Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

1. Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема).
1) первоначальный творческий стимул, замысел. 2) а) выбор темы б) сбор фактического материала, первоначальный анализ его. 3) выявление и анализ основного конфликта (почему, кому это выгодно?) 4) формулировка проблемы, идеи
5) создание композиции 6) а) логическая структура публицистич текста (Тезис, Аргумент, Вывод). б) образная структура ( иллюстрация) 7) вывод, предложения по выходу из конфликтной ситуации.

Файлы: 1 файл

ответы ОЖД.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

“вторичную  реальность” ~ информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т. тт.), третьи — и то и другое. Только первую группу явлений освещают прежде всего аналитические статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают “постановочные” корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии.

 

б) С точки  зрения целевой установки отображения  предмета

Аналитическая корреспонденция нацелена на выявление причин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности. Аналитическая статья — на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, определение тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности, формирование прогноза развития. Обозрение преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, проис-шедших, например, за определенный период времени, выявить их причину, значимость для аудитории, взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений знакомит аудиторию с “продукцией” СМИ, выносит им оценку. Рецензии выявляют ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей и т. п. Литературно-критические статьи рассматривают особенности творчества писателя, выносят оценку тому или иному произведению.

Что касается комментария, то под ним обычно подразумевают материалы, выносящие главным образом оценку каким-то уже известным аудитории событиям, явлениям, указывающие на их причины и содержащие мнения компетентных в данных вопросах лиц.

 

в) С точки  зрения метода постижения реальности

Аналитические публикации являются реализацией рационально-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего журналиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики.

Важную жанрообразующую  роль играет и такой фактор, как исходные формы репрезентации материала. Этих форм две — монологическая и диалогическая. Применение первой формы — обязательное условие появления “монологических жанров”: корреспонденции, статьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно порождает материалы “диалогических жанров” — интервью, беседу и т. п. Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают “гибридные” формы типа “корреспонденция-интервью”, “беседа-отчет” и другие.

13. Корреспонденция.

Корреспонденция – аналитический жанр, сутью которого является объяснение и преодаление  конкретного конфликта действительности, а также породившего его оснований.

Предмет – фрагмент действительности в котором заложен  соц конфликт, имеет временные  и пространственные ограничения.

Функции:

-оперативно  выявить и проанализировать конфликт  в конкретной ситуации.

-на основе конкретики выявить и обозначить закономерности конфликта, показать его смысл.

-по возможности  обозначить пути преодоления  конфликта и его закономерностей.

-стимулировать  практическую деятельность всех  ответственных лиц и соц институтов  и всего общества в целях преодоления конфликта.

Метод:

-объяснение  конкретного соц конфликта. Развернутый  детальный анализ с использованием  интерпритации, оценки, комментирования  и прогнозирования.

Структура корреспонденции:

-завязка (картинка, описание ситуации, голоса свидетелей, тезис)

-основная часть  (причинно-следственный анализ)

-кульминация  ( синтез)

-выводы и  предложения

Особенности технологии создания корреспонденции:

-поиск объекта  и предмета для корр.

-наблюдение, сбор  инфы, накопление материала.

-создание обобщающей гипотезы.

-отобрать и  систематизировать факты, подумать  о сюжете и композиции.

-обработка собранного  материала, рассчитанная на восприятие  читателя.

-расположение  материалов  в подготовительной структуре, завершение работы над композицией и сюжетом, объединение частей в единое целое.

14. Комментарий  как метод и жанр.

Комментарий –  оперативный отклик на важное событие, в основе которого лежит персонифицированный анализ, оценка и прогноз развития ситуации.

Предмет:

Актуальное  событие, чаще всего входящее в повестку дня. Событие выходящее на первый план. Эти события могут быть на любом уровне (регион, страна, мир)

Функции:

-объяснить событие,  вставить его в систему других  событий.

-оценить событие  своим взглядом и мнением других  людей, экспертов

-дать прогноз развития событий

-направить внимание  на это важное с нашей точки  зрения событие, актуализировать  его.

Метод:

В основе жанра  метод комментария т.е. ряд мыслей, изложенных в логически-последовательной форме. Логически связанные рассуждения + оценка событий.

Структура комментария:

-начинается  с определения события, инф  повода.

-комментируемые  события связываются с др.событиями  настоящего и прошлого.

-события детализируются (восстанавливаются подробности).

-внимание акцентируется  на предистории события.

-событие объясняется с помощью рассуждений автора и экспертов, в основе рассуждений прямая и косвенная аргументация.

-комментарий  завершается ясным выводом. Он  вытекает из логики рассуждений.

-вывод может  сопровождаться прогнозом развития  ситуации.

15. Колумнистика. Колонка.

Колумнистика  – авторское, персональное произведение колумниста.

В колонке может  не быть конкретного информационного  повода. Предмет отображения в  ней будет актуален вне зависимости  от привязки к конкретному событию. В колонке больше персонификации, автор колонки лицо не только размышляющее, но и переживающее, чувствующее.

16. Рецензия. Виды рецензий.

Рецензия –  аналитико-художественный жанр, представляющий собой оценку произведения. Особый нежурналистский жанр.

Предмет: произведение.

Функции:

-объяснить и  выразить свое отношение к  произведению.

-сориентировать  аудиторию в тех проблемах,  о которых говорится в произведении.

-сформировать  у аудитории представление об  этом и подобных произведениях  с точки зрения эстетики.

-содействовать  аудитории в выработке самостоятельных оценок таких произведений.

-двухадресность (обращение к аудитории и автору)

Метод:

-основной метод  логический, связанный с акцентом на метод критики (оценки)

Технология  создания:

-знакомство  с рецензируемым произведением.

-размышление над произведением.

-«разъятие гармонии»-практический  анализ.

-«логико-образный»  синтез, создать образ образов.

-написание рецензии.

Содержание  рецензии:

-историко-художественный  контекст (рассмотр произвед в  системе диалектики этого вида  искусства, худ направления, системы образов)

-гуманитарный  контекст ( рассмотр произвед в  системе отношений художника  к обществу)

-биографо-творческий контекст (рассмотр произвед в системе творчества того или иного автора)

-эстетический  контекст (рассмотр произведв системе прекрасного)

Виды рецензий:

-научные (посвященные  разным видам искусства)

-гранд рецензии (профессиональные рецензии для  проф СМИ)

-мини-рецензии (оперативная)

-монорецензия (на 1 произвед)

-полирецензия ( на много произвед)

 17. Статья.

Статья – аналитический жанр, объясняющий закономерные явления, которые имеют широкие пространственно-временные границы. Суть: выявить и проанализировать системный конфликт и возможно показать пути его преодоления.

Предмет:

Явления действительности важное для общества, серьезно влияющее на его жизнь, в статье предполагается широкий охват действительности, широкие пространственно-временные границы.

Функции:

-обозначить  важные закономерные явления  действительности и объяснить эти закономерности

-найти и обозначить  системообразующий конфликт (неконкретный, обобщенный)

-выявить пути  преодоления системообразующего  конфликта.

Метод:

Объяснение  закономерностей или широкий  всесторонний анализ явлений, процессов, происходящих в обществе. Для статьи важно ясное развитие строго определенной мысли, обоснованность и оригинальность суждений. Автор должен очень хорошо владеть логикой.

Особенности технологии создания:

-автор в качестве  предмета выбирает закономерность

-в качестве  иллюстраций отбирает факты, события, явления действительности, которых должно быть достаточно для доказательства явлений.

-все события,  факты, явления автор соединяет  с помощью движения собственной  мысли.

Разновидности статьи (Тертычный):

-общеисследовательская (анализ общезначимых вопросов, высок уровень обобщения, глобальность мышления. Цель – изучить закономерности развития современного общества)

-практическо-аналитическая  (посвящена конкретной отрасли  жизни, хозва. Анализируется конкретная  ситуация, связанная с практич задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности).

-полемическая (в основе статьи спор, возникающий  по каким либо значимым вопросам. Цель двоякая: обосновать свою  позицию и опровергнуть чужую)

18. Обозрение.

Обозрение –  жанр представляющий собой картину действительности в форме панорамы жизни общества и фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период.

Предмет:

События, произошедшие за опред период и связанные между  собой

Функции:

-создать у аудитории представление о том, что происходит в той или иной сфере действительности за опред период.

-объяснить происходящее

-выяснить тенденции  обозначенного явления на ближайшие  перспективы.

Метод:

Объяснение, анализ. Особенностью является то, что это «горизонтальной анализ».

Жанрообразующие признаки:

-панорамность (жур-т предлагает максимально  широкий охват действительности, различную глубину изображения)

-разноплановость  (3 плана. Крупный – лично наблюдаемые  автором факты. Средний – другие  эпизоды не сильно развернутые. Общий – на основе соединения цепочки эпизодов анализирует соц ситуацию, процесс, явление)

-универсальность  обозрения.

Разновидности обозрения:

-общее обозрение  (ограничено временем и пространством)

-тематическое  обозрение (ограничено временем и тематикой)

-обзор СМИ  (жанровая разновидность изучающая  особенности контента, творческую  деят СМИ).

19. Обзор  СМИ. Обзор писем.

Обзор СМИ - (жанровая разновидность изучающая особенности контента, творческую деят СМИ)

Признаки обзора СМИ:

-жанр вторичного отображения

-панорамность  и разноплановость

-двойная адресность (для некоторых видов обзора)

Разновидность обзора СМИ:

-обзор презентация  или обзор анонс (краткий обзор  или представление новинок СМИ)

-тематический  обзор СМИ (автор соедин эпизоды с помощью темы и идеи)

-безадресный  обзор (автор не апеллирует конкретным СМИ, а анализирует тенденции присущие разным СМИ)

Обзор писем  – анал. жанр, в котором на основе писем, приходящих в СМИ, дается панорамное изображение действительности и комментируется совокупность соц. фактов.

Жанрообразующие признаки:

- жанр вторичного изображения,

- панорамность и разноплановость

- в основе – комменатрий.

Разновидность обзора писем:

1) тематически однородные,

2) разнородные (объединенные. временными промежутками)

20. Письмо.

Письмо –  жанр, в основе которого лежит острая проблема, требующая немедленного разрешения. Письмо предполагает прямое обращение  к аудитории и адресату и требует  ответной реакции.

Характеристики  жанра:

-персональная  адресность письма в сочетании  с его проблемностью делает его максимально актуализированным.

-в письме  явственно просматриваются как  личность адресата, так и личность  автора

-письмо имеет  двуадресность адресату и аудитории  в целом

-письмо имеет  различные стилевые интонации  от ораторского до интимного диалога

В письме заложены доп возможности воздействия  на широкий круг аудитории:

-психологическая  установка на искренность

-возможность  выразить не только мысли но  и оттенки чувств

-в письме  возможен публичный вызов адресату.

Разновидности писем:

-по адресату: конкретным личностям, соц группам или обществу

-по автору: одного  автора, коллективные

-по функциям: публичное одобрение, порицание,  предложение, просьба, требование, донесение, воззвание.

21. Журналистское  расследование как метод и  жанр.

Журналистское расследование – вид журналистики, который характеризует планомерное и как правило долговременное исследование предмета публикации.

Предмет:

Разного рода преступление, происшествие, конфликт, существование  которого пытаются скрыть от общества.

Цель: определить корни конфликта, причины, обнаружить скрытые причины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.

Функция: преодолеть причины, порождающие зло, носителя этого зла обнародовать, вытащить на свет.

Метод:

- исследование, обусловленное особыми обстоятельствами действительности.

-наблюдение,, интервью, анализ документов

-перемена профессии!

Черты: присутствие  автора, тесный контакт жур-а с  органами.

22. Образ  в психологии, литературе и публицистике. Классификация образов.

Образ – В  искусстве, в том числе литературе – категория, характеризующая особый способ и форму освоения и преобразования действительности.

Важнейшим элементом  журналистского произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. С одной стороны, в в образах публицистики сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"