Основы журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 02:19, контрольная работа

Описание работы

Идея текста (зачем?): стремление разобраться в вопросе опеки, сиротства и неблагополучных семей. Главную мысль можно было бы сформулировать в нескольких фразах: «Ребенку в семье лучше. Можно отдать малыша в интернат, отобрать родительские права у отца и матери, разрушив семью и повергнув ее в отчаяние и горе, но стоит ли это того, если с семьей можно работать, восстанавливая ее и возвращая в дом счастье?». Идея текста – это, своего рода, положительное побуждение (делай, как мы!), призывающее развивать европейские тенденции работы с семьями.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №2.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа №2 по тексту №3 Малашенко Анастасии, 108 группа

  1. Тема текста (о чем?) – сиротство и детское неблагополучие как проблема современной России, а также способы решения этой проблемы (ситуативный подход).

Идея текста (зачем?): стремление разобраться в вопросе опеки, сиротства и неблагополучных семей. Главную мысль можно было бы сформулировать в нескольких фразах: «Ребенку в семье лучше. Можно отдать малыша в интернат, отобрать родительские права у отца и матери, разрушив семью и повергнув ее в отчаяние и горе, но стоит ли это того, если с семьей можно работать, восстанавливая ее и возвращая в дом счастье?». Идея текста – это, своего рода, положительное побуждение (делай, как мы!), призывающее развивать европейские тенденции работы с семьями.

Замысел журналиста: обратить внимание российской общественности на проблему неблагополучных семей. По моему мнению, Анна Старобинец, автор данного текста, хотела раскрыть для читателей детали работы органов опеки, волонтеров, рассказать истории из жизни разных людей, поставить вопросы, которые необходимо решать. Такие действия журналиста, как правило, вызывают общественную реакцию, побуждают народ и власть к определенным действиям, к решению проблем и вопросов.

  1. Последовательность действий журналиста по сбору информации: изучение «закона Димы Яковлева» и экспертно-общественных мнений, вызванных появлением этого закона;  выяснение деталей дела о планировании создания Госдумой Министерства по делам сирот и рассмотрения во втором чтении закона об опеке и социальном патронате; изучение информации, касающейся противников «вывоза» детей на Запад, краткое интервью с ними (Сергей Кургинян и его видеоролик на сайте anti-ju-ju.livejournal.com., Михаил Агафонов, экс-редактор сайта Милосердие.Ru, один из авторов нынешнего законопроекта — Алла Дзугаева, Борис Альтшулер, правозащитник, руководитель фонда «Право ребенка»), сбор информации о демонстрациях и протестных письмах родителей (прошлые события); обращение в организацию «Волонтеры в помощь детям-сиротам», беседы с волонтерами, разговор с психологом; посещение неблагополучных семей, общение с родителями, участие в беседе волонтеров с родителями (семья Голиковых), изучение историй семей; анализ ситуации с психологом Юлей, обращение в «Теплый дом» и беседа с директором этой волонтерской организации Татьяной Богдашовой; обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних и интервью с зампредседателем балашихинской КДН Инной Соколовой, попытка интервью с руководителем управления опеки и попечительства Ириной Казанцевой, запрос на интервью с И. Казанцевой в Министерство Образования г. Москвы; обращение в органы опеки Орловской области, беседа с Еленой Назаровой, начальником отдела по защите прав несовершеннолетних, посещение двух орловских уже восстановившихся семей.

Познавательные задачи, которые решались журналистом: выработка заявки на тему (изучение «закона Димы Яковлева», постановка общественно-значимой проблемы в масштабах страны, планирование хода работы), сбор предварительных данных (изучение документов, информации интернет-сайтов, прошлых событий, связанных с данной темой), определение конкретного предмета изучения (детализация плана действий, уточнение и дополнение практических шагов, запросы в интересующие организации), направленное изучение предмета (посещения интересующих мест, объектов, интервью, установление причинно-следственных связей, умозаключения и выводы, описания и обсуждения вариантов решения проблемы). Познавательная деятельность журналиста была ориентирована на подготовку проблемно-аналитического материала.

Характеристика действий журналиста: на мой взгляд, журналист последовательно выполнил все условия познавательной деятельности. В тексте чувствуется хорошая осведомленность автора о событиях прошлого, настоящего и планируемого скорого будущего. Бесспорно, журналистом была проделана колоссальная работа: от поиска информационного повода и постановки проблемы, до сбора предварительных, организационных, личных данных и установления причинно-следственных связей. Возможно, автор текста не дал четкого ответа на вопрос «что делать?», то есть не раскрыл условия описания и обсуждения решения проблемы. Однако одному человеку не под силу решить проблему страны. Выбор остается за каждым гражданином, но позиция журналиста ясна: семьи нельзя разрушать, им необходимо помогать воскресать, и тогда дети будут защищены и счастливы, а родители – здоровы и полны сил жить… жить ради жизни, ради своих детей.

  1. Исходный информационный импульс – планирование Госдумой создания Министерства по делам сирот и рассмотрение во втором чтении закона об опеке и социальном патронате. На мой взгляд, именно эта информация побудила журналиста разобраться в схеме работы органов опеки и попечительства и выяснить, можно ли, и если «да», то как, спасти семью, которую, как считают органы опеки, можно только разрушить.

Конкретный информационный повод - сообщения о событии, которые могут вызвать изменения в жизни, поведении, взглядах, знаниях, информированности, опыте значительной части аудитории. Именно таким событием, вызвавшим широкий общественный резонанс, стал «закон Димы Яковлева» (импульсный информационный повод). Благодаря этому закону, проблема сиротства в России стала злободневной темой, к ней возрос интерес, а, следовательно, и появились поводы к обнародованию многих данных, к журналистским расследованиям и исследованиям.

Оценка характеру события, реалиям, лежащим в основе текста: если немного уйти в истоки материала, то стоит начинать с трагедии Димы Яковлева. Пожалуй, имена эта история – скрыто-сюжетная основа данного текста. Судьба одного ребенка, заставившая вздрогнуть миллионы сердец россиян, дала сильнейший толчок к обсуждению проблемы сиротства, усыновления/удочерения русских детей западными родителями. Данное событие – удар для всей страны, и это не единичный, но тот самый случай, который наконец-таки вызвал бурю протеста, дал серьезный повод к исследованию работы соответствующих органов, к появлению подобных материалов. Безусловно, эта трагедия и основанный на ней материал позволяет нам определить критерии данной новости, такие как общезначимость, драматизм, масштабность (в масштабах страны).

Каналы оповещения журналистов: На мой взгляд, четких следов использования каналов оповещения журналистов нет. Автор текста не ссылается на пресс-релизы, не оговаривает такие источники информации как пресс-конференции или брифинги. Данный текст более похож на кропотливую, усердную работу по самостоятельному сбору информации и его обработке.

Откуда журналист получил исходную информацию? По моему мнению, «горячая новость» о трагедии Димы Яковлева стала исходной информацией для журналиста. С этой точки началась проблемно-аналитическая деятельность автора текста, его собственное исследование.

  1. Типы источников информации: документ: «закон Димы Яковлева» (один из основных источников информации, благодаря которому проблема сиротства была вынесена на всеобщее обозрение), законопроект, рассматриваемый во втором чтении, об опеке и социальном патронате (источник информации, побудивший обратить внимание на работу данных органов), информация с сайта anti-ju-ju.livejournal.com. (информация, размещаемая на сайте Сергеем Кургиняном для усиления общественного мнения в определенном направлении); человек: все участники диалогов (родители, представители организаций, волонтеры, психологи – люди, сформировавшие представление о жизни неблагополучных семей, об их проблемах, ценностях, взглядах на жизнь); среда: описание состояний жилищных условий, в которых существуют неблагополучные семьи, со слов журналиста, видевшего все своими глазами (описание квартиры Голиковых, требующей срочного ремонта, деревни Березовый Дол, уродливой и грязной).

Задача журналиста – наиболее полно осветить тему материала, ответить на поставленные вопросы и предложить пути решения проблем. Помогли ли источники информации осуществить поставленные задачи? Безусловно, помогли! Такие источники информации как среда и документ дали самое широкое представление о жизни неблагополучных семей. С их помощью журналист открыл для читателя некий новый мир. Смог ли автор текста ответить на главный поставленный им вопрос: можно ли сохранить семью, когда органы опеки считают, что ее нужно разрушить? Смог. И в достижении этой цели журналисту помог источник информации – человек. Благодаря беседам с членами неблагополучных семей, волонтерами, психологами, представителями органов опеки читатель вместе с автором текста, наверняка, приходит к выводу о том, что сейчас – самое время менять систему опекунства в другую сторону: семьи восстанавливать, а не разрушать!

Первичные источники информации – генераторы новости: первоисточники – люди: Люба Голикова, психолог Юля, волонтер Алиса, Михаил Агафонов, Алла Дзугаева, Борис Альтшулер, Инна Соколова, Ирина Казанцева, Светлана, Елена, Елена Назарова.

первоисточники – документы: «закон Димы Яковлева», законопроект, рассматриваемый во втором чтении, об опеке и социальном патронате, видеозапись с сайта anti-ju-ju.livejournal.com

Вторичные источники информации: немного из истории семьи – эту информацию мы получаем в пересказе журналиста, а не из первых уст («У Голиковых суд был уже трижды, и каждый раз детей оставляли в семье — не без помощи волонтеров, которые выступали на стороне защиты. Опека планирует обращаться в суд снова»), истории животных, полученные также в пересказе журналиста («Вслед за ротвейлером является отравленная овчарка — Любовь ей делает капельницы. Потом упавшая с высокого этажа кошка. Другая кошка, слепая») и т.д.

Баланс по отношению к задачам: осуществление задач преимущественно оказалось выполнено силами первичных источников информации. На мой взгляд, это идеальное распределение, поскольку основную информацию читатель должен получать из достоверных источников, а переосмысление и дополнение – дело вторичных источников информации, текст которыми не должен быть забит.

  1. Виды документов, которыми пользовался журналист: «закон Димы Яковлева» (по характеру информации – справочный, так как используется для создания контекста, по степени достоверности – первичный, так как сфера государственной законотворческой деятельности), законопроект об опеке и социальном патронате (по характеру информации – справочный, так как создает контекст, по степени достоверности – первичный, так как сфера государственной законотворческой деятельности), видеозапись с сайта anti-ju-ju.livejournal.com (по характеру информации – личный, так как принадлежит определенному человеку, по степени достоверности – первичный, так как в нем есть призыв и оценка события, произошедшего 9 февраля 2013 года, антиювенальный «съезд родителей»).

Информация и опора на документы: журналистом документы использовались исключительно с целью создания контекста. Ни один из вышеперечисленных документов не был в полной меры раскрыт и освещен для читателя за отсутствием необходимости. В данном тексте журналист не ставил перед собой цели рассказать об этих документах. Наоборот, официальные данные стали хорошей почвой, с которой началось основное журналистское исследование. Так, говоря о «законе Димы Яковлева», автор текста утвердил проблему, обозначив ее важность в современном обществе; подметив план Госдумы о разработке нового закона, касающегося органов опеки, журналист поставил цель своей работы – выяснить, можно ли сохранить семью, если опека видит единственный выход ее разрушение; в контексте видеозаписи с сайта ЖЖ журналист рассказывает о антиювенальном съезде родителей.

  1. Метод интервью в тексте. В авторском тексте метод интервью используется достаточно широко. Представлены различные виды интервью – от интервью комментария до интервью проблемного. Так, в главе «Родовое неблагополучие» в интервью-комментарии с психологом Юлией защищается позиция существования ребенка в семье, а не в интернате. Интервью проблемное в главе «Монстры опеки» открывает читателю новое мнение на решение проблемы неблагополучных семей. Этот взгляд на злободневный вопрос и демонстрирует нам ту работу органов опеки, с которой сегодня необходимо бороться, ломать систему и внедрять тенденции Запада. В интервью-мнении со Светланой из Березового Дола чувствуется полярность позиций журналиста и интервьюируемого, неприятие и непонимание взглядов друг друга. Интервью-комментарий с Еленой Назаровой, в котором обсуждаются тенденции решения вопросов сиротства на Западе, отличается от интервью-комментария с одним из авторов законопроекта Аллой Дзугаевой тем, что вопросы журналиста в материале звучат косвенно, не от первого лица. На мой взгляд, метод интервью использован журналистом очень уместно и разнообразно.
  2. Метод наблюдения. В авторском тексте «Бес сиротства» широко применялся метод наблюдения. Журналист непосредственно контактировал с той действительностью, средой, которую описал (прямое наблюдение), не выполнял определенных функций в коллективе, но наблюдал все со стороны (не включенное наблюдение) и свое присутствие не скрывал (открытое наблюдение). Анна Старобинец ярко и живо передавала условия, в которых живут семьи, описывала среду, характеры людей («Под ногами хлюпает — возможно, когда-то покрытие было ковровым, но теперь это органика. Обои свисают клочьями. Любовь, голубоглазая круглолицая женщина в бейсболке, любезно предлагает нам сесть на грязное одеяло»; «Наконец является руководитель управления опеки и попечительства Ирина Казанцева, дородная тетка в черной облегающей кофте и крупных бусах, на лице — тоска. Именно она будет «патронировать» семью Голиковых, когда закон вступит в силу»). Метод наблюдения помог передать ту действительность, в которой живут неблагополучные семьи, эмоции и впечатления, которые получаешь, попадая в тот мир. Для раскрытия замысла метод наблюдения стал той частью, без которой не было бы эффекта полноты описываемой журналистом картины. Благодаря использованию этого метода, читатель проникся чувством жалости к этим семьям, желанием помочь, решить проблему.
  3. Нормы: по моему мнению, журналист четко соблюдал при сборе и обработке информации правовые, технологические и этические нормы. Нарушений в его действиях нет. Примерами соблюдения правовых норм является запрос в Министерство образования Московской области об интервьюировании Казанцевой Ирины, руководителя управления опеки и попечительства, этических норм – распространение и комментирование достоверной информации, отсутствие использования недостойных и незаконных способов ее получения, технологических норм – соблюдение правил работы с источниками информации.
  4. Проверка информации: на мой взгляд, в тексте недостаточно ссылок, позволяющих подтвердить достоверность всей информации. Не исключено, что часть материала – это субъективное впечатление журналиста. Частично информацию о жизни семей подтверждают слова волонтеров, психолога Юли, Инны Соколовой. Для проверки информации журналист использует метод сопоставления полученной ранее информации с новой. Наиболее достоверной частью из всего текста можно считать главу «Законоборцы и законотворцы», в которой суть законопроекта об опеке и социальном патронате подтверждается многими лицами. Для проверки этой информации автором текста использован метод подтверждения из нескольких независимых источников.
  5. Оценка качества текста: 9 из 10 за минимальные «минусы» в создании текста, такие как мизерный недостаток ссылок на достоверность информации и использование документов как источников информации исключительно в целях создания контекста.

Информация о работе Основы журналистики