Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка
1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.
1925 – первые радиостанции,
15 ноября 1925 – рождение радио в РБ, радиогазеты
1926 – первая радиомачта,
1928 – проволочная радиофикация, репортаж,
1930 – строятся радиостанции за городом,
1936 – звукозапись,
1939 – радиозавод,
В эфире звучали собственные произведения Чачота, Коласа. Велись репортажи из квартир известных людей.
Военный период охватывает 1941 год -44. С июня по январь 1942 года вещание не велось. Было восстановлено 3 января 1942 года из Москвы. Вещала радиостанция «Советская Беларусь» до 20 сент. 1944 г. Первый блок: информ.-публицистический (о состоянии на фронтах, письма из партизанских отрядов). Музыка звучала. Богатырев создал контату «Белорусы, партизанские сыновья». Лариса Александровская организовывала концертные бригады. Феномен – репортажи с линии фронта. Вещание осуществлялось 3-мя способами: прямой эфир, патефон и тонфильм (радиофильм – тех. Приспособление для записи звука на воске. Записывали песни, фильмы. Это можно было использовать в эыире не более 3-ех раз). Произведения записывали на кинопленке. Были распространены фельетоны, патриотические композиции, памфлеты. С 25-го марта 1944 года с вагона началось вещание радиостанции совнаркома БССР, а с сентября еще и станция «Советская Беларусь». После войны появилась Минская радиостудия.
1946 – становление радио,
50-е – магнитные ленты,
1962 - БР ведет регулярное вещание на страны дальнего зарубежья,
1962 – монтажное оборудование на Красной,4, ЮНОСТЬ,
1963 – БЕЛОРУССКАЯ МОЛОДЕЖЬ,
1964 – МАЯК,
1972 – КРЫНИЦА,
мало новых передач,
85-91 – гласность и перестройка,
1992 – первое негосуд. Радио «РОКС»,
1993 – первое
белорус.негосудаост. радио «
1995 – цифровое радиовещание,
2001 – Первый
национальный канал, канал
Этапы развития ТВ.
Советский период:
1956 - диктор Тамара Бастун впервые обратилась к телезрителям Минска: "Добрый вечер! Поздравляем с Новым годом! Начинаем наши пробные передачи…"
56-60 – организация вещания Бсср и освоение кино. Не было связи с Москвой, новые программы – детские.
60 – от локального вещания до Республики. Прямой эфир.
МОЛОДОСТЬ (Я ИЗ 60-ЫХ)
УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ РАССКАЗЫВАЮТ
70-80 – цензура
1981 – самостоятельная программа на ТВ.
Постсоветский:
90 – самостоятельное развитие
2000 – БТ
2001 – СТВ,
2002 – ОНТ,
2003 – ЛАД,
2004 – МИР,
2005 – Беларусь - ТВ
Негосударственное ТВ:
Кабельное (БАНТ) - белорусская ассоциация негос. ТВ.
Кабельные студии Минска: Студия МАЗ , МКТ, Рандеву , Зелёная лужайка и кабельные станции Минской области: Серена , Центр , Аста , Шанс-ТВ.
32.
Сучасная сістэма
Аудиовизуальные СМИ подразделяются по след.признакам:
1. По административно-
- республиканские (Белтелерадиокомпания, ОНТ)
- областные
(областные
- региональные (межрегиональные),
- районные,
- городские,
- местные,
- корпоративные.
2. По составу учредителей:
- частное СМИ;
- государственное;
- смешанное.
+ по целеовму
назначению (информационные, обще-полит,
публицистические, литературные, культ-просвет.,
развлекательные, учеб-
На 1 апреля 2010: Электронные СМИ – 235 (165 – гос, 70 – негос, радиопрограмм – 158, ТВ – 77).
Нац.гос.телерадиокомпания РБ:
- Первый канал
- ЛАД
- "Беларусь-ТВ"
- Первый Национальный канал Белорусского радио 2001
- Радиоканал "Культура" 2001
- Радиостанции "Беларусь", "Столица", "Радиус-FM"
- Пять областных телерадиокомпаний.
- Второй национальный телеканал: Телеканал ОНТ, 2002, Радио ОНТ 2007,
- Третий национальный телеканал: Телеканал СТВ 2001.
Мининформ РБ утверждил соц.пакет телепрограмм: "Первый канал", "Лад", "ОНТ", "СТВ", "НТВ-Беларусь" и "Россия-Беларусь". Данный пакет телевизионных программ доводится операторами до всех абонентов по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством РБ.
Телевизионное вещание в Беларуси представлено следующими телеканалами: Первый национальный телеканал, Второй национальный телеканал ОНТ, Лад, Столичное телевидение, Беларусь-ТВ для вещания за границами республики. Так, информационное вещание БГТРК представлено следующими программами: на "Первом национальном телеканале" – "Новости", "Панорама. Информационный канал"; "В центре внимания"; "Вокруг планеты"; "Зона Х", "Земельный вопрос", "Деловая жизнь". На телеканале "Лад" – "Новости"; "Регион". Телеканал «Лад» начал вещание в октябре 2003 г. На телеканале "ОНТ" – информационные программы: "Наши новости", "Наше утро", "Контуры", а также программа "Особое мнение" и ток-шоу "Выбор". На телеканале "СТВ" – информационно-новостные выпуски "24 часа", "168 часов", "Минск и минчане", "Тема дня", "Минщина", "Эксперт". С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 1 февраля 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала "Беларусь-ТВ" Белтелерадиокомпании.
С 2005 года Министерством информации при поддержке Белтелерадиокомпании, ЗАО "Второй национальный телеканал", ЗАО "Столичное телевидение" проводится Национальный телевизионный конкурс "Телевершина".
На Белорусском радио выходят следующие информационные программы: "Радиофакт", "Постфактум", "Регион", "Тема дня", "Прямая линия" и др.
Расширяют свое вещание региональные телевещательные организации - собственное вещание региональных телеканалов занимает от 25 до 45 % от общего объема эфира.
Негосударственное ТВ: Кабельное (БАНТ – бел.ассоциация негос. ТВ). Кабельные студии Минска: Студия МАЗ, МКТ, Рандеву, Зелёная лужайка и кабельные станции Минской области: Серена , Центр, Аста , Шанс-ТВ.
По состоянию на 1 ноября 2007 года деятельность по оказанию услуг населению в сфере кабельного телевидения на территории РБ осуществляет 129 субъектов хозяйствования (с государственной формой собственности – 23, с негосударственной – 106).
В FM-диапазоне республики осуществляют вещание 31 радиостанция, из них 15 в г. Минске.
Мелодия века, Новое радио, Русское радио, Юнистар, Ридио-Пилот, Радио-Рокс, Радиус-FM, Радио BA, Радио ОНТ, Радио МИР, Альфа-радио, Белорусское радио, Радио «Минск».
Спутниковое (Космос ТВ, НТВ +).
Производство телепродукции (ФИТ, Видеофакт, ОКО, Свой круг)
34. Выяўленча-выразныя сродкі тэле- і радыёжурналістыкі
Б.Шоу: есть оин способ написать слово да или нет, но есть 50 способов их произнести.
Для радио:
- слово (осн.требование),
- шумы (док, регулирующие, запись),
- музыка (самост/доп.элемент),
- монтаж + спецэффекты.
Для ТВ:
- слово,
- шумы,
- музыка,
- спецэффекты,
- язык экрана: кадр, план (масштаб), ракурс (угол), тв.монтаж.
I. Радио
Задачи – точно описать объект журн. внимания, достоверно передавать атмосферу, выраж. эмоции, с которыми журналист воспринимает явление.
Выразит.средства:
1) Стилеобразующие (монтаж, звуковая мизансцена, звукообразование, технические средства),
2) Формообразующие (слово, речь, музыка, шум, док.запись вне студии).
Слово и звучащая речь – основное средство передачи интонации. Интонация и экспрессия – осн. приемы общ.воздействия, вне интонации слово не имеет значение. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, и т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя.Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным, от правил печатного слова.
Музыка, шумы - сейчас оценили, много лет считали, что музыка расслабляет. Две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Ее функции: иллюстрировать действия, обозначение места и времени и перемещения в них, передача настроения человека, привлечение внимания. Осн.задача - добиться большей логичности и эффективности воздействия пространства малого экрана на потребителя.
Музыка используется в виде: разбивок между инф.блоками в одной передаче; музыкальной «шапки» программы; звуковой декорации, помогающей представить место действия; звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста; художественного средства для создания целостного звукового образа.
Под шумами в радиожурналистике обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире. Шумы выполняют важные функции: 1) служат звуковой характеристикой ситуации, действия. 2) составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической иллюстрации. 3) приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики.
Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы – тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы – отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.
Выделим формы назначения и использования монтажа: 1) сокращение текста; 2) композиц.перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом; 3) уплотнение времени;
использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; 4) создание различных временных и пространственных планов; 5) создание целостной композиции радиопроизведения.
II. Телевидение – те же средства, что и на радио + свои особенности.
80% информации человек получает через зрение.
Группы выразительных средств:
1) формообразующие (элементы – форма, жанр, композиционные акценты)
2) стилеобразующие (мобильная группа, число средст может меняться от выбора журналистов, формирует стиль программы, индивидуальные особенности психики и манеры изложения материала журналистом).
ТВ-язык – не нужно описывать детали, легкий и простой язык (диалог), общеупотребительная лексика, н главное видео: те же функции + информационная.
Средства: планы, ракурс, наезды, пнорама, монтаж, затемнение… Компьютерные спецэффекты.
В отличие от газеты или книги радио и телевидение приходят в каждый дом, в каждую семью живым человеческим голосом.
В создании сюжета пре-производство (подготовка к съемкам) важно так же, как и постпроизводство (монтаж). Пре-производство состоит из а) исследования и б) выработки концепциии и «визуализации» истории.
- Панорамы, Отъезды, Наезды - только если этого требует сюжет.
- Помните о сочетаемости кадров: - избегать последовательности, состоящей из планов в движении, когда, например, за панорамой следует наезд, а за наездом – кадр, снятый в движении. Старайтесь снимать конец движения. Помните: либо в кадре двигаются объекты, либо двигается сама камера.
- Каждый кадр может быть разделен по шкале субъективности и объективности. Крупный план может быть субъективнее, чем общий план – движушийся кадр субъективнее, чем неподвижный кадр. - - Положение человека в кадре: Если у вас в одном репортаже несколько интервью, убедитесь, что вы снимаете их с разных мест. Смена места действия – довольно сильный «крючок» удержания зрительского внимания.
- Угол съемки: Если во время съемки интервью камера стоит выше человека, это зрительно уменьшает его (ее), а если объектив направлен на человека снизу, это его увеличивает. Как правило, устанавливайте камеру на уровне глаз собеседника либо чуть ниже.
- Реакция человека: Человеческая мимика часто передает атмосферу эффективнее, чем неживые объекты.
- Символьные планы: Иногда их называют "визуальными метафорами". Эти те кадры, которые за 3 секунды могут сказать то же самое, что и 30 секунд закадрового текста. Например - распад коммунизма символизировал единственным кадром: памятник Ленину, опрокинутый с пьедестала, либо кувалда, ломающая Берлинскую стену, либо разорванный красный флаг.
- Стенд-ап: будьте честными. Необходим ли стенд-ап на самом деле, или это просто случай показать себя?
- Интершум: Это третье измерение в телевидении. Это то, что превращает простую двухмерную картинку в трехмерный имидж, приближенный к «реальному миру». Естественный звук всегда находится среди нас. Так что давайте услышим его по телевидению.
36. Інфармацыйная бяспека дзяржавы ва ўмовах глабалізацыі
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.
В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.
А развитие ИТ усугубляют негативные моменты глобализации.
Современное мировое информационное и коммуникационное пространство вызывает большую озабоченность мировой общественности:
1) 25% ресурсов
трудового населения в
2) опасным источником
угроз выступает возможность ко
3) источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.