Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

Характерная деталь: иногда на стр. газет проходит волна дискуссий как эхо о суждениях национальной идеи для РБ на власных и оппозиционных заседаниях.

 

15. Журналістыка як палітычны інстытут грамадства

Политика – процессы в государстве и обществе, связанные с влиянием и управлением.

Журналистика – соц-полит.институт, который влияет н общество.

Возникшая как  следствие определенного этапа  формирования политической системы, журналистика в одно и то же время явилась и продуктом общественной жизнедеятельности, и фактором общественного развития.

Свойство журналистики  в одно и то же время быть следствием и причиной чего-либо в общественной жизни – один из законов ее функционирования. Этот дуализм применим и к «взаимоотношениям» журналистики и политики.

Выяснение особенностей взаимодействия журналистики и политики было и отсается традиционной темой для дискуссий  и исследований. В советское время  проблемы соотношения политики и  прессы лежали в основе всех работ  по теории и истории журналистики. Движение в направлении к “медиакратии”, сопровождающееся порой обратным зависимым положеним СМИ  вновь ставит на повестку дня влияние журналистики на политические и общественные процессы, выражающиеся в конкретном ее взаимоействии с конкретными людьми.

В плане  вовлечения граждан в политику журналистика способна:

1) представять  информацию от власти к обществу  и наоборот;

2) выражать общественное  мнение;

3) критиковать и контролировать  политические решения;

4) осуществлять политическое  образование.

Представляя интересы общесва в политическом процессе, журналистика может выступать субъектом политического процесса, так как именно она способна вовлечь людей в политический процесс. Журналистике, как никому другому из субъектов политического процесса, выгоден высокий уровень политического участия граждан, поскольку это качественно меняет отношения СМИ с аудиторией – аудитория становится более заинтересовннной в получении информации о политической жизни, более склонной на диалог, появляется больше информационых поводов для обращения к политической тематике, растут авторитет и тиражи изданий.

Общество и политические единицы и объединения требуют  от журнаистики порой взаимоисключающих  действий – например, объективности  и наличия собственной позиции.

Проблема: Понятия журналистика и политология полностью соотносимы. Особенно это проявляется в контексте эволюции и политики, и журналистики. Журналистика изучает общие закономерности функционирования СМИ, в том числе и как специфического социального института. Многие основатели СМИ, а также координирующие органы как субъекты правового и экономического регулирования медийной (суд, правит-во, парламент) входят в структуру политяч-х институтов общ Политология - интегральная наука о политике, о ее взаимодействии с личностью и обществом. Программа: журналистика, будучи по природе полифункциональной, является компонентом не только соц. ветви общества (институт образования и культуры), его экономической инфраструктуры (медиа-бизнес), гос. и полит. сферы.

Медиаполитология - наука о закономерностях функционир-я ж-ки как политич. института об-ва. Она изучает эволюцион-е усложнение ж-ки в политич. жизни и системе взаимодействия политич-х институтов об-ва. Объект политологии ж-ки - редакции СМИ, политич-е институты об-ва, ж-ты и политики, потребители инф-го продукта, материалы газет, программы R и TV.

 

 

 

16. Система стилей современного белорусского языка.

Да кніжных стыляў належаць навуковы, афіцыйна-справавы, публіцуыстычны і стыль мастацкай літаратуры. Стылям вуснай мовы з’яўляецца гутарковы.

Для навуковага стылю характэрна функцыя паведамлення. Навуковы выклад дае інфармацыю аб фактах, якія існуюць аб’ектыўна, незалежна і адцягнена ад асобы аўтара. Таму для яго характэрны лагічнасць і даказнасць, словы абстрактнага значэння і абагуленныя паняцці. Вузкаспецыялізіраваная і агульнанавуковая тэрміналогія, абрэвіятуры, пэўны парад слоў у сказе, устаўныя канструкцыі і разгорныя сінтаксічныя структуры. Лексіка з эмацыянальна-экспрэсіўнай афарбоўкай і вобразныя сродкі не ўжываюцца.

Афіцыйна-справавы стыль абслугоувае сферу письмовых афицийных и справавых адносин людзей и устаноу. Письмовы характар у дакументальнае увасабленне афицыйна-справавых тэкстау абумоуливаюць нязменнасць выпрацаваных и замацаваных у практыцы лексичных фармулировак их синтаксичнага. Гэты стыль адрозниваецца ад иншых высокай ступенню стандартызацыи, абъектыунасци выкладу и змястоунай паунатой. Тыпы слоу и зваротау: вышэйназваны, месцазнаходжанне, прыняць да ведама, у адпаведнасци. Эмацыянальна-афарбаваная и пераасэнсаваная лексика не ужываецца.

Публицыстычны стыль – такая разнавиднасць мовы, якая выконвае функцыю уздеяння на слухача, або чытача, яна здольная уплываць на яго перакананни и паводзины. Адметныя рысы: вобразнасць, грамадзянскасць, наяунасць сродкау станоучай або адмоунай экспрэссии. Аснову гэтага стылю складае грамадска-палитычная лексика, эмацыянальна-ацэначныя словы и фразеялагизмы, вобразныя параунанни и экспрэссиуна-звязаныя спалучэнни слоу. Для яго характэрна дакументальная дакладнасць инфармацыи, некаторая афицыйнасць.

Мастацки  стыль, або стыль мастацкай литаратуры не валодае сваёй характэрнай лексичнай систэмай, як иншыя стыли. Гэты стыль складаная и неаднародная зъява, што выходзиць за межы функц. стыляу мовы. Ен увасабляецца у творах мастацкай литаратуры. Усе адзинки инш. функц. стыляу письмовай и вуснай разнавиднасцяу мовы прыдатны для мастацкага стылю, яки непадпадае нарматыуным ацэнкам.

Гутарковы стыль вылучаецца на узроуни вусна-гутарковай мовы, якая арганизавана у форме нязмушанай размовай двух и больш удзельникау и мае характар неафицыйнай, непадрыхтаванай, непубличнай. Лекика гэтага стылю у асноуным належыць бытавой сферы жыцця и выступае як стылистычна-знижаная.

 

17. Медыярыторыка. Тыпалогія рытарычнага ідэалу ў СМІ.

Фігуры маўлення – гэта асобыя формы сінтаксічных канструкцый, пры дапамозе якіх узмацняецца выразнасць (экспрэсіўнасць) маўлення, павялічваецца сіла яе ўплыву на адрасата. Риторический идеал – речевая модель, которая складывается в обществе в определенное время. В отечественной речевой среде выделяют три риторических идеала:

ü  американизированный (западный) – диалогичен по форме, но монологичен по содержанию. Для оратора данного типа характерно изначальное знание ответов на все вопросы, неумение выслушать до конца, искусная манипуляция аудиторией, умение создать видимость диалога (Г.Греф, И. Хакамада).ü  советский (тоталитарный) – монологичен по форме и содержанию. Тем, кто ему следует, не нужен думающий слушатель (собеседник тоталитарной риторики  использует различные формы вербального  воздействия от внушения до принуждения). Эта риторика агрессивна. В ней всегда присутствует установка на борьбу (Зюганов). В советском риторическом идеале всегда присутствует  элемент недосказанности, информативной неполноты. Тоталитарная риторика приобретает сегодня современные черты, такие как великодержавность, напыщенная фольклорность, пафосность.ü  восточно-христианский – будущее за восточно – христианским риторическим идеалом, восходящим к Сократу, а также к религиозному и академическому красноречию.  Он диалогичен по форме и гуманистичен по содержанию, в нем господствует не анализ, а синтез, отсутствует самоутверждение автора.3.       При подборе доводов установка на ясность породила особый риторический склад мышления. Это мышление рациональное, для него характерны систематизация, классификация, обобщение, схематизация как принципы работы с материалом. Для него характерно также желание оратора исчерпать все мыслительное поле вокруг данного предмета. Подбирая аргументы, оратор стремится развернуть  все возможные мыслительные ходы, предельно проявить картину для себя самого и предвосхитить аргументы противника.Композиция речи.

1.       Теория выдвижения.

2.       теория расположения доводов.

3.       теория частей ораторской речи.

 

 

 

 

 

18. Iнфармацыйна-камунiкатыўная сутнасць рэдагавання матэрыялаў СМI.

1 лекц. курс был прочитан  в МГУ в 1952 профес. Былинским.

Практикум по лит ред, авторы Абрамович, Лазаревич.

Понят вошло в обиход практиков и теоретиков печати в  кон 40-х г, после выхода книги Былинского «Основы литературного редактирования и правки газетных материалов»

Особен ред  газетных материалов: редактор не может не учитывать характер публикаций, их информативность, специфику выражения авторской позиции, близость автора к событию и читателю, условия работы в редакции, её оперативность. Наконец, немаловажно, что редактор работает в этом случае с материалами малых литературных форм.

Ред. анализ текста- метод  его рассмотрения и изучения на основе расчленения целого на составные  части, определение и рассмотрение входящих в него элементов. Ред. анализ имеет нек. общие черты с читательским и авторским анализом( мыслительные операции, связанные с вычленением составных частей текста для оценки как отдельных сторон, так и произведения в целом; субъективный характер процесса: редакторский анализ, как авторский и читательский, во многом зависит от эрудиции, профессионального опыта, вкуса редактора). Ред. анализ -  удовлетворение коллективных потребностей предполагаемых читателей. В отличии от авторского редакторский анализ более дифференцирован, социально-целенапрвлен и объективен в оценке качества рукописи. Это глубокий, всесторонний, критический разбор рукописи.

 анализ, оценка  и правка текста – осн. задачи ред. труда. Цель ред. анализа - определить реальную ценность произведения, помочь автору в совершенств

В лекц Былинского лит  ред трактов как единый процесс, в который входит анализ авторского произв с точки зрения его содержания, фактической правильности и точности, так и с точки зрения литературной, и последующая его правка.

«Нельзя заниматься языком текста в отрыве от его содержания... Всякое изменение оттенка мысли  связано с изменением строя предложения. Замена одного слова другим, одной конструкции другой связаны с изменением либо оттенка мысли, либо стилистической окраски текста».3 Эти положения получили дальнейшее развитие в первом вузовском пособии, написанном К.И. Былинским и Д.Э. Розенталем, которое выдержало два издания,4 в книгах Н.М. Сикорского, А.Э. Мильчина, М.П. Сенкевич и других авторов.5

 

19. Метадалогия сучаснага рэдагавання.

а) оценка выбора темы

Критерии:

- актуальность;

- оригинальность;

- соответствие характеру  издания;

Первичную работу, связанную  с тематическим планированием ведет  редактор.

Решая задачу опробации темы, он учитывает характер темы и подход к ее освещению, масштабы проблемы и уровень ее разработки в сопоставлении с избранным видом издания, определяет, насколько типологические особенности будущего издания, связанные с его содержанием, формой изложения, целевым и читательским назначением, позволяют ввести работу в русло той или иной серии.

б) разработка темы

То есть всесторонняя оценка редактором содержания рукописи с точки  зрения методологической (с каких позиций автор подошел к раскрытию темы), идеологической, научной (верность методологических и идейных позиций, правильность сообщаемых фактов и выводов, соответствие оных новейшим достижениям науки отечественной и зарубежной, новизна выдвигаемых идей, перспективность мышления и трезвый реализм рекомендаций к действиям).

Необходимо ответить на вопросы:

- насколько всесторонне  рассматриваются в рукописи факты,  события, явления;

- показаны ли они в  движении и развитии, в связях  и опосредованиях, во взаимных  переходах;

- не проявились ли в  произведении субъективизм, догматический  подход;

в) фактический  материал

Факт – (в переводе с  латинского «сделанное») действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; форма человеческого знания, которая должна обладать достоверностью;

Процесс сбора фактов должен носить творческий характер, быть подчинен определенной задаче.

Задачи:

- определение качества  фактического материла (удачны ли  приведены факты, типичны ли они для данного явления, выражают ли главное, существенное или второстепенное, не делает ли автор выводов на основе случайных примеров);

- установление достоверности  приведенных фактов;

г) цитаты и цитирование

Цитаты – части текста, выписанные из другой книги или статьи без всяких изменений. Различают иллюстрированные (подтверждающие какую-либо мысль) и аналитические (составляющие часть аналитического материала).

Задачи:

- установить, нужны ли  цитаты для разработки темы, нет  ли возможности сократить число приведенных высказываний, какие из них обязательно оставить;

- соответствуют  ли цитаты источнику, не допущены  ли ошибки в ходе

цитирования;

д) вопросы смысловой (логической) организации текстового материала

Материал должен соответствовать  требованиям логики, точности, определенности, непротиворечивости, обоснованности.

Для борьбы с логическими  ошибками требуется знание принципов формальной логики.

Разновидности основных (потому что выражают наиболее общие свойства мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность) логических законов:

- закон противоречия (принцип  непротиворечия): дистантные противоречия (когда несовместимые высказывания разделены большим текстовым интервалом (абзац, страница, глава);

- закон тождества (устранение  «разночтения»). Каждая мысль (понятие,

суждение) в ходе конкретного  интеллекутально-речевого акта должна быть тождественна самой себе;

- закон исключенного третьего;

- закон достаточного основания.  Предполагает проверку достоверности

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"