Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

1. Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема).
1) первоначальный творческий стимул, замысел. 2) а) выбор темы б) сбор фактического материала, первоначальный анализ его. 3) выявление и анализ основного конфликта (почему, кому это выгодно?) 4) формулировка проблемы, идеи
5) создание композиции 6) а) логическая структура публицистич текста (Тезис, Аргумент, Вывод). б) образная структура ( иллюстрация) 7) вывод, предложения по выходу из конфликтной ситуации.

Файлы: 1 файл

ответы ОЖД.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

1. Основные  этапы создания аналитических  текстов (технологическая схема).

1) первоначальный  творческий стимул, замысел.

2) а) выбор  темы

б) сбор фактического материала, первоначальный анализ его.

3) выявление и анализ основного конфликта (почему, кому это выгодно?)

4) формулировка  проблемы, идеи

5) создание композиции

6) а) логическая  структура публицистич текста (Тезис, Аргумент, Вывод).

б) образная структура ( иллюстрация)

7) вывод, предложения  по выходу из конфликтной ситуации.

2. Факт  и особенности поиска фактов в аналитической журналистике.

В логике факт –  это предложение, фиксирующее эмпирическое знание.

В юриспруденции  факт – это предусмотренное в  законе обстоятельство, которое является основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на события и действия. События – юридически значимые факты, возникающие независимо от воли людей. Действия – жизненные факты, которые являются волеизъявлениями людей, причем правомерными или неправомерными.

В теории журналистики факт – любые моменты действительности, имеющие значение для общественного (массового) сознания. Факты могут быть достоверными и недостоверными. Достоверный факт – суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.

Типичные приемы зажима информации и способы преодоления этого:

-Большая игра (журналисту показывают товар лицом, по сути играют с ним).

-Футбол (респонденты не хотят разными способами предоставлять информацию).

-А есть ли письменный запрос?

-Начальник будет завтра.

-Заговорить зубы.

-Ложный след

Приемы противодействия:

-В случае отказа от предоставления информации, заявить, что опубликуем все ваши телефоны.

-Предложить носителю информации дать официальную версию того, к чему он имеет отношение.

-Обратиться к конкурентам предприятия, компании, фирмы.

-Любую официальную инф-ю всегда необходимо дополнять внутренней оппозицией.

-Если источник молчит, нужно дать предварительную реплику, выдав в ней часть инф-ии, о загадочном источнике.

- В исключительных случаях возможна покупка инф-ии у источников.

3. Выбор  темы в аналитической журналистике.

Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения. Служит для постановки проблемы. Поиск интересной темы –  вечная проблема ж-та. Рождение темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности, значимости для общества, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни людей, с четким определением круга жизненных явлений или вопросов, требующих раскрытия.

При выборе темы нужно еще поработать над этим:

Выбор исходной ситуации, анализ которой вызывает широкий интерес аудитории (другими словами – нужно выбрать такую ситуацию,которая интересна людям)

Выбор времени, в которое анализ события или  явления актуализируется (то есть нужно  подобрать такое время выпуска публикации, чтобы тема не потеряла актуальности)

Актуализация  и разработка  уже известных  аудитории событий и явлений.

4. Первоначальный  анализ фактографического материала.

АНАЛИЗ — (от греч. analysis - разложение, расчленение). 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2) Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-л. фактов, явлений».

Изначально  мы выбираем факты несистематизированно, мы просто собираем самые существенные факты. Далее мы переходим к этапу отбора. На этом этапе важна точность наблюдения, детальность фиксации происходящего, перепроверка достоверности факта. На следующем этапе происходит группировка данных. Этот метод проявляется в упорядоченном получении ж-том данных по признаку подобия и различия. На этом же этапе происходит рейтинг фактов, мы выстраиваем факты по степени важности, интересности. На следующем этапе происходит типологизация фактов – это упорядочивание полученных фактов по нескольким сущ. признакам. Классификация – это определение объектов исследования  в те или иные группы на основе существующих признаков. Процесс заканчивается объяснением.

 

Задачи анализа. В задачи анализа входит выявление  структурных элементов целого, удобных  для всестороннего рассмотрения, либо не нуждающихся в таковом по причине своей аксиоматичности или эмпирической очевидности; рассмотрение свойств и характеристик данных элементов; выявление связей и отношений между ними; определение механизма их взаимодействия между собой.

5. Рабочая гипотеза, идея и концепция в аналитическом произведении.

Идея - обобщающая эмоциональная авторская мысль,  лежащая в основе произведения.

Может быть 1. В  начале текста – тезис (констатирующая). 2.  в конце – вывод (конструктивная гипотеза – процесс мысли, заключающийся в построении определенного предложения и его фактов.

Выдвижение  гипотез необх. для того, чтобы  сделать поиск фактич. материала  более целенаправленным, а замысел  будущего произведения более определенным.

Рабочая гипотеза – система отчасти обоснованных и опирающихся на творческое воображение предположений о смысле и значении привлекшего внимание публициста явления и о путях разрешения проблемы

Способы формулировки идеи в тексте:

1.В виде тезиса  и вывода.

2. М.б.растворена  во всем тексте.

3. Спрятана в  подтекст.

Создание концепции. Концепция –это структурированная  идея. Логическая структура произведения, обладающая целостностью и относительной  завершенностью.

Концепция –  структурированная идея. Логическая структура произведения, облад. цельностью и относительной завершенностью.

6. Конфликт  и проблема в аналитическом  произведении.

Конфликт –  некое противоречие действительности. Обычно имеет 2 стороны. Его нужно  обнаружить и раскрыть в теме как  можно более адекватно.

Проблема –  осознание конфликта, отражение в сознании, затем в произведении противоречивых моментов, конфликтов действительности. Обычно формируется в тексте в виду ключевого вопроса.

Проблема или  проблемная ситуация. Положение, когда  при наличии данного существующего  состояния системы, возникает необходимость другого т.к., сохранение данного состояния мешает ее нормальному функционированию  и развитию.

7. Описание  и объяснение в аналитических  произведениях.

Описание не ставит своей целью определения  каких-либо закономерностей, выявление сущности изучаемого явления. Оно служит лишь эмпирическому (основан на личном наблюдении, личном познании действительности, путем чувственного его восприятия), композицию. 

1.Группировка  данных, упорядочивание по признаку  подобия, и различия.

2. Типологизация.  Упорядочивание данных по признаку.

Классификация - Определение объектов исследования тех, или иных группах, на основе сущ.признаков.

Центральной задачей  объяснения является установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов действительности. Зная причину какого-то явления, можно воздействовать на него в том или ином направлении, можно ориентировать широкую аудиторию.

Причинная зависимость  – парная  генетическая связь  явлений, одно из которых порождает  другое. Первое – это причина, а второе – следствие.

Чтобы установить причинно-следственную связь, журналисту необходимо выделить интересующую его  совокупность явлений, из общего ряда др.явлений. Далее следует обратить внимание на  те обстоятельства, которые  предшествовали ее возникновению. Затем из этих обстоятельств необходимо выделить определяющие способные быть причиной данного явления.

Логические  методы установление причинной связи: 1. метод исключения. 2. метод сходства. 3. метод различия. 4. соединенный  метод сходства и различия. 5. метод сопутствующих изменений. 6. метод остатков. 7. гипотетический метод в причинно-следственном анализе.

Ошибки определения  причинно-следственного анализа:  1. обобщение без достаточного основания. 2. подмена причинной связи, внешним порядком. 3. Подмена условного, безусловным.

8. Прогноз  в аналитических произведениях.

Прогноз. Обращение  к прогнозированию дает журналисту-аналитику  возможность показать не только желаемые стороны, развития явления, но и  нежелательные  и содействовать  поиску путей, избегания негативных последствий.  Только истинные основания могут привести к  таким прогнозам.

Виды прогнозов:

-Прогноз-обстоятельство

-Прогноз-уверенность,  прогноз-обещание.

- Прогноз-предубеждение.

- Прогноз-желание.

- Прогноз-напоминание, или прогноз-подсказка.

- Прогноз-предположение.

- Прогноз-сомнение

-Прогноз информация.

9. Аргументация  в журналистике. Требование логики  к тезису и аргументу.

Аргументы- доводы с помощью кот. демонстрируется  истинность суждения  и умозаключений. Тезис – мысль кот.нужно обосновать, поддержать или опровергнуть.

Требования  к тезису:

- должен быть истинным

- должен быть четко сформулирован.

- необходимо «держать тезис» на протяжение всего текста.

Требования  к аргументу:

- должен быть истинным

- достаточным.

-независимым.

-индивидуальный подход к аргументы. Иногда достаточно и одного, а порой необходимы 2 или 3.

Логика –  наука о способе доказательства.

Аргументация  состоит из прямых(собственное наблюд., свидетельства очевидцев, док-ты, мнения людей, статистика) и косвенных(научно-теоретич-е положение, установки и нормы в той сфере кот.изучает Жур-т, ссылки на личный опыт ж-а, ссылки на экспертные суждения,  ссылка на личный опыт аудитории) доказательств.

10. Логические  приемы аналитического исследования.

Приемы:

-аналогия и сравнение(Аналогия – выражает сходства или нескольких нетождественных явлений или предметов, каких-либо признаков. Сравнение – формулирует умозаключения, основанные не только на сходстве, но и на различиях, противопоставлениях) .

-Анализ и синтез.( Анализ – ведущий логический прием, основанный на мыслительном разделении на элементы и их связи. Синтез – метод объединения различных утверждений или систем утверждений, фактов и их связей, в результате которого получается новое знание)

 - Моделирование. (Моделирование – построение в сознании воображаемой модели ситуации, тождественной или в чем-то аналогичной той, которая исследуется.)

- Эксперимент. (Экспериментирование – программированное воздействие на изучаемый объект с целью замера исследуемых параметров и возможности перепроверки полученных данных в другое время и в другом месте.)

- Индукция и дедукция.( индукция – переход от знания о единичном к знанию в общем. В науке и ж-е носят только вероятностный характер)

 - Объяснение (Объяснение – раскрытие сущности происходящего, при котором события имеющие место здесь и теперь, трактуются как конкретное проявление общих закономерностей, как частный случай общего.)

11. Композиция  аналитических произведений

- кульминационная.

- антикульминационная.

 -пирамидальная.

-кольцевая.

 - ударные моменты в начале , середине, конце « W ».

 -драмматизация.

 - квантификация.(раздел.на части).

-хронологическое построение.

12. Понятие  жанра. Жанрообразующие признаки  аналитической группы журналистских произведений.

Как известно, под  журналистскими жанрами подразумеваются  устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.

В современной  теории журналистики выделяются, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, функция отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образова нии того или иного жанра.

Предметом журналистского отображения может стать практически любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.

“Сильным” жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.

По мнению ряда исследователей, в журналистике существует два основных метода “преобразования” объективной действительности в ее информационный аналог — рационально-познавательный (логический) и художественно-образный. Понять это в полной мере можно, вспомнив, что этот метод включает в себя два уровня познания — эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.

а) С точки  зрения предмета отображения

Публикации  этих жанров различаются тем, что  одни из них освещают “первичную реальность” — различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы, а другие —

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"