Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

1925 – первые  радиостанции,

15 ноября 1925 –  рождение радио в РБ, радиогазеты

1926 – первая  радиомачта,

1928 – проволочная  радиофикация, репортаж,

1930 – строятся  радиостанции за городом,

1936 – звукозапись,

1939 – радиозавод,

В эфире звучали  собственные произведения Чачота, Коласа. Велись репортажи из квартир известных людей.

Военный период охватывает 1941 год -44. С июня по январь 1942 года вещание не велось. Было восстановлено 3 января 1942 года из Москвы. Вещала радиостанция «Советская Беларусь» до 20 сент. 1944 г. Первый блок: информ.-публицистический (о состоянии на фронтах, письма из партизанских отрядов). Музыка звучала. Богатырев создал контату «Белорусы, партизанские сыновья». Лариса Александровская организовывала концертные бригады. Феномен – репортажи с линии фронта. Вещание осуществлялось 3-мя способами: прямой эфир, патефон и тонфильм (радиофильм – тех. Приспособление для записи звука на воске. Записывали песни, фильмы. Это можно было использовать в эыире не более 3-ех раз). Произведения записывали на кинопленке. Были распространены фельетоны, патриотические композиции, памфлеты. С 25-го марта 1944 года с вагона началось вещание радиостанции совнаркома БССР, а с сентября еще и станция «Советская Беларусь». После войны появилась Минская радиостудия.

1946 – становление  радио,

50-е – магнитные  ленты,

1962 - БР ведет  регулярное вещание на страны  дальнего зарубежья,

1962 – монтажное  оборудование на Красной,4, ЮНОСТЬ,

1963 – БЕЛОРУССКАЯ  МОЛОДЕЖЬ,

1964 – МАЯК,

1972 – КРЫНИЦА,  мало новых передач, господствует  ТВ

85-91 – гласность  и перестройка,

1992 – первое  негосуд. Радио «РОКС»,

1993 – первое  белорус.негосудаост. радио «ba»

1995 – цифровое  радиовещание,

2001 – Первый  национальный канал, канал КУЛЬТУРА.

 

Этапы развития ТВ.

Советский период:

1956 - диктор Тамара  Бастун впервые обратилась к  телезрителям Минска: "Добрый вечер! Поздравляем с Новым годом! Начинаем наши пробные передачи…"

56-60 – организация  вещания Бсср и освоение кино. Не было связи с Москвой,  новые программы – детские.

60 – от локального  вещания до Республики. Прямой  эфир.

МОЛОДОСТЬ (Я ИЗ 60-ЫХ)

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ  РАССКАЗЫВАЮТ

70-80 – цензура

1981 – самостоятельная  программа на ТВ.

Постсоветский:

90 – самостоятельное  развитие

2000 – БТ

2001 – СТВ,

2002 – ОНТ,

2003 – ЛАД,

2004 – МИР,

2005 – Беларусь - ТВ

Негосударственное ТВ:

Кабельное (БАНТ) - белорусская ассоциация негос. ТВ.

Кабельные студии Минска: Студия  МАЗ , МКТ,  Рандеву ,  Зелёная лужайка  и кабельные  станции Минской области:  Серена ,  Центр ,  Аста ,  Шанс-ТВ.

 

 

 

32. Сучасная сістэма аўдыёвізуальных  СМІ Рэспублікі Беларусь

Аудиовизуальные СМИ подразделяются по след.признакам:

1. По административно-территориальному делению:

- республиканские  (Белтелерадиокомпания, ОНТ)

- областные  (областные телерадиообъединения),

- региональные (межрегиональные),

- районные,

- городские,

- местные,

- корпоративные.

2. По составу учредителей:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

+ по целеовму  назначению (информационные, обще-полит,  публицистические, литературные, культ-просвет., развлекательные, учеб-образоват., научные,  спортивные, финансовые), по типу коммуникационного средства (ТВ, радио, интернет), по форме распр-я инф-ции (радио, твпрограмма), по языку СМИ, по характеру аудитории (этнич., территор.общности, проф.и соц.группы), по тематике (универсальные, многофпрофильные, специализированные).

На 1 апреля 2010: Электронные СМИ – 235 (165 – гос, 70 – негос, радиопрограмм – 158, ТВ – 77).

Нац.гос.телерадиокомпания  РБ:

- Первый канал

- ЛАД

- "Беларусь-ТВ"

- Первый Национальный  канал Белорусского радио 2001

- Радиоканал "Культура" 2001

- Радиостанции "Беларусь", "Столица", "Радиус-FM"

- Пять областных  телерадиокомпаний.

- Второй национальный  телеканал: Телеканал ОНТ, 2002, Радио  ОНТ 2007,

- Третий национальный  телеканал: Телеканал СТВ 2001.

Мининформ РБ утверждил  соц.пакет телепрограмм: "Первый канал", "Лад", "ОНТ", "СТВ", "НТВ-Беларусь" и "Россия-Беларусь". Данный пакет телевизионных программ доводится операторами до всех абонентов по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством РБ.

Телевизионное вещание в Беларуси представлено следующими телеканалами: Первый национальный телеканал, Второй национальный телеканал ОНТ, Лад, Столичное телевидение, Беларусь-ТВ для вещания за границами республики. Так, информационное вещание БГТРК представлено следующими программами: на "Первом национальном телеканале" – "Новости", "Панорама. Информационный канал"; "В центре внимания"; "Вокруг планеты"; "Зона Х", "Земельный вопрос", "Деловая жизнь". На телеканале "Лад" – "Новости"; "Регион". Телеканал «Лад» начал вещание в октябре 2003 г. На телеканале "ОНТ" – информационные программы: "Наши новости", "Наше утро", "Контуры", а также программа "Особое мнение" и ток-шоу "Выбор". На телеканале "СТВ" – информационно-новостные выпуски "24 часа", "168 часов", "Минск и минчане", "Тема дня", "Минщина", "Эксперт". С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 1 февраля 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала "Беларусь-ТВ" Белтелерадиокомпании.

С 2005 года Министерством  информации при поддержке Белтелерадиокомпании, ЗАО "Второй национальный телеканал", ЗАО "Столичное телевидение" проводится Национальный телевизионный конкурс "Телевершина".

На Белорусском радио выходят следующие информационные программы: "Радиофакт", "Постфактум", "Регион", "Тема дня", "Прямая линия" и др.

Расширяют свое вещание региональные телевещательные организации - собственное вещание региональных телеканалов занимает от 25 до 45 % от общего объема эфира.

Негосударственное ТВ: Кабельное (БАНТ – бел.ассоциация негос. ТВ). Кабельные студии Минска: Студия  МАЗ, МКТ, Рандеву, Зелёная лужайка  и кабельные станции Минской области: Серена , Центр, Аста , Шанс-ТВ.

По состоянию  на 1 ноября 2007 года деятельность по оказанию услуг населению в сфере кабельного телевидения на территории РБ осуществляет 129 субъектов хозяйствования (с государственной формой собственности – 23, с негосударственной – 106).

В FM-диапазоне республики осуществляют вещание 31 радиостанция, из них 15 в г. Минске.

Мелодия века, Новое радио, Русское радио, Юнистар, Ридио-Пилот, Радио-Рокс, Радиус-FM, Радио BA, Радио ОНТ, Радио МИР, Альфа-радио, Белорусское радио, Радио «Минск».

Спутниковое (Космос ТВ, НТВ +).

Производство телепродукции (ФИТ, Видеофакт, ОКО, Свой круг)

 

 

34. Выяўленча-выразныя сродкі тэле- і радыёжурналістыкі

Б.Шоу: есть оин  способ написать слово да или нет, но есть 50 способов их произнести.

Для радио:

- слово  (осн.требование),

- шумы (док, регулирующие, запись),

- музыка (самост/доп.элемент),

- монтаж + спецэффекты.

Для ТВ:

- слово,

- шумы,

- музыка,

- спецэффекты,

- язык  экрана: кадр, план (масштаб), ракурс (угол), тв.монтаж.

I. Радио

Задачи – точно описать объект журн. внимания, достоверно передавать атмосферу, выраж. эмоции, с которыми журналист воспринимает явление.

Выразит.средства:

1) Стилеобразующие (монтаж, звуковая мизансцена, звукообразование, технические средства),

2) Формообразующие (слово, речь, музыка, шум, док.запись вне студии).

Слово и звучащая речь – основное средство передачи интонации. Интонация и экспрессия – осн. приемы общ.воздействия, вне интонации слово не имеет значение. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, и т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя.Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным, от правил печатного слова.

Музыка, шумы - сейчас оценили, много лет считали, что музыка расслабляет. Две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Ее функции: иллюстрировать действия, обозначение места и времени и перемещения в них, передача настроения человека, привлечение внимания. Осн.задача - добиться большей логичности и эффективности воздействия пространства малого экрана на потребителя.

 

Музыка используется в виде: разбивок между инф.блоками в одной передаче; музыкальной «шапки» программы; звуковой декорации, помогающей представить место действия; звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста; художественного средства для создания целостного звукового образа.

Под шумами в радиожурналистике обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире. Шумы выполняют важные функции: 1) служат звуковой характеристикой ситуации, действия. 2) составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической иллюстрации. 3) приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики.

Составление плана  радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы – тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы – отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.

Выделим формы  назначения и использования монтажа: 1) сокращение текста; 2) композиц.перемещение  фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом; 3) уплотнение времени;

использование звуковых выразительных средств  в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; 4) создание различных временных и пространственных планов; 5) создание целостной композиции радиопроизведения.

II. Телевидение – те же средства, что и на радио + свои особенности.

80% информации  человек получает через зрение.

Группы выразительных средств:

1) формообразующие (элементы – форма, жанр, композиционные акценты)

2) стилеобразующие (мобильная группа, число средст может меняться от выбора журналистов, формирует стиль программы, индивидуальные особенности психики и манеры изложения материала журналистом).

ТВ-язык – не нужно описывать детали, легкий и простой язык (диалог), общеупотребительная лексика, н главное видео: те же функции + информационная.

Средства: планы, ракурс, наезды, пнорама, монтаж, затемнение… Компьютерные спецэффекты.

В отличие от газеты или книги радио и телевидение  приходят в каждый дом, в каждую семью живым человеческим голосом.

В создании сюжета пре-производство (подготовка к съемкам) важно так же, как и постпроизводство (монтаж). Пре-производство состоит из а) исследования и б) выработки концепциии и «визуализации» истории.

- Панорамы, Отъезды, Наезды - только если этого требует сюжет.

- Помните о сочетаемости кадров: - избегать последовательности, состоящей из планов в движении, когда, например, за панорамой следует наезд, а за наездом – кадр, снятый в движении. Старайтесь снимать конец движения. Помните: либо в кадре двигаются объекты, либо двигается сама камера.

- Каждый кадр может быть разделен по шкале субъективности и объективности. Крупный план может быть субъективнее, чем общий план – движушийся кадр субъективнее, чем неподвижный кадр. - - Положение человека в кадре: Если у вас в одном репортаже несколько интервью, убедитесь, что вы снимаете их с разных мест. Смена места действия – довольно сильный «крючок» удержания зрительского внимания.

- Угол съемки: Если во время съемки интервью камера стоит выше человека, это зрительно уменьшает его (ее), а если объектив направлен на человека снизу, это его увеличивает. Как правило, устанавливайте камеру на уровне глаз собеседника либо чуть ниже.

- Реакция человека: Человеческая мимика часто передает атмосферу эффективнее, чем неживые объекты.

- Символьные планы: Иногда их называют "визуальными метафорами". Эти те кадры, которые за 3 секунды могут сказать то же самое, что и 30 секунд закадрового текста. Например - распад коммунизма символизировал единственным кадром: памятник Ленину, опрокинутый с пьедестала, либо кувалда, ломающая Берлинскую стену, либо разорванный красный флаг.

-  Стенд-ап: будьте честными. Необходим ли стенд-ап на самом деле, или это просто случай показать себя?

- Интершум: Это третье измерение в телевидении. Это то, что превращает простую двухмерную картинку в трехмерный имидж, приближенный к «реальному миру». Естественный звук всегда находится среди нас. Так что давайте услышим его по телевидению.

 

36. Інфармацыйная бяспека дзяржавы ва ўмовах глабалізацыі

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и  производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

В результате глобализации мир становится более связанным  и более зависимым от всех его  субъектов.

А развитие ИТ усугубляют негативные моменты глобализации.

Современное мировое  информационное и коммуникационное пространство вызывает большую озабоченность  мировой общественности:

1) 25% ресурсов  трудового населения в развитых  странах заняты в сфере информации  и коммуникаций, но неравноправие может привести к существованию мертвых зон и государств, которые не смогут не только угнаться за развитыми странами,

2) опасным источником  угроз выступает возможность концентрации СМИ в руках небольшой группы собственников,

3) источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"