Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

По сфере  распространения ограничения — запреты могут быть двух видов:

1. Общие ограничения, которые касаются всех субъектов информационной деятельности и, как правило, распространяются на отдельные правомочия.

2. Частные ограничения, которые касаются отдельных субъектов информационной деятельности. К таким ограничениям можно отнести запрет учреждать средство массовой информации лицу, которое ранее было учредителем СМИ, функционирование которого прекращено по решению суда. Запрет сохраняется в течение двух лет.

По времени действия запреты могут быть постоянными и временными.

По характеру ограничений запреты могут касаться либо формы и способа распространения информации либо содержания.

При установлении запретов возникает и другой вопрос: какие условия должны определять эти ограничения? Впервые ответ на него дала Конституция РБ 1994 г., закрепив положение, согласно которому ограничения всех прав и свобод возможны только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23). Эти ограничения должны быть установлены законом и являться необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц,

б) для охраны государственной безопасности, общественного  порядка, здоровья или нравственности населения” (ч. 3. ст. 19).

Дополнения, которые  были внесены в Конституцию 24 ноября 1996 г., изменили норму об ограничениях прав и свобод в тех случаях, когда  они касаются права пользования  информацией. Часть 3 статьи 34 в новой  редакции предусматривает: “Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществлении ими своих прав”. Любые ограничения в области прав человека должны быть оправданными, а значит, соразмерными той цели, которая преследуется этими ограничениями.

Цель определяется в соответствии с положениями, закрепленными  в международных соглашениях  и в Конституции. Согласно Пакту  о гражданских и политических правах и Конституции РБ, она может быть связана с требованиями уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или сти нравственности населения.

 

 

 

12. Метад кантэнт-аналізу ў журналісцкай  практыцы

Контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.

Социологич.культура журналиста – способность и умение использовать адекватно и вдост.степени теоретико-методологический потенциал социологии как специфической системы научного соц-гуманитарного знания.

Теоретико-методологический потенциал  социологии – социологич.категории (осн.понятия), закономерности соц.развития, ключеваые закономерности соц-фил. Концепций, результаты соц.исследований.

Типы методов отбора первичной  информации:

1) опрос

2) наблюдение

3) эксперимент

4) соц.анализ документов:

а) метод традиционного  анализа – качественный (делается экспертом)

б) метод количественного анализа – контент-анализ (более высокая точность и достоверность, позволяет легко использовать на практике науч.информацию).

Опрос — это метод получения информации, когда журналист пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процентов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относительно предмета опроса.

Анкетирование — метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обоснованный ответ на те или иные вопросы. Однако в силу определенной громоздкости и трудоемкости он применяется в журналистике -относительно редко по сравнению с другими методами получения информации.

Контент-анализ - анализ содержания (контента) одного или нескольких СМИ за определенный период (тематика, рубрикация, жанры, авторы и др.) с последующим обобщением результатов. Он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам. Контент-анализ - это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.

Основные требования к контент-анализу:

- систематичность  (содержание должно быть упорядочено  в категориях, которые будут применены  при исследовании),

- измеримость  (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).

Виды контент-анализа:

1) по функциям:

- поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

- контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

2) по характеру:

- направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

- ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

Осн.направления контент-анализа  в журналистике:

1) саморефлексия редакционного коллектива

(анализ содержания - для саморефлексии редакционного коллектива и корректировки своей деятельности, изучение характеристик текстов с позиций их соответствия составу, потребностям, интересам, запросам конкретной аудитории, определение места своего издания в ряду других изданий при помощи контент-анализа, изучение писем в редакцию, анализ анкет);

2) изучение документов, необходимых для создания журналистских публикаций:

- анализ различных  документов, которые используются  в публикациях: официальных, в  том числе юридических документов, протоколов собраний, вопросов на  читательских, зрительских конференциях, библиотечных формуляров, театральных,  концертных и киноафиш, звуковой и видеопродукции, рекламных роликов и слоганов, даже надписей и рисунков на заборах, как носителей ориентаций определенных групп массового сознания;

- реконструкция  по текстам событий и процессов,  которые происходили и происходят (так называемой внетекстовой реальности) в том случае, когда непосредственное наблюдение их невозможно или затруднено. Это особенно важно для исторических или сравнительных исследований.

- выявление  характеристик текстов как носителей  социальной информации о разных  типах социальных общностей.

- определение  картины мира (знаний, ценностей,  норм, распространяемых различными  субъектами общественной жизни).

 

13. Аўтарскае права ў журналістыцы

Право – совокупность установленных или санкционированных государственных правил, регулирующих общественные отношения. Работая над материалом, журналист вступает в отношения, которые регулируются авторским правом. Источники права: Закон о СМИ, Закон об авт.праве.

Также: Кодекс профессиональной этики журналиста – 1995, Всемирная конвенция по АП в двух редакциях ЮНЕСКО), 1988 – Бернская конвенция.

Основным нормативным  правовым актом, регулирующим отношения  в области авторского права, является Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. (в ред. от11.08.1998). Авторское право в соответствии с законом распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения. Не являются объектами авторского права и не охраняются законом: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки) и произведения народного творчества, авторы которых не известны. Авторское право не распространяется также на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении. Основным отличительным признаком произведения, которое считается объектом авторского права, является его творческое начало. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав; года первого опубликования произведения. Журналистские материалы в большинстве своем обладают всеми признаками произведения, охраняемого Законом об авторском праве. Исключением могут быть только сообщение в СМИ, которое представляет собой информацию как таковую. Интервью чаще всего представляет собой совместную работу двух человек. Журналист подбирает вопросы в пределах определенной темы. Интервьюируемый дает ответы на поставленные вопросы, при этом ответы имеют содержание, раскрывающее заданную тему. Т.е. ответы — это, как правило, результат творческого труда интервьюируемого. Но и журналист, получив ответы, не стоит в стороне. Их порой надо «литературно обработать» так, чтобы читателю было легче усвоить информацию. В результате творчество проявляют оба, а произведение будет считаться созданным в соавторстве. Письма в редакцию Согласно ст. 35 Закона о печати, редакция при публикации писем имеет право редактировать и сокращать текст письма с условием, что последние не искажают смысл письма. К субъектам авторского права закон относит автора, иных лиц, за которыми признаются авторские права или отдельные правомочия, наследники или иные правоприемники, приобретающие исключительные права по договору или в силу закона. Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов имеет права и обязанности. Так, каждый вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением. Но если произведение образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. По общему правилу имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Объекты авторского права или смежных прав, которым на территории РБ охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние. Такие объекты могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом только нельзя забывать правила: личные неимущественные права автора нарушаться не должны. Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников и исполнителей завещания сроком не ограничиваются. Автор вправе в том же порядке, в котором назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану своих личных неимущественных прав после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. Большую роль в борьбе с правонарушениями в области авторского права играет юридическая ответственность, которая в зависимости от вида правонарушения подразделяется на гражданско-правовую, административную и уголовную. Вид правонарушения определяется в зависимости от того, нарушены авторские права по договору, либо произведение используется без договора. Меры гражданско-правовой ответственности при внедоговорном использовании произведения применяются в соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах”. Статья 40 предусматривает несколько способов защиты авторского права, в числе которых способы, которые с полным основанием можно отнести к юридической ответственности. В частности, к ним относится взыскание убытков, возмещение расходов, выплата компенсации и возмещение морального вредаЕсли можно подсчитать доход, который получен в результате нарушения авторского права, потерпевший заявляет требование о взыскании этого дохода. Если доход подсчитать невозможно – просит суд обязать нарушителя выплатить ему компенсацию. Закон “Об авторском праве и смежных правах” (ст. 40) предусматривает: контрафактные экземпляры произведений подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права. Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, с обращением их в доход государства. Кодекс об административных правонарушениях (ст.167-9) предусматривает ответственность за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права. Санкцией данной статьи предусмотрено наложение штрафа. Уголовная ответственность за нарушение авторского права предусмотрена статьей 201 Уголовного кодекса РБ. Санкция статьи предусматривает наказание в виде общественных работ, штрафа или исправительных работ на срок до двух лет.

 

 

14. Методы политического анализа в журналистике.

Журналистика – это общественная деятельность сбора, распространения актуальной и социальной информации. Политика – это процессы в государстве или в организации, связанные с влиянием на содержание и выполнение задач, установок и их контролирование. Политология журналистики – это наука о закономерностях функционирования журналистики, как политического института общества. Она изучает эволюцию журналистики в политическом процессе и систему влияния политического института общества.

Методы политической журналистики (приемы, способы, средства): универсальный, обще-научный, исторический, логический, метот дедукции, индукции, формализму, анализа, синтеза, обобщения, обстрогирования, математический, профессиональный (анализ документов, контент-анализ, наблюдение).

Информационные технологии дали толчок развитию СМИ, а приватизация СМИ привела к контролю над  ними со стороны владельцев. Это  используют и политики. Политология – наука о политике, о её взаимодействии с личностью и обществом. П. – процессы в государстве или организации, связанные с влиянием на содержание и осуществление целей, установок и их управлением. МП – наука о закономерностях функционирования журналистики как политического института общества. Она изучает эволюцию журналистики в полит. жизни и системе взаимодействия полит. институтов общества. Наука о политических идеях и полит. деятельности СМИ, идеологии и практике жур-ки.

Функции мп:

теоретико-познавательная (суть и тенденции развития жур-ки, разработка рекомендаций по решению медиаполитических проблем);

функция управления (сбор и  предоставление инфо для осуществления  политанализа  и прогноза);

ценностно-идеологическая (влияние  на разработку системы ценностных и  политических приоритетов);

прогностическая (разработка прогнозов о тенденциях развития Жур-ки и мп-ых процессов в будущем);

гуманичтическая (способствует совершенствованию взаимопонимания  между группами интересов (журналистов  и политиков),

улучшению климата общественных отношений).

Объект мп: часть жизнедеятельности общества, которая объясняется определенными понятиями и называется медиаполитич. действительностью (пол. идеи, идеология, редакции СМИ, институты общества, журналисты, политики).

Предмет: взаимосвязанная система понятий в рамках объективной действительности. Существует только в сознании исследователя, зависит от его знаний. Предмет также определяется как взаимосвязанные с политикой теории, тенденции, явления развития журналистики, (информационно-политические явления).

Проблема: Понятия журналистика и политология полностью соотносимы. Особенно это проявляется в контексте эволюции и политики, и журналистики. Журналистика изучает общие закономерности функционирования СМИ, в том числе и как специфического социального института. Многие основатели СМИ, а также координирующие органы как субъекты правового и экономического регулирования медийной (суд, правит-во, парламент) входят в структуру политяч-х институтов общ Политология - интегральная наука о политике, о ее взаимодействии с личностью и обществом.

Программа: журналистика, будучи по природе полифункциональной, является компонентом не только соц. ветви общества (институт образования и культуры), его экономической инфраструктуры (медиа-бизнес), гос. и полит. сферы.

Медиаполитология-наука о закономерностях функционир-я ж-ки как политич. института об-ва. Она изучает эволюцион-е усложнение ж-ки в политич. жизни и системе взаимодействия политич-х институтов об-ва. Политология ж-ки формируется как отдельное научное движение, т.к. раскрывает, осмысливает определенный уровень реальности, который не может быть объяснен ни политологией, ни ж-ой. Объект политологии ж-ки - редакции СМИ, политич-е институты об-ва, ж-ты и политики, потребители инф-го продукта, материалы газет, программы R и TV. Предмет политологии ж-ки – инф.-политич явления, процессы в современной ж-ке, коммунмкативные тенденции в политич. сфере об-ва. Ж-ка стала найважнейшим фактором и осн. катализатором трансформации об-ва на рубеже тысячелетий. Инструментальная модель СМИ функционировала более чем 70 лет  в виде вертикальной структуре изданий. В середине 90-х была испробована модель ж-ки как “власти”. С горизонтал. cеткой изданий и кредоопозиционности к др. властям. Одновременно ж-ка почувствовала свою доминирующую роль в полит. успехе у электората. Прошедшие выборы в референдумы закрепили у журналистов склонность к электоральной модели развития ж-ки. Особенные геополит., полит., идеологические и эконом., факторы, кот. Сложились в РБ, стали причиной укоренения и развития именно этой модели ж-ки.

Факторы установления:

1) экономический.  Ж-ты на себе проверили рыночные  отношения, столкнувшись с дефицитом  ресурсов на информ, полиграфическом,  бумажном рынках. Выход только  в дотациях, рекламном и грантованом  функционировании. Активизация в них только во время выборов,

2) политические. Модели ж-ки - дань переходному  периоду, когда о-во насыщено  выборными процессами. СМИ стали  чуть ли не главной политической  трибуной,

3) идеологические. Усиливают электоральную модель  ж-ки. Поиском идет для РБ и ее СМИ.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"