Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 
4. Газеты "Наша доля" і "Наша ніва" ў адраджэнcкім працэсе

«Наша доля»  - первое легал.период. издание на бел.языке, общ-полит и литю газета - выходила с 01.09 до 01.12 1906 года в Вильне кирилицей и латиницей.

Издавалась  группой мелко-буржуазной и левонародницкой  национальной партией «Беларусская сациалистическая грамада». Редактировал и издавал И. Тукеркес. Активнное участие в образовании газеты и издании первых номеров принимала Цетка. Первое стихотворение Я. Коласа «Наш родны край».

В передовой  статье к читателям газета выступала  за участие в революционном движении, социальную и экономическую свободу, развитие самосознание рабочих и крестьянства, просвещение и народный язык.

Публиковались остро-пкублицистические статьи и  агитационные артикулы, в которых  вскрывалась антинародная политика царизма.

Газета информировала  про революционные события в  стране.

После 4-го номера в результате раскола редакции создается газета «Наша нива».

Вышло 6 номеров. На газеты неоднократно накладывался арест, а редакция привлекалась к  криминальной ответственности –  по судебному приговору издание  газеты запрещается, а редактор приговаривается е тюремному заклбчению на 1 год.

Газета «Наши нива» - общ-полит., науч-поп. и лит-худ. издание, которое выходило на бел.языке в Вильне с 10.11 1906 по 07.08.1915.

Издавалась  группой мелко-буржуазной и левонародницкой  национальной партией «Беларусская сациалистическая грамада». Редакция – издатели С. Волький, А. Власов, Я. Купала.

Социально-политичекая  позиции газеты – противоречивые, зависили от  конкретной ситуации, точки  зрения редактора и автора. Совмещали  оиберально-просветительские и революционно-демократические взгляды. 

Выступала против велокодержавной политики царизма и шовинизма польских церковных кругов, в некоторых случаях пропогандировала националистические идеи обособленной жизни белорусов. Выступала за освещение освободительного движения, тяжелой жизни белорусских эмигрантов, свободу печати, совести, развитие национальной культуры всех народов. Важной задачей считала всестороннее развитие духовной культуры белорусского народа, создание оригинального белорусского стиля в поэзии, театре,музыке и изоброзительном искусстве.

Поддерживала  все формы народного творчества. Только в первые три года в - 246 стихотворений 61 поэта, 36 прозаиков, 91 повесть, 906 корреспонденций. На ее страницах впервые увидели свет многие произведения Купалы (Поэмы «Курган», стихотворения и примерно 30 статей). Колас публиковал 125 стихотворений, 40 рассказов, отрывки из «Новой земли», статьи. Газета способствовала становлению белорусской культуры. Ее работники проводили организационно-художественную, научную работу в главной белорусской книжной типографии, создали теартрально-музыкальные кружки и профессиональные коллективы, способствовали становлению театра Буйницкого, создали белорусский музей в Вильне.

 

 

5. Беларускі друк у гады Вялікай  Айчыннай вайны

Да 22 чэрвеня 1941 г на Беларусі выдаваліся 252 газеты, агульны наклад якіх складаў звыш 1 млн экземпляраў.

22 чэрвеня была  нядзеля, у панядзелак газеты  не павінны былі выдавацца,  аднак, журналісты прыйшлі на  працу. 23 чэрвеня выйшлі нечарговыя  выпускі “Звязды” (на 2 дзень разбамбілі рэдакцыю), “Советской Белоруссии”: паведамленні пр напад, указы Вярх савета БССР аб мабілізацыі, ваенным становішчы і іншыя дак. Да 12 гадзін ЦККПб(б) налідзіў выпуск лістовак., плакатаў для жахароў і непрыяцеля.

Нямецкія войскі хутка займалі тэрыторыю Беларусі. Усюды, дзе яны з’яўляліся, мясцовыя газеты пераставалі існаваць. Восеню 1941 сістэма друку, якая была складзена ў даваеннай Беларусі, была цалкам знічтожана.

У гады ВАВ друк быў падпольна-партызанскі і калабарацыянісцкі.

1) Першыя падпольна-партызанскія газеты былі газетамі-плакатамі, фарматам А4 - напрыклад “Раздавім фашыстскую гадзіну”.

У гады ВАВ выходіла больш 170 падпольных і партызанскіх газет.

Падпольная газета “Звязда” – 18 мая 1942 года 1-шы нумар, рэдактар Уладзімір Амельянюк (помнік -  ў агароджы Чырвонага Касцёла).

Др: “Палеская  праўда” (Пинск), “За радзіму” Могилев), “Чырвоная звязда” (Барановичи), “Заря” (Брэст).

Упраўленне  палітычнай прапаганды Заходняга фронту выдае газету на белмове “За Савецкую Беларусь”.

22 сакавіка 1942 – у Маскве выходзіць першы нумар “Партызанскай дубінкі”(сатырычны лісток).

У ліпені 1944  выходзяць Советская Белоруссія на рускай мове і Звязда – на беларускай.

2) Калабарацыянісцкія газеты (існавала каля 100) - выпускаліся з дазволу фашысцкага камандавання і неслі прапаганду антыбальшавізму і антыкамунізму.

“Беларуская газэта”( спачатку - Менская газета) -  (займалася антысавецкай самасвядомасцю і папулярызаціяй бел.гісторыі.

Др: ”Баранавіцкая газета” (з 1944 стала звацца “Пагоня” - паведамляла пра становішча на франтах, прапагандавала нацыяналістычныя ідэі), “Беларускі голас” (у Вільні).

Часопісы выходзілі  у Германіі: “Беларускі работнік”, “Раніца”, “Новы шлях”, “Беларуская школа”, “Узвышша”.

Нямецкі друк не паведамляў пра пабеду савецкіх войскаў  пад Масквой. На акупаванай тэррыторыі дзейнічаў “Саюз беларускай моладзі” – яго лічылі здрадніцкай арганізацыяй. Атрыбутыка – Пагоня і флаг.

NB: Ідэйная барацьба падпольных і партызанскіх газет з выданнямі калабарацыяністаў!

Великая отечественная  война – это период, когда в СССР замирают дискуссии о репортаже. Теория журналистики в целом практически не развивается. На практике, напротив, происходит бурный расцвет репортажа. Вся система советской прессы в 1941-1945 гг. была ориентирована на решение общих задач: поднятие народного духа и поднятие трудоспособности, укрепление веры в победу. Перед репортажем встала цель: “высветить в конкретных событиях то, что составляло залог неизбежной победы советского народа”. Таким образом, предметом отражения стал облик солдата, психология поведения.

 

 

7. Віды літаратурна-мастацкай крытыкі і прынцыпы аналізу твораў мастацтва

ЛХК – вид интеллектуальной деятельности, направленный на оценку и объяснение худ. произведений.

ЛХК находится в одной  «связке» лит.процесса с такими дисциплинами, как история литературы и теория литературы (также к частям лит.процесса относятся худ.перевод и бибилиография).

Критик совмещает в  себе массу ипостасей: историк, филолог, литератор, эстетик, искусствовед, психолог.

Критика – как самосознание и конкр.искусства, и екультуры в целом. Но критик должен заниматься этим профессионально.

Критика – от анализа к синтезу.

Адресаты:. читатели, сами творцы и др.профессионалы

Виды ЛХК (по предмету):

1. Литературная (предмет - текущий лит.процесс),

2. Театральная  (сценическое искусство. Особенность – рассматривается коллективное творчество),

3. Музыкальная  (подвиды: оперная, балетная, эстрадная).

4. Художественная (изобразительное искусство),

5. Кинокритика  (берёт своё начало в 13-15-х  гг., становление – в 20-30 годы, развитие в 60-70-е гг),

6. Телевизионная  критика.

У всех видов  критики – одни задачи, сходны их функиии. Различны виды искусства, на которые  они направлены. И в этом – своеобразие работы критиков различных номинаций.

Виды ЛХК (по объективности):

1. Импрессионистская (субъективная) – пис.критика (Цветаева, Адамович).

2. Нормативная  (догматичная, эпигональная, идеологичная).

Объективность анализа – это синоним научности. На базе анализа аргументируется оценка, содержащая ясный социальный подход к искусству и действительности.

Объективизм – позиция  противоположная объективности, не принимающая в расчет значение субъективности в художественном процессе.

Субъективность – личностное отношение к художественным явлениям и их качествам.

Субъективизм – своеволие  критических выводов и оценок, происходящее от игнорирования объективных критериев анализа.

Анализируя, критик с  субъективистских позиций устанавливает  объективные законы процесса. Поэтому  диалектика внутреннего единства объективных  и субъективных начал в критической деятельности.

Условия объективности критического анализа:

1. почувствовать каким  масштабом жизненной правды нужно  мерить конкретное произведение, и в какую систему объемной  правды его можно вписать;

2. для самого себя искать  более обширную систему координат, чем предполагает исследуемое явление – чтобы не сместить истинные пропорции изображаемого.

3. проверка практикой:  выяснить, насколько основательны  те эстетические законы, которые  провозглашает и из которых  исходит критик.

4. осознание места данного явления в общем художественном процессе или творчестве конкретного художника.

5. диалектика субъективного  и объективного: оценка явлений  искусства больше тяготеет к  объективному, склонна к общепринятому  месту в художественном процессе; анализ же больше тяготеет к субъективному, ибо должен открыть новое, увиденное именно этим критиком.

Проблема  критики – расплывчатость критериев оценки (не важно, что – важно, как).

 

8. Інфармацыйныя агенцтвы Рэспублікі  Беларусь

Информационные агентства заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения они отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д.

Характер передаваемой информации только поначалу был предельно краток. Со временем стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла эксклюзивная информация, подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей».

Сегодня в Министерстве информации зарегистрировано девять белорусских информационных агентств. Это БелТА, БелаПАН, "Интерфакс-Запад", Агентство финансовых новостей (АФН), "Экопресс", агентство Владимира Гревцова, "Минск-Новости", "Прайм-ТАСС" и "ЛБЛ-Ньюс". В Беларуси работают также корпункты агентств "ИТАР-ТАСС", РИА "Новости", "Союз-инфо", "Ассошиэйтед Пресс", "Рейтер".

БелТА – «Белорусское телеграфное агентство» — самое крупное из них: 70 журналистов в аппарате, собственные корпункты в Стокгольме, Вильнюсе и Москве (планируется вскоре открыть их в Германии, Польше, Франции и на Украине). Помимо новостной ленты и фотографий, передаваемых подписчику в режиме on-line, здесь можно приобрести информационные и тематические фотоподборки, художественные и документальные фотовыставки любого содержания (фототека насчитывает более 50 тысяч снимков) Кроме того, агентство издает «Календарь БелТА», «Календарь знаменательных дат и событий», «Экономический вестник», а также вестники «Социум», «Культура».

Особенное внимание обращают на себя недельные рабочие графики  Президента и Премьер-министра, рабочие планы руководителей министерств и ведомств, а также областной и районной «вертикали». Дело в том, что БелТА обладает статусом центрального государственного агентства, и специальным указом Президента ему предоставлено право первоочередного получения и распространения достоверных сведений о деятельности самого главы государства и его Администрации, Совета Министров и Совета Безопасности, Национального собрания и других властных структур, а также высших должностных лиц страны, что способствует созданию наиболее полной картины официальной жизни республики.

БелаПАН — «Беларускае прыватнае агенцтва навін» — располагает разветвленной сетью собкоров во всех регионах страны, а также в России, Прибалтике, Украине, Польше, Чехии. В 2001 году оно вошло в ассоциацию частных информационных агентств Восточной и Центральной Европы, что дало ему возможность сотрудничать с 30 партнерами. Своим абонентам оно ежедневно предоставляет около 100 сообщений разной направленности. Они попадают к адресату, как правило, через новостную ленту, которая делается в режиме реального времени, а некоторые из них, находящиеся в свободном доступе — через сайт, который открыт в 1999 году. Говоря об издательской деятельности агентства, следует отметить прежде всего 3 вестника: «Белорусская неделя», «Белорусское экономическое обозрение» и «Белорусское военное обозрение». Также - бюллетень «Зеркало», в котором ежемесячно отражаются успехи белорусской социологии, ежедневный выпуск «Мониторинга белорусских СМИ» или «Тематического мониторинга газет», посвященных изучению популярности программ и рубрик печати, радио и телевидения и содержащих публикации из 25 центральных и региональных изданий на языке оригинала — русском и белорусском

«Интерфакс-Запад» — хотя и бывший филиал «чужого», российского, агентства, однако уделяет Беларуси очень большое и всяческое внимание. Его головной офис находится в Минске, а в Бресте, Витебске и Могилеве «прописались» отделения, в Гомеле и Гродно — корпункты. Постоянными клиентами являются ведущие СМИ, крупнейшие компании и предприятия, банки и государственные структуры республики, а также зарубежные посольства, аккредитованные в Беларуси. Им, в первую очередь — СМИ, ежедневно, кроме выходных, по часам, на русском и английском языках, предлагается 5 блоков местных новостей (они называются «бюллетенями новостей»), преимущественно политического и экономического характера (но не исключается и криминал, происшествия, громкие судебные процессы, все необычное и курьезное, что случается у нас).

ЭКОПРЕСС. Учредитель - ОДО “ЭКОПРЕСС”, основанное в 1993,  изначально специализировалось на сборе, обработке и распространении оперативной информации о ситуации на белорусском финансовом рынке, став таким образом одним из первых негосударственных ИА. Официальный статус СМИ ИА “ЭКОПРЕСС” приобрело в январе 2002 года, когда оно было зарегистрировано Министерством информации. Сначала дайджестов экономических новостей на основе сообщений других информационных агентств, а потом и создавалась собственная служба новостей со своей сетью штатных и внештатных корреспондентов. В качестве новостного агентства ИА “ЭКОПРЕСС” ежедневно готовит и распространяет среди своих подписчиков сводки экономических новостей (о деятельности промышленных предприятий, торговых компаний и банков, о состоянии финансового и фондового рынков, о решениях законодательных и исполнительных органов власти и т.д). Сейчас информация: массово-политическая, производственно-практическая, научно-популярная, для досуга В сети Интернет: сайт (1997)  и  Интернет-проекты.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"