в переводе с латинского «сочинение», «составление») построение литературного произведения, объединяющее все его элементы в единое целое.

Задача – установить продуманное  соотношение объемов различных  частей рукописи.

На протяжении всего процесса логического деления (рубрикации) члены деления должны исключать один другого и логическое деление должно быть соразмерным (сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого имени).

Редактор устанавливает  логическую правильность структуры, взаимоподчиненность частей (логические характеристики мышления: логично-нелогично, последовательно-противоречиво, обоснованно-необоснованно).

Художественное  произведение строится по законам сюжета, нехудожественное – по законам плана, чему соответствуют также приемы изложения, которые в первом случае будут художественными, а во втором – научными или публицистическими.

Группы текстов:

- повествования.  В основе расположения материала  лежит хронологический принцип, отражается ход событий во времени;

- описания. Признаки  и свойства перечисляются в  определенной последовательности. Нескольким предметам может приписываться один и тот же

признак или  одному предмету – ряд признаков.

- рассуждения.  Умозаключения, опирающиеся на конкретные факты. Появляются в результате мыслительного процесса, когда из одного или нескольких высказываний выводится другое высказывание.

Повествования и описания можно назвать сложными конъюнкциями, т.е. такими текстами, в  которых каждое последующее высказывание как бы присоединяет к информации, сообщенной в предыдущих высказываниях, нечто новое. Эквивалентом такого присоединения можно назвать союз «и» или знак его заменяющий (например, «точка»).

В основу текстов-рассуждений  положена импликативная связь, представляющая собой абстрактную схему различных высказываний, построенных при помощи союза «если, то» или его эквивалентов.)

То есть при  оценке повествований и описаний обращают главное внимание на то, насколько удачно выделены узловые факты, ясна их сущность, выдерживается ли необходимая последовательность изложения, понятна ли связь одного явления с другим.

При разборе  рассуждений делается упор на структурную  зависимость между их посылками и выводами. Если в рассуждении что-то доказывается проверяют истинность значения аргументов.

В редактировании описательных и повествовательных текстов  решающее значение имеет фактическая  проверка их составных частей, в  разборе рассуждений – оценка того, вытекают ли одни мысли из других, есть ли здесь «отношение следования».

Дефиниции – (в переводе с латинского «определение») вид  текстовых конструкций. Основная цель – раскрыть содержание соответствующего понятия, выявить сущность определяемого объекта.

Классификация определений  с учетом их целевых установок, методов построения и структурных особенностей:

- аналитические (или регистрирующие). Направлены на возможно более  полное и точное выявление  содержания соответствующего понятия,  на регистрацию значения того или иного термина (при построении используются: логический прием «определение через родовое отличие»;  правило, предостерегающее против ошибки «неизвестное через неизвестное»; правило адекватности, когда определяемое и определяющее понятия должны быть равнообъемны, взаимозаменяемы);

- синтетические. Их задача – внесение добавочных элементов в значение

употребляемых терминов, а  иногда введение принципиально новых  единиц научной или технической лексики.

Определения могут  быть краткими и развернутыми, универсальными или выдвигать одну из сторон понятия, явным и неявным (контекстуальными).

Во всех случаях  определение может быть заменено характеристикой, в которой получат отражение те стороны понятия, которые для него особенно существенны.

ж) требования к заглавиям

  1. Заглавие должно быть органически связано с текстом, входить в ткань произведения.
  2. Простота, точность, конкретность, яркость, а для художественных произведений еще и эстетическая выразительность.
  3. Отвечать содержанию, не быть грубыми, скучными, длинными (многословными), слишком специальными.

Основные (общие):

- соответствовать  содержанию и идее произведения

- быть точным

- ясным

- простым

- кратким

- оригинальным

Для нехудожественного  произведения:

- заглавие должно  состоять в основном из ключевых (значимых) слов; число не ключевых слов, необходимых для того, чтобы придать заголовку законченный вид, следует ограничить возможным минимумом.

- ключевые слова  в заглавии надо подобрать  так, чтобы они однозначно выражали  содержание понятий;

- не стоит  использовать многозначные слова,  которые неизбежно влекут за  собой различные толкования смысла.

- очень важно,  чтобы слова, которые входят  в названия, были ясны не только  в контексте, но и сами по себе. В заголовках не место для новых терминов, а также для слов узкопрофессионального и местного значения.

- заглавие не  должно содержать в себе слишком  много (пусть и значимых) слов, сложных синтаксических конструкций, включающих, в частности, причастные и деепричастные обороты, придаточные предложения, вводные слова.

- заглавия сборников  (изданий, содержащих ряд произведений  одного или нескольких авторов, произведений, подобранных с определенной тематикой) должны в идейно-тематическом плане как бы объединять все материалы.

- не должен  быть шаблонными, трафаретными.

Роль редактора  – показать недостатки предложенного  автором варианта, подсказать пути поиска нового заголовка, предложить более  приемлемое решение.

 

 

 

 

20. Беларуская арфаграфiя: гiсторыя станаўлення i сучасная праблематыка. Аб новая рэдакцыi "Правiл беларускай арфаграфii i пунктуацыi".

2010 г. ў дзеянне ўступ  Закон РБ “Аб правілах беларускай  арфаграфіі і пунктуацыі”, прын. 23 ліпеня 2008 г. 1 реф. -1933 г. 2 реф - ў  1959. Абвастрыл. праблема бел. правапісу  ў кан ХХ ст., калі істотна абнавіўся слоўнікавы склад беларускай мовы, лексіка папоўнілася запазычаннямі. Назір памкнен вярнуцца да дарэф правапісу 1933 г. У нек выд. прапануецца пісаць арытмэтыка (арыфметыка), лябірынт (лабірынт), сылюэт (сілуэт), філязофскі (філасофскі), сьнег (снег).

У 1918 г была апублікавана “Беларуская граматыка для школ”  Б. Тарашкевіча, у якой фактычна ўпершыню былі сфармул. асн. правілы бел правапісу. спалучыць фанетычны і марфалагічны прынцыпы напісання. Фанетычнаму прынцыпу, паводле якога адлюстроўваюцца  на пісьме асаблівасці вымаўлення, у асноўным падпарадкуецца напісанне галосных літар, а марфалагічнаму, паводле якога марфемы захоўваюцца ў нязменным выглядзе незалежна ад іх вымаўлення, — напісанне зычных літар.

У 1926 г адбыл  акадэмічная канферэнцыя па праблемах бел правапісу.  абмяркоўваліся вострыя і спрэчныя пытанні бел прав: перадача акання/якання ў сл. іншамоўнага паходж, выкарыст мяккага знака для абазнач асіміляцыйнай мяккасці зычных (напісанні тыпу сьнег, зьвер, дзьверы). У вын рэф 1933 г. правапіс істотна наблізіўся да фанетычнага ладу бел мовы, Рэф адмяніла мяккі знак для абазначэння асіміляц мяккасці зычных. сталі пісаць снег, звер, дзверы. правапіс 1933 г таксама не вырашыў усіх праблем. засталіся выключэнні, якія былі абумоўлены знешнелінгвістычнымі прычынамі. правілам 22 прадпісвалася, што інтэрнацыянальна-рэвалюцыйныя словы і ўсе вытворныя ад іх не падпарадкоўваюцца агульнаму правілу аб аканні: рэвОлюцыя, сОвет, прОлетарый, бОльшэвік.

У 1959 г выдадзены  “Правілы беларускай арфаграфіі і  пунктуацыі”. Яны былі падрыхтаваны калектывам навуковых супрацоўнікаў Інстытута мовазнаўства імя Якуба Коласа Акадэміі навук БССР пад кіраўніцтвам акадэмікаў АН БССР К.К.Атраховіча (Кандрата Крапівы) і П.Ф.Глебкі.

Мова бел  грунт на традыцыі вуснага маўл. толькі на пачатку XX ст, у 1905 г, была знята афіцыйная забарона з ужыв бел мовы.

У 1993 г паст Сав  Міністраў РБ была ств Дзярж камісія  па ўдакладненні правапісу бел літ  мовы. Камісіяй былі падрыхт і ў 1994 г апублікаваны “Высновы па ўдакладненні правапісу бел літ мовы”.

У 2005 г праект “Правіл беларускай арфаграфіі і  пунктуацыі” трапіў у Міністэрства адукацыі, а 18 студзеня 2006 г рашэннем міністра была створана рабочая група па яго дапрацоўцы (праф А.Міхневіч).

Саміх чыста  арфаграфічных змен каля 20. Праблемы ў бел арфаграфіі дзел на 2 гр. 1-вытрымкі часу, вынік уплыву савецкай ідэалогіі на арфаграфію бел мовы. 2-з’явіліся пры натуральным ходзе развіцця бел мовы.

В нов прав пиш. прафкам, гаркам, газпрам. Адажыа, трыа, сальфеджыа, Ватэрлоа, медэа, Токіа. ў словах іншамоўнага паходж, акрамя ўласных імёнаў, канцавыя элементы -эр, -эль будуць перадавацца як -ар, -аль: прынтар, камп’ютар, пэйджар. У 1 пераднаціскным складзе прапанавана пісаць словы дзявяты, дзясяты, сямнаццаць, васямнаццаць. Пашыраецца напісанне ў (у нескладовага) у словах іншамоўнага паходжання. Рэглам ўжыв суф -ава- (-ява-) і -ірава- (-ырава-). Апошнія суф ўтварэнні сустрактолькі ў запазычаных сл. (не ліквідзіраваць, а ліквідаваць, не аклімацізіраваць,а акліматызаваць). Выключ. калі можа зацямняцца сэнс дзеясловаў: камандзіраваць, а не камандаваць, фарміраваць, а не фармаваць. У пачатку і ў сярэдзіне слоў гукавое спалучэнне [й] + галосны ў новай рэд. правіл перадаецца ётаванымі галоснымі, як і ў словах уласнабеларускіх: ёркшырскі, маёр, маярат, маянэз, раён, Ёжэф, Нью-Ёрк. Але засталіся нязменнымі такія словы, як Іаганесбург, Іемен, Іякагама. Трэба пісаць Савет Міністраў Рэспублікі Беларусь, Канстытуцыйны Суд Рэспублікі Беларусь, Вярхоўны Савет СССР. Але ёсць 2 выкл: Палата прадстаўнікоў і Нацыянальны сход. З вял літары піш асабовыя назвы вышэйшых божастваў (бостваў) у рэлігійных культах, а таксама ўсе словы ў спалучэннях, якія змяшчаюць гэтыя назвы: Бог, Яхве, Усявышні, Уладыка Нябесны, Святая Троіца”. у прастамоўі (не дай бог, крый божа і г.д.), словы бог, гасподзь пішуцца з мал літары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Паняцце рэдакцыi СМI

Редакция  СМИ (согласно з-ну РБ «О печати и др. СМИ») - организация, учреждение, предприятие, отдельные граждане, осуществляющие производство и выпуск массовой информации.

Примерный круг целей и задач, которые ставит перед собой газета, во многом определяется ее типом и формой собственности. Так, например, республиканские общественно-политические издания "Советская Белоруссия", "Рэспублiка", "Народная газета", "Звязда» и др. в первую очередь стремятся информировать своих читателей о деятельности органов государственной власти. Кроме того, они вправе по своему усмотрению публиковать материалы по любым вопросам, интересующим читателей. Задачи редакций негосударственных изданий могут быть несколько иными. Помимо предоставления достоверной информации о различных сферах жизни общества, такие издания зачастую стараются получить коммерческую выгоду от рекламной деятельности.

Деятельность  любой редакции сегодня регламентирована Конституцией РБ (ст. 33, 34), Законом РБ «О печати и др. СМИ» и др.

Каждый творческий сотрудник редакции СМИ должен уметь  выполнять пять основных видов профессиональной деятельности: 1) Журналистская авторская

( поиск исходных  данных, работа на объекте, формирование  замысла будущей публикации, составление плана, непосредственное создание материала). 2)  Журналистская организаторская

( установление  контактов, проведение массовых  мероприятий, работа с редакционной  почтой, помощь внештатным авторам). 3) Журналистская редакторская (оценка степени готовности, редактирование печатного текста). 4)  Журналистика программирующая (участие в разработке и корректировке концепции издания, маркетинге и планировании, индивидуальные творч. планы, анализ). 5) Журналистика производственно-технологическая ( подготовка текста к печати, участие в верстке и оформлении периодического издания, дежурство по номеру).

Деятельность  любой редакции подчиняется ряду важнейших принципов (т.е., основополагающих правил, соблюдение которых обеспечивает эффективную организацию труда):

правдивость и  объективность, коллективность, комплексность, системность, плановость, непрерывность, личная ответственность, самокорректировка, обратная связь с читателями, поддержание  творческого микроклимата, сочетание  универсальности знаний со специализацией.

Для выпуска  крупной газеты создают достаточно большую редакцию (75-100 человек в штате): в «СБ», «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета» и др. насчитывается не менее 3-4 заместителей главного редактора, около 5-7 заведующих отделами, более 30-40 корреспондентов и обозревателей, несколько собкоров и спецкоров.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"