Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

1. Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема).
1) первоначальный творческий стимул, замысел. 2) а) выбор темы б) сбор фактического материала, первоначальный анализ его. 3) выявление и анализ основного конфликта (почему, кому это выгодно?) 4) формулировка проблемы, идеи
5) создание композиции 6) а) логическая структура публицистич текста (Тезис, Аргумент, Вывод). б) образная структура ( иллюстрация) 7) вывод, предложения по выходу из конфликтной ситуации.

Файлы: 1 файл

ответы ОЖД.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от психологических образов худож. образы относятся к эстетической категории. Эти образы выступают  для субъекта уже не как “сама  реальность”, а как ее идеальная  реконструкция, “как модель”, активно  соотносимая с оригиналом» Творец, создавая роман, поэму, картину и т.д., пытается не воссоздать копию предмета, а создать художественный образ,стремится к их образному осмыслению, оценке. Творец, создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальными объектами, а прежде всего пытается выразить в образе свое субъективное отношение. всякий худож. образ обладает эстетической ценностью для других. Худ.образ всегда 1)идеален 2)нагляден и передаваем

Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты. И все же, как и в художественных произведениях, «мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира реального. Жизненные впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию. Особенность публицистического творчества в том и заключается, что оно основано на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности. присущи публицистическому освоению действительности, в ходе которого все факты подвергаются образному осмыслению.

Классификация и разновидности худ. Образа

В основе всего  тропы и фигуры. Троякая классификация:

1)Предметная  составляющая

2)обобщенно-смысловая  (идеал)

3)Структурная  ( реал и идеал)

Предметная  составляющая классификации:

1)образы-детали(единицы  худ. Видений, которые могут  различаться в масштабах от  подробностей до развернутых  описаний)

2)Фабульный образный уровень( состоит из образов внешних и внутренних движений, событий, поступков, стремлений, мотивов и т.д)

3)уровень образов-характеров( единичные и собирательные образы  героев произв-ия, для которых  характерно саморазвитие)

4)образы судьбы  и мира (отображается реальное время,оно ранозначно худ.произведению)

 

  По структуре,  т.е по соотношению 2-х планов :предметного и смыслового, образы  делят на 3 группы:

1)Автологические ( самозначимые). Оба пласта совпадают  (Белый цветущий сад)

2)Метологические, в которых явленное отличается от подразумеваемого по какому-то основанию, по характеристике( Яблоневый сад как снежные вершины)

3) Аллегорические(символические  образы) ,в ктр подразумеваемое  не отлич. от явленного, но  превосходит его степенью отвлечённости ( Аллегория Японии – страна цветущей сакуры)

Классификация по смысловой обобщённости:

1)индивидуальные(созданные  художником)

2)характерные(раскрывающие  закономерности реальности)

3)типичные( вечные  образы)

4)топос(характерный  для целой культуры, эпохи образ)

5)мотив(повторяющиеся  в ТВ-ве нес-ких писателей)

6)архитип (устойчивые  модели человеч.воображения)

23. Специфика  образного отражения действительности  в публицистике. Время и пространство  в публицистике. Образ-факт, образ-модель, образ-концентрат.

Специфика:

-публицистич  образ документален, и в то  же время в них вложены формы  условности

-автор усиливает,  подчеркивает одни черты героя  за счет других

-автор дополняет  черты одного реального существующего  человека чертами другого, заимствует  ситуации из жизни и разворачивает ее в другой среде

-автор сдвигает  событие во времени, переносит  их в пространство (вымышл эпизоды)

-автор догадывается  о мыслях и переживаниях своих  героев

-автор вводит  в среду реальных людей вымышленный  персонаж, часто лирического героя

-автор включает  в текст произведения вымышленные  эпизоды или целые повествования

Образ – факт – оригинальное, присущее только аналит тексту открытие худ смысла, заключенного в действительности и воплощение его средствами доступности публицистики, т.е. совпадение природы факта с замыслом художника.

Образ – модель – уподобление, объединенное в единое целое в виде представленой картины

Образ – концентрат – худож формулы, сосредоточившие  смысл определенной ситуации или  явления, заменяющие понятия и в  качестве такого заменителя , имеющие хождение в обыденной жизни публицистике, лит-ре (воссозданные образы)

24. Образная  структура художественно-публицистического  произведения.

Образы по уровню обобщения:

-индивидуальные (выражают сознание художника,  неповторимые образы

-характерные  (раскрывающие закономерности реальности

-типичные (высшая  степень характеристики, включают  в себя существенные особенности, вечные образы)

-мотив (образы  повторяющиеся в нескольких произведениях  одного или нескольких автороводного  творческого метода)

-топос (характерно  для культуры целой эпохи, эпоха  возрождения

-архитип (вездесущие  устойчивые схемы, модели человеч  воображения, появляются как в  мифологии так и в искусствена  всех стадиях его историч развития)

Структурная классификация. Соотношение предмет+смысловое:

-автологические ( предмет и смысл совпадают)

-метологические ( тропы, метафоры, образы)

-символичиские  (подразумеваемое не отличается  от явленного принципиально, но  превосходит его степенью всеобщностью  отвлеченности)

25. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика и жанрообразующие признаки.

Жанры - устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками.

Тертычный выделяет следующие худ-публ жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, анекдот, игра, шутка, эпитафия, эпиграф, легенда, житейская история, сатирический комментарий,

Фельетон. (Салтыков-Щедрин, Дорошевич) Соединение публицистического, сатирического и художественного  начала. Сущность ф. в комическом иносказании  и в осмеянии какого-то зла. Автор фельетона высмеивает лишь отдельные недостатки героев, при этом он не пытается морально уничтожить тех, кто совершает промахи.

Памфлет. Сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков  и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. Памфлет - это своего рода оружие, которым пытаются испепелить своего врага, то есть все конкретно. У Кройчика памфлет  это разновидность фельетона, а у Тертычного  отдельный жанр.

 Пародия.  (Гоголь, Салтыков-Щедрин, журналист  Добролюбов) . Предмет - разные явления  (действия общественных, государственных  деятелей, какие-то народные традиции, и др). Основные методы - гипербола,  гротеск, литота, ирония. П. Напоминает  сатирический комментарий.

Сатирический  комментарий. Родственный аналитическому комментарию. Отличает - ярко выраженная целевая установка автора  высмеять тот феномен, который привлек его внимание. Нацелен на высмеивание определенных человеческих недостатков.

Эпиграф - краткое, афористичное художественное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе.

Эпитафия - посвящается  личности умершего человека. Но в отличие  от некролога, выступает как напоминание  о достоинствах умершего человека.

Анекдот. В газете  не всегда журналистский жанр, т.к. Журналисты редко сами придумывают анекдоты. Другое дело «вторичный» анекдот, т.е. Произведение, созданное на основе анекдота, ставшего его литературной основой.

Шутка- предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации.

Эссе. В основе лежит анализ увиденного в жизни  сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим  элементом является процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности.

Европейская школа (основывается на эмоциональной публицистике):

1)Репортаж, 2)Памфлет, 3)Зарисовка, 4)Эссе, 5)Фельетон, 6)Гласса (заметка на полях), 7)Курсив (между  новостью и репликой)

Жанры той же европейской школы: Комментарий,Радакц статья, анализ, рецензия, замечание, публ. Интервью, редакц дискуссия

26. Очерк  как художественно-публицистический  жанр. Жанрообразующие признаки.

Очерк (по Кройчику) пуб. жанр, в образной форме исследующий  закономерности соц. неравенств, развитие общественных процессов, а так же конкретные ситуации развития реальной действительности. Исследование реальности через идеальность.

Задача очерка (по Кройчику)

-Воспроизводить текущие, еще не завершенные факты и явления действительности, показывать и объяснять действительность через характеры, конфликты, отношения.

-Через конкретные характеры показывать типические для времени явления и процессы.

-Объяснять изображаемое, давать ему оценку, показывать какое практическое значение оно имеет в данное время.

-Решать актуальные проблемы, стремится непосредственно воздействовать на жизнь.

Предмет:

Человек и чел. Начало в разных его проявлениях

Функции:

На основе худ-образного  метода создаь обобщенную модель, концепцию  взаимоотношений между человеком  и действительностью на разном его  уровне. Эта модель работает как идеальная система, в которой заложены нравственные ценности.

Метод:

Отображение в  очерке представляет соединение эмпирического (опыт, наблюдение) и теоретического логико-рационального способа освоения действительности худ-образным способом. Теоретический преобладает в качестве наглядной системы одновременно аргументирующей иллюстрирующей авторскую мысль.

27. Типизация  в очерке. Способы очерковой типизации.

Типизация используется с целью выявления типичных черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. Типизация в очерке заключается в том, что очеркист в самой жизни и ее конкретном проявлении находит наиболее типичные факты, которые нагляднее всего заключают в себе основные черты явления.

Типизация в  очерке - это, прежде всего отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности. Несмотря на типичную обобщенность, используются факты, которые нельзя подделывать, так же нельзя выдумывать качества героев и обстоятельства, в этом заключается основное отличие газетного очерка от худ.произведения.

Существуют  определенные принципы типизации в  газетном очерке: «фактическая сторона  должна быть скрупулезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумывание  несуществующих коллизий, “досочинение”  качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно... точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь – только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав (как и писатель) наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами»

28. Факт  и вымысел в очерке.

Под фактом обычно подразумевают событие, которое имеет пространственно-временную закономерность и протяженность.

К специфическим  особенностям очерка произведений относится  не только документальное изображение  действительности, но ее худ. моделирование (вымысел). Если документалистика изначально ориентирована на точное фиксирование явлений и процессов действительности, то в худ. творчестве существуют широкие возможности в плане использования вымысла. В безадресном очерке автор может в большей мере использовать вымысел. Шомова считает, что в адресном очерке тоже присутствуют доля вымысла. Форма условности всегда присутствует, но она должна быть подчинена докуметализму. В документальном очерке формы условности многообразны.

"Факт еще  не вся правда, он только сырье,  из которого следует выплавить,  извлечь настоящую правду искусства(с) Горький.

29. Образы-детали  в художественно-публицистических  произведениях.

Деталь –  это подробность действительности, в которой заключается самое  значимое, характерное для предмета, что дает о нем образное, конкретное представление и одновременно несет информ.

Портрет – описание внешности героя, описание деталей  его характера, внешности. С одной стороны, нужно показать индивидуальные черты героя, с другой – типические черты, в духе времени.

Речевая характеристика – характерная речь героя в тексте, которая присуща только ему. (Персонифицированные слова)

Интерьер –  описание обстановки, быта в котором живет герой, чтобы показать как представителей определенного социума

Пейзаж –  описание окружающего мира, природы обстоятельств. Выступает в роли экспозиции, вводит читателя в событие. Обозначает течение времени, придает тексту динамизм. Создает необходимое автору настроение.

30. Образы  действия в художественно-публицистических  произведениях.

Уровень образа действия (или фабульный образный уровень) – уровень, состоящий из образов внутренних и внешних движений, событий, поступков, стремлений и т.п.

31. «Человеческое»  начало в очерке. Образы-характеры  и образы-типы.

Особенности создания образов-характеров:

-Образ-характер  создаётся с помощью избирательной типизации

-Психологическое  исследование характера опирается  на реальные факты реальной  биографии

-Опора на  подчёркивание индивидуальных качеств  и черт характера. Смещение  в сторону индивидуального.

Виды образов-характеров:

-Главный герой  публ. Произведения

-Второстепенны  или эпизодический

-Персонажи наделённые  именем и упоминаемые в опред.  событии.

-Автор произведения

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"