Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

К примеру, уже в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Из указанных проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа: Республика Татарстан и г. Липецк, и четырех технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск.

Сейчас идут работы в 13 ОЭЗ. Из них  в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция  высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут  организованы по типу наукоградов. Предусмотрено  также создание семи зон туристско-рекреационного типа. Уже зарегистрировано 17 резидентов в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах.

В настоящее время разработано  три стратегии по строительству  и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная - до 2012 г.

Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы  в зонах размещались прежде всего  те производства, которые ориентированы  на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с  точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.

    1. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон25

Экономический смысл особых экономических  зон заключается в том, что  федеральная власть устанавливает  для всего региона или его  части свободные экономические  условия, оцениваемые как конкурентное преимущество по сравнению с другими  субъектами РФ. Обычно свободные экономические  зоны предусматривают льготный налоговый  и таможенный режимы для своих  резидентов, что уменьшает их издержки и повышает рентабельность бизнеса. Увеличение числа резидентов свободных  экономических зон, концентрация на определенной территории капитала и  трудовых ресурсов, привлеченных повышенной рентабельностью, обеспечивает экономический  рост региона.

В настоящее время в российском законодательстве и практике можно  выделить два типа свободных экономических  зон%

1) СЭЗ, учрежденные для ряда регионов федеральным центром на внеконкурсной основе и на фиксированный срок (15-25 лет);

2) СЭЗ, создаваемые на бессрочный период на ограниченной территории по инициативе субъектов РФ и прошедшие конкурсный отбор.

К первой группе относятся две СЭЗ, образованные в Магаданской и Калининградской областях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».

Чем обусловлен выбор этих субъектов? Относительно Магаданской области  можно сказать, что этот северный регион с жесткими климатическими условиями  находится на грани прекращения  своего существования ввиду отсутствия жителей. По данным Росстата, миграционные потоки из региона настолько велики, что численность населения за 1990-2008 гг. сократилась почти в 2,4 раза: с 390,3 тыс. чел. до 165,8 тыс. чел.

СЭЗ в Магаданской области функционирует  до 1 января 2015 года и имеет целью  развитие производительных сил, финансового  и товарного рынков и охватывает территорию, расположенную в административных границах города Магадана. Законом  установлено требование к участникам ОЭЗ, согласно которому юридические  лица и индивидуальные предприниматели, во-первых, должны иметь регистрационные  свидетельства, выдаваемые администрацией ОЭЗ, а, во-вторых, осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь  не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.

Для участников СЭЗ установлен следующий  достаточно льготный налоговый режим. До 31 декабря 2006 года при осуществлении  хозяйственной деятельности на территории СЭЗ и в пределах Магаданской  области участники СЭЗ освобождались  от уплаты налогов в части, поступающей  в федеральный бюджет (за исключением  отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального  страхования Российской Федерации). В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники СЭЗ при осуществлении  ими хозяйственной деятельности на ее территории и в пределах Магаданской  области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в  развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской  области. Кроме того, на территории СЭЗ действует режим свободной  таможенной зоны с учетом ряда положений  закона.

Если коротко оценивать результативность СЭЗ в Магаданской области, то можно признать тщетность попыток  федерального центра налоговыми льготами придать импульс экономическому развитию региона.

Образование СЭЗ в Калининградской  области продиктовано геополитическим  расположением региона, которое, возможно, определяет эту область как визитную карточку всей России в глазах экономически развитых стран Евросоюза. Соответственно социально-экономическое развитие данной территории нуждается в ускорении  через льготный налоговый и таможенный режимы. Срок действия СЭЗ в Калининградской  области составляет 25 лет с момента  образования, то есть до 2031 года.

Льготный налоговый режим для  резидентов СЭЗ Калининградской  области распространяется на налог  на прибыль и имущество организаций  и заключается в следующем. В  течение 6 календарных лет со дня  включения юридического лица в единый реестр резидентов СЭЗ в Калининградской  области налог на прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученную при  реализации инвестиционного проекта, взимается по ставке 0% в отношении  налога на прибыль организаций. В  период с 7 по 12 календарный год включительно ставка налога на прибыль организаций  в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного  проекта составляет половину от базовой  ставки налога на прибыль. Аналогичный  подход применяется и в отношении  ставок по налогу на имущество организаций, созданного или приобретенного при  реализации инвестиционного проекта  на территории СЭЗ.

Вторую группу конкурсных СЭЗ бессрочного  действия, функционирующих на строго ограниченных земельных участках регионов, представляют промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные  и портовые особые экономические  зоны, учреждаемые в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации».

Из приведенного перечня видов  СЭЗ особые надежды возложены  на технико-внедренческие зоны, которые  в перспективе должны стать центрами инновационного развития. Прообразом СЭЗ технико-внедренческого типа можно  считать муниципальные образования, получившие статус наукограда в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Для наукоградов не предусмотрены льготные налоговые и таможенные режимы, однако возможно финансирование через соответствующие ФЦП.

В терминах закона под технико-внедренческой  деятельностью понимается создание и реализация научно-технической  продукции, доведение ее до промышленного  применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных  партий, а также создание программных  продуктов, систем сбора, обработки  и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению  и обслуживанию таких продуктов  и систем. Для инвесторов привлекательность  СЭЗ технико-внедренческого типа обусловлена  следующим льготным налоговым режимом:

1) для резидентов технико-внедренческих  СЭЗ установлена сниженная базовая  ставка ЕСН (с 26% до 14%); ст.241 НК  РФ.

2) резиденты СЭЗ вправе применять  к основной норме амортизации  на собственные основные средства  специальный коэффициент, значение  которого не превышает 2; ст.259 НК РФ.

3) для резидентов СЭЗ законом  субъекта РФ налоговая ставка  налога на прибыль, подлежащего  зачислению в региональный бюджет, может быть снижена с 17,5% до 13,5%; ст.284 НК РФ.

4) резиденты СЭЗ освобождаются  от уплаты налога на имущество  организаций в отношении имущества,  учитываемого на балансе организации,  в течение 5 лет с момента  постановки на учет данного  имущества; ст.381 НК РФ.

5) резиденты СЭЗ освобождаются  от уплаты земельного налога  в отношении приобретенных земельных  участков, которые расположены на  территории ОЭЗ, сроком на 5 лет  с момента возникновения права  собственности; ст.395 НК РФ.

6) на территории СЭЗ действует  особый таможенный режим (свободная  таможенная зона).

Таким образом, регионы, имеющие активно  функционирующие технико-внедренческие  зоны, потенциально выступают территориальными точками инновационного роста национальной экономики. В табл.1 представлены результаты мониторинга СЭЗ России.

Данные табл.1 позволяют сделать  следующие выводы.

Во-первых, учитывая прошедший 3-х летний период с момента принятия закона №116-ФЗ, число зарегистрированных в  СЭЗ резидентов не позволяет говорить о высокой восприимчивости регионами  и их хозяйствующими субъектами новых  институциональных форм. По данным Федерального агентства по управлению СЭЗ на 22 октября 2008 года, в проекте  приняли участие 13 субъектов РФ (из 83 регионов). Всего в них было зарегистрировано 115 резидентов, из которых 76,5% в СЭЗ  технико-внедренческого типа (табл.1).

Во-вторых, несмотря на очевидный кризис в развитии внутреннего туризма  и портовой инфраструктуры, преимущества соответствующих типов СЭЗ пока остаются не востребованными.

В-третьих, с точки зрения географического  распределения СЭЗ и их резидентов, лидером, как и по прочим экономическим  показателям, выступает ЦФО, на долю которого приходится 43,5% всех резидентов СЭЗ. Данное обстоятельство характеризует экономическую пассивность остальных федеральных округов страны.

В свете приведенной выше информации несколько комментариев необходимо сделать относительно Калининградской  области и ее конкурентных преимуществ. В настоящее время получается, что с точки зрения правового  статуса Калининградская область  имеет практически все возможные  атрибуты - это и игорная зона, и СЭЗ туристско-рекреационного типа, и СЭЗ по закону от 10 января 2006 года N 16-ФЗ. Плюс к этому федеральный  бюджет осуществляет поддержку области  через отдельную долгосрочную ФЦП.

СЭЗ - это долгосрочные проекты  стимулирования социально-экономического развития регионов, которые по своей  эффективности и времени наступления  ощутимых результатов имеют значительные временные лаги, а могут и вообще не иметь экономического эффекта. Однако, учитывая короткий период времени функционирования СЭЗ (за исключением магаданской) подводить  итоги и давать строгие оценки эффективности данного механизма  преждевременно. Вместе с тем, наиболее оперативный институт региональной поддержки - ФЦП - тоже не отличается радикальными успехами по субъектам РФ.

    1. Влияние свободных  экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона26

Сделать Россию способной конкурировать  с развитыми странами в ближайшем  будущем можно путем обеспечения  конкурентных преимуществ в определенных отраслях народного хозяйства на местном, региональном, а потом федеральном  и международном уровнях. Определение  отраслей народного хозяйства, способных  создать конкурентный задел для  экономики РФ и нуждающихся в  государственной поддержке, — отдельная  задача. В России наиболее крупным  сегментом наукоемкой высокотехнологичной  индустрии, имеющим возможность  на равных конкурировать с экспортной продукцией развитых стран на мировых  рынках, является ориентированная на внешние поставки часть машиностроительной отрасли. Применяемые в отраслях наукоемкие технологии создают большое  число рабочих мест не только на этих предприятиях, но и в смежных  отраслях промышленности.

Зарубежный опыт показывает, что  развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной  политикой, направленной на создание благоприятных  условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности  отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования  общепринятых и доказавших свою эффективность  инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее  финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки.

Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и применения особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ). Несмотря на все очевидные  преимущества ОЭЗ, процесс их образования  в России не получил должного развития. Возникающие при функционировании ОЭЗ проблемы носили разноплановый  характер. Они требуют решения  организационных, нормативно-правовых, информационных и методических вопросов.

Разработка научно-методического  обеспечения отбора претендентов на создание ОЭЗ, правил применения механизма  таможенных и налоговых льгот  на предприятиях — резидентах ОЭЗ, выявление резервов повышения эффективности  их функционирования позволит более  обоснованно принимать решения  о целесообразности создания ОЭЗ, присвоении и лишении статуса резидента  ОЭЗ, повысит достоверность и  полноту контроля соблюдения требований законодательства на территории ОЭЗ, упорядочит процедуру проведения такого контроля, создаст благоприятные предпосылки  для развития отечественных отраслей народного хозяйства путем привлечения  инвестиций и открытия новых конкурентоспособных  производств. Реально работающие предприятия  — резиденты ОЭЗ — смогут заставить  работать другие субъекты хозяйственной  деятельности смежных отраслей и  тем самым повлиять на улучшение  социально-экономической ситуации в регионе и во всей стране в  целом. Все это будет способствовать эффективной реализации экономического потенциала региона.

Информация о работе Свободные экономические зоны